Наталья Безаева: «Российское образование — лучшее в мире»

Наталья, газета ТрВ-Наука поздравляет Вас с авторством в очень интересной статье и ее принятием в печать в один из наиболее престижных научных журналов. Расскажите, каков был Ваш непосредственный вклад в эту работу?

Слева направо: Наталья Безаева; проф. Владимир Ильич Трухин – руководитель ее российской диссертации; проф. Пьер Рошетт – руководитель французской диссертации

— Спасибо! При работе по теме кандидатской диссертации я участвовала в создании экспериментальной установки по измерению остаточной намагниченности образцов горных пород и метеоритов при воздействии гидростатических давлений до 1,8 ГПа. Кстати, уникальная немагнитная композитная камера высокого гидростатического давления (один из ключевых элементов установки) была разработана в Троицке Равилем Асхатовичем Садыковым — зав. сектором ЛНИ ИЯИ РАН и аналитическим сектором ИФВД РАН и моим ближайшим коллаборатором. В цитируемой Вами статье мои коллеги и соавторы применили отлаженную мной экспериментальную методику к образцам Лунного грунта. Я также занималась разработкой и отлаживанием экспериментальной методики генерации ударных воздействий с заданным пиковым давлением ударной волны с помощью лазеров. Эта методика была использована в опубликованной работе для генерации шоковых воздействий на образцы Лунного грунта.

Вы окончили аспирантуру МГУ за два года, защитив в 2007 г. диссертацию на соискание степени кандидата физ.-мат. наук. После этого, через год, Вы получили степень Ph.D. во Франции. В чем причина такого быстрого прогресса?

— Ну, наверное, в хорошем образовании (физфак МГУ; я считаю, что российское образование — лучшее в мире), работоспособности и умении работать на результат. Также ключевую роль сыграли постановка перспективной научной задачи и постоянная поддержка моего научного руководителя — д.ф.-м.н. проф. Владимира Ильича Трухина. Владимир Ильич всегда отличался широтой мышления и еще в студенческие годы поставил передо мной задачу, решение которой сразу давало кандидатскую диссертацию. Это позволило мне защититься в Москве за два года.

Я поступила в аспирантуру физфака МГУ в марте 2005 г. В том же году я получила стипендию французского Правительства для написания диссертации при совместном франко-российском научном руководстве и оформила франко-русскую аспирантуру, поступив в аспирантуру Университета Экс-Марсель III. Такая схема аспирантуры подразумевает работу в России и во Франции по шесть месяцев в году и позволяет получить два диплома по результатам единой защиты. В моем случае я защищалась дважды и на две разные темы в связи с тем, что мой научный проект в аспирантуре разделился на два параллельных и независимых друг от друга проекта. В Москве я продолжала работать по теме моей выпускной дипломной работы, а во Франции — на новую тему в лаборатории CEREGE CNRS (г. Экс-ан-Прованс). В Москве я занималась численным моделированием, во Франции — физическим экспериментом.

Думаю, что здесь нет никакого секрета: у меня была цель, жесткие сроки и хорошие условия работы: интересный международный научный проект, хорошие рабочие коллективы в России и во Франции. Коллеги всегда и во всем мне помогали, поддерживали меня. Не буду скрывать, что работы было очень много и мне было сложно, но я просто работала, что привело к достижению поставленной цели в заданные сроки.

Имея опыт обучения в России и Франции, не могли бы Вы сформулировать в двух словах различия научно-образовательных систем двух стран, их преимущества и недостатки?

— В России образование — более широкое, во Франции — более узкоспециализированное. Я не отношу это к преимуществам или недостаткам: это просто национальные особенности двух разных научно-образовательных систем. Например, если речь идет об обучении в аспирантуре, то во Франции преобладает проектный подход, в России — процессный. Во Франции обучение в аспирантуре больше рассматривается как «бизнес»-проект с ограниченными сроками, ресурсами и четко поставленной целью — защитой диссертации. Поэтому практически все аспиранты во Франции защищают диссертацию за 3-4 года. В России аспирантура — это продолжение образования: у нас делается акцент на образовательную составляющую, а не на конечный результат (защита). Наши аспиранты как правило занимаются не только своей научной темой, но и знакомятся со смежными областями науки. Это очень помогает в дальнейшей научной работе (после защиты диссертации).

Ну и, наконец, Ваши ближайшие планы на будущее?

— В 2010 г. я поступила в докторантуру физического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Через три года планирую представить к защите докторскую диссертацию. Это, наверное, мои самые ближайшие планы. Мой научный проект связан с изучением магнетизма горных пород и внеземного вещества. На настоящий момент я работаю на физфаке МГУ и в «Империал Колледж» в Лондоне.

Вопросы задавал
Алексей Иванов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

 См. также:

  • Экскурсия в Центре протонной терапии ИЯИ17.11.2020 На острие науки C 26 по 30 октября 2020 года, пять дней подряд, 30 учителей базовых школ РАН из разных регионов России слушали лекции ведущих ученых — членкоров и академиков РАН, директоров институтов, — а затем отправлялись на экскурсии. О состоявшемся событии ТрВ-Наука рассказывает Владимир Миловидов.
  • Рис. 1. Схема потока нового знания (стрелки а) и научных кадров (стрелки b)09.11.2019 Идеальное устройство науки в идеальном Российском государстве Цель данного сочинения — абстрагироваться от действительности и, приняв, что нет никаких ограничений с финансированием и проблем с волей государства, сконструировать идеальную систему организации науки в РФ, в которой обе стороны остаются максимально довольны друг другом. Следовательно, прежде всего надо сформулировать стратегию развития и разработать тактику.
  • Сталин и казни философов18.05.2018 Сталин и казни философов С упорством и хитростью «мелкого восточного деспота» (так назвал его однажды Бухарин) росла год от года тяга Сталина к самовозвеличению. Хронология его масштабных вмешательств в развитие различных научных дисциплин говорит лучше, чем что-либо другое, о безостановочном, до известной степени болезненном стремлении вторгаться в научные сферы, в коих он мало что понимал.
  • Божественная искра13.03.2018 Божественная искра Осенью 2017 года в Принстоне, не дожив до 52 лет, ушел из жизни выдающийся математик, лауреат Филдсовской премии Владимир Воеводский. О том, какую математику оставил после себя Владимир Александрович, Ольга Орлова расспрашивала специалиста по алгебраической геометрии, профессора РГГУ и Независимого московского университета, докт. физ.-мат. наук Георгия Шабата.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: