Гонка за космос. За платный космос

Рис. 1. Изображение космического корабля SpaceShipTwo, разработанного дизайнерами компании Virgin Galactic. Фото с сайта www.virgingalactic.com
22 октября глава компании Virgin Galactic британский миллиардер сэр Ричард Брэнсон в торжественной обстановке открыл первый в мире частный космопорт (взлетно-посадочную полосу для ракетопланов), который находится в штате Нью-Мексико (США). В заметке Марата Мусина дается краткий обзор современного состояния коммерческого космического туризма и рассказывается о наиболее важных испытаниях, прошедших за последнее время.

С 1986 г., когда сенатор Билл Нельсон стал первым непрофессиональным астронавтом, попавшим в космос, и до 2009 г., когда на МКС слетал последний на сегодня космический турист — Ги Лалиберте, — теоретическая возможность попасть в космос была у любого здорового жителя Земли. При наличии, конечно, 20 млн долл. Однако в связи со сворачиванием программы Space Shuttle загрузка космических кораблей «Союз» возросла, и полеты туристов временно прекратились. Получается, что спрос на частные полеты в космос есть, а вот предложений нет. Такая ситуация явно противоречит современной экономической модели, поэтому появление частных компаний для отправки туристов в космос было предопределено. Очень кстати пришелся подписанный в 1990 г. закон Launch Services Purchase Act, который давал частным американским компаниям право совершать суборбитальные полеты и — в перспективе — заниматься доставкой грузов на орбиту. Это позволит в будущем сосредоточить деятельность NASA на дорогостоящих научных проектах и привлечет в отрасль космических перевозок новые энергичные компании.

За 12 лет, прошедших с момента основания Space Adventures, первой частной компании для отправки туристов в космос, сформировалась целая индустрия, которой присущи все атрибуты молодой высокотехнологичной отрасли. Есть компании, которые разрабатывают космические суборбитальные аппараты. Есть компании, которые думают о долгосрочной перспективе и сразу замахиваются на постройку космических станций и орбитальных гостиниц. Есть ряд частных фондов, которые спонсируют наиболее перспективных разработчиков, оставляя за собой право вести маркетинговую политику и продавать билеты. Присутствует логичная государственная (через гранты NASA) поддержка различных программ, повышающая конкуренцию среди участников проекта. Есть, наконец, негосударственный фонд X-Prize, который учредил призы для компаний, первыми добившихся серьезных успехов. В этой пестрой компании появились свои фавориты, неудачники, а также неформалы.

Рис. 2. Космический корабль компании Armadillo Aerospace совершает посадку на имитацию лунной поверхности. Фото с сайта www.armadilloaerospace.com
Эта статья посвящена двум важным событиям, произошедшим в недавнее время: первому тестовому полету корабля SpaceShipTwo и подписанию договора между компаниями Armadillo Aerospace и Space Adventures.

10 октября 2010 г. туристический космический корабль SpaceShipTwo отделился от самолета-носителя WhiteKnightTwo и совершил первый самостоятельный полет. Напомним, что Virgin Galactic, которой принадлежит корабль, — это та самая компания, которая выиграла Ansari X-Prize — приз в 10 млн долл. для первой негосударственной организации, совершившей два пилотируемых суборбитальных космических полета на одном многоразовом космическом аппарате в течение двух недель.

В ходе последних испытаний управляемый пилотом суборбитальный корабль с заглушенными двигателями спланировал с высоты 13,7 км и приземлился на ВПП единственного в США частного космодрома в пустыне Мохаве. Во время полета была проверена система отсоединения корабля от самолета-носителя, отработана технология запуска основного двигателя, спуска и приземления.

Таким образом, началась третья — из семи заявленных — фаза испытаний суборбитального корабля. Наземные испытания и совместные полеты самолета-носителя WhiteKnightTwo, начавшиеся в марте 2010 г., были успешно закончены. На 2011−2012 гг. запланированы последние стадии испытаний: кратковременное включение двигателя на дозвуковых скоростях, преодоление звукового барьера, выход на высоту границы космического пространства (100 — 110 км) и, наконец, полноценный суборбитальный полет, после которого проект должен получить лицензию на коммерческие запуски. Всего планируется провести более 100 тестовых запусков. В то же время нужно помнить, что, по словам Берта Рутана, легендарного аэрокосмического конструктора, дизайнера SpaceShipTwo, «…корабль [для космического туризма] будет так же безопасен, как самолеты 1920-х годов. Не верьте, когда говорят, что безопасность этого корабля будет на уровне современных лайнеров — их совершенствуют уже 70 лет» [1].

