Световое эхо мертвого квазара

Изображение из статьи Schawinski et al. arXiv: 1011.0427

В астрономии есть немножко места для своеобразной археологии. Большие расстояния и конечная скорость света дают возможность заглянуть в прошлое. Например, анализируя спектр излучения пыли вокруг остатка сверхновой, удалось «поймать» спектр самой сверхновой, вспыхнувшей несколько сот лет назад. Но иногда удается заглянуть в прошлое еще дальше.

Ханни ван Аркель (Hanny van Arkel) участвовала в проекте Galaxy Zoo. Ей удалось обнаружить интересный объект, который назвали в ее честь Hann/s Voorwerp (по-голландски voorw-erp обозначает «объект»). Оказалось, что это большое (более 10 килопарсек в поперечнике) облако ионизованного газа. Кто же ионизовал газ? Облако расположено вблизи галактики IC 2497. Может быть, она постаралась? Но галактика вполне тихая. От нее до облака где-то 45 -70 тысяч световых лет. Значит .

Значит, можно себе представить, что только сейчас галактика выглядит спокойно, а в прошлом! Ведь если что-то ионизовало газ в облаке, то это было как минимум 70 000 лет назад. Тогда в галактике мог светить квазар. Именно так и думают авторы статьи, появившейся недавно в Архиве (arXiv: 1011.0427).

И у них есть аргументы в пользу этого – спектр Объекта Ханни. Кроме этого, радионаблюдения IC 2497 показывают наличие джета, который направлен как раз в сторону облака. То есть, мы видим сейчас мертвый квазар, который был активен всего лишь 70 000 лет назад или даже меньше. Новые рентгеновские наблюдения авторов статьи показывают, что квазар именно «выключился». Не загорожен каким-то поглощающим веществом (что бывает), а просто «не светит». Активное ядро в галактике есть, но очень слабенькое. Видимо, изменился режим аккреции на центральную черную дыру, что бывает в тесных двойных системах, но никогда не наблюдалось у квазаров, так как, вместо характерного времени переменности порядка дней у черных дыр звездных масс в тесных двойных системах, у квазаров время переменности должно быть порядка десятков тысяч лет, поскольку черные дыры там в десятки и сотни миллионов раз тяжелее, чем в двойных.

Галактика IC 2497 находится на красном смещении z = 0.0502. То есть не такое уж большое время назад это был самый близкий к нам квазар.