Космический телескоп «Гершель»: другое зрение

Herschel, ESA

В мае 2009 г. Европейское космическое агентство запустило космический телескоп «Гершель» (см. ТрВ-Наука № 33 от 21 июля 2009 г.). Напомним, что «Гершель» (Herschel Space Observatory) работает в далеком инфракрасном диапазоне, доходящем до длин волн около 0,5 мм. Находится в Лагранжевой точке Земли (L2), на расстоянии около 1,5 млн км. Это самый большой из космических телескопов: диаметр зеркала – 3,5 м, детекторы работают при гелиевой температуре 1,4 К. Запас охлаждающего жидкого гелия – 2 м3, этого хватит на 3 года. Так что, в отличие от «Хаббла», срок жизни «Гершеля» жестко ограничен.

Основной объект наблюдения – холодная пыль в Галактике (от десяти до сотен градусов Кельвина) и далекая Вселенная на больших красных смещениях. Пока что большинство опубликованных снимков касается галактической пыли, которая интересна прежде всего тем, что связана с ранними этапами образования звезд.

Herschel, ESA

«Гершель» видит совсем не то, что «Хаббл», – он почти не видит звезд (если звезда не окружена пылью) и горячего светящегося газа. Зато он видит самые «внутренности» плотных пылевых туманностей; пыль для него – прозрачный источник света, как газ для «Хаббла». В результате на снимках видно нечто новое. Прежде всего – пузыри в недрах туманностей, выглядящие на снимках голубыми (на самом деле это далекий инфракрасный: голубой цвет соответствует длине волны 70 микрон, красный – 500 микрон). Эти пузыри выдуты ветром ярких звезд – «Хаббл» тоже видит подобные пузыри, но только когда пыль вокруг рассеялась. Пожалуй, наиболее эффектно смотрится туманность Розетка. Яркие оранжевые пятна слева – протозвезды; коконы – будущие звезды (они также видны на некоторых снимках «Хаббла»).

Hubble NASA
Herschel, ESA

Наконец, космический курьез. «Хаббл» снял деталь туманности NGC 1999, которая выглядит как замочная скважина и названа соответственно (Keyhole). Полагали, что это пылевое облако причудливой формы на фоне светлой газовой туманности. Тогда бы «Гершель» видел эту деталь яркой – пыль светится в его диапазоне. Но на снимке «Гершеля» эта деталь тоже темная, значит, это дыра в светящейся туманности, т.е. все-таки скважина.

Полосу подготовил