Особенностью SpaceShipTwo будет использование нового метода входа в атмосферу, так называемого «feathered reentry» (вход на бреющем полете). Суть идеи, предложенной инженерами и дизайнерами, в том, что при выходе на расчетную высоту крылья корабля складываются определенным образом, тормозя космоплан о верхние слои атмосферы. Корабль спускается со скоростями, меньшими по сравнению, например, с шаттлами, а значит, не надо уделять такое большое внимание теплозащите, которая сильно увеличивает вес корабля, а значит, и стоимость полета. Кроме того, аэродинамика корабля позволяет ему входить в атмосферу под любым углом. Компьютерное моделирование полета под названием «Virgin Galactic Space Tourist Animation» доступно в Интернете [2].

Хотя первые коммерческие запуски запланированы на конец 2012 г., уже более 340 человек забронировали места на официальном сайте компании [3]. По сравнению с полетом на МКС этот полет обойдется в скромную сумму — 200 тыс. долл. После возвращения на Землю космические туристы получат штамп в паспорт, подтверждающий полет в космос.

Но всё не так безоблачно для SpaceShipTwo: уже в ближайшее время Virgin Galactic может ощутить сильную конкуренцию со стороны компании Armadillo Aerospace. В мае 2010 г. Armadillo Aerospace и Space Adventures подписали договор о сотрудничестве, а это значит, что команда Джона Кар-мака, известного программиста, основателя компании Id Software, получит хорошую финансовую помощь, маркетинговую поддержку и более 200 гарантированных клиентов [4]. Сейчас у Armadillo Aerospace нет готового корабля, который мог бы конкурировать с SpaceShipTwo. Но их прототип выигрывал Lunar Lander Challenge — соревнования, проводимые под эгидой NASA для аппаратов вертикального взлета и посадки, которые потенциально смогут сесть на поверхность Луны и вернуться на Землю — в 2008 и 2009 гг. Не называя точных сроков, Кармак утверждает, что первых туристов они могут отправить в 2012 г.

Рис. 3. Фотография космического корабля SpaceShipTwo и самолета– носителя WhiteKnightTwo во время испытательного полета. Фото с сайта www.virgingalactic.com
Считается, что космический туризм может стать новым источником идей и финансирования космических разработок, замедлившихся после сворачивания американцами программы Constellation. И действительно, почти каждая компания привносит новаторские идеи, которые редко применялись в государственных программах или не применялись никогда:

Компания Armadillo Aerospace предлагает космические корабли вертикального взлета и посадки.

Технология «fethered reentry»: вход в атмосферу на малой скорости компании Virgin Galactic.

SpaceShipTwo для выхода на расчетную высоту использует самолет-носитель WhiteKnightTwo, выполненный по редкой двухбалочной схеме (на рис. 3 показан самолет-носитель с подвешенным космическим кораблем).

Датские разработчики из Copenhagen Suborbitals пытаются предложить ультракомпактную ракету «Тихо Браге» (об этой разработке мы подробно рассказывали в ТрВ-Наука № 62).

Компания Boeing предлагает использовать одноразовую тепловую защиту для своих пилотируемых космических кораблей CST-100.

Компания Bigelow Aerospace работает над созданием надувных космических станций и уже запустила модули Genesis I и Genesis 2.

Такая большая конкуренция среди компаний вполне объяснима: в столь молодой отрасли пришедший к финишу первым снимает все сливки. Кто первым запустит человека в космос, тот обеспечит себе лидерство на несколько лет. Все компании на начальном этапе находились в практически равных условиях, поэтому преимущество той или иной команды обычно прямо пропорционально количеству денег, вложенных в проект. Стоимость разработок настолько высока, что ни одна компания не выдерживает ранее заявленных графиков тестовых пусков. Таким образом, нынешние фавориты могут упустить свое первенство -это уже не раз случалось. Наблюдать за очередным, на этот раз сугубо мирным витком космической гонки очень увлекательно.

А Земля уже потихоньку готовится к буму космического туризма — например, не каждый знает, что наземная инфраструктура тоже развивается. И это не только сети по продажам маек и ручек с символикой компаний-участниц: космодромы в США (Калифорния, Оклахома, Нью-Мексико, Вирджиния, Аляска, Висконсин), Швеции, Сингапуре, на Маршалловых островах, в Арабских Эмиратах готовы стать стартовой площадкой для состоятельных людей, желающих посмотреть на Землю из космоса.

На всякий случай, если вы твердо решили полететь в космос, а частные компании — что вполне возможно — вновь отложат свои старты, не спешите расстраиваться: к 2013 г. Роскосмос планирует увеличить число запусков ракет «Союз» до пяти в год, что позволит освободить одно-два места в год для космических туристов по прежним ценам — 20−30 млн долл.

1. http://en.wikipedia.org/wiki/SpaceShipTwo

2. www.youtube.com/watch?v=9Ng6G7KsPjA&feature=channel

3. www.virgingalactic.com

4. www.armadilloaerospace.com/n.x/Arma-dillo/Home/News?news_id=370

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Связанные статьи

avatar
  Подписаться  
Уведомление о

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: