Atlantis завершил свой путь «Рассветом»

Фото NASA

В мае 2010 г. начал опускаться занавес над величайшей эпохой в мировой космонавтике: из эксплуатации выводят многоразовые космические корабли системы Space Shuttle. И первым «на прикол» отправился шаттл Atlantis, вернувшийся из экспедиции STS-132, в ходе которой он привез на МКС российский модуль «Рассвет».

Свой первый полет Atlantis (OV-104 — сокращение от Orbiter Vehicle), построенный четвертым в серии (после Columbia, Challenger и Discovery), совершил в октябре 1985 г. в рамках миссии STS-51J, которая проходила в интересах американского Министерства обороны. Кстати, свое название «челнок» получил в честь научного судна — океанографического исследовательского парусника, который проработал с 1930 по 1966 год.

Как это было принято писать в советских газетах, трудовая биография шаттла содержит немало ярких страниц. Если коротко в цифрах: «пробег» — 189 млн км, 282 дня на орбите, 4462 витка вокруг Земли, 31 полет, 185 астронавтов, 7 стыковок со станцией «Мир» (из 11 миссий шаттлов к последней советской орбитальной станции) и 10 — с МКС. Всё это — за 25 лет эксплуатации. Кроме этого в активе «челнока» — доставка на МКС американского модуля Destiny, европейского Columbus, финальная сервисная миссия к космическому телескопу Hubble, запуск миссий Magellan к Венере и Galileo к Юпитеру (обе — в 1989 г.) и одной из четырех «великих обсерваторий NASA» — гамма-обсерватории CGRO (Compton Gamma Ray Observatory).

В сентябре назначен последний старт шаттла Discovery (STS-133), в ноябре — Endeavour (STS-134). Кстати, сам Atlantis на это время еще побудет в строю. Поскольку он пока «в хорошей форме», то послужит запасным «челноком» для обоих миссий. Ну а дальше NASA некоторое время придется пользоваться нашими «Союзами».

Алексей Паевский

• Впервые вокруг карлика10.03.2015 Впервые вокруг карлика 6 марта на сайте NASA появилось сообщение, что зонд агентства впервые вышел на орбиту вокруг карликовой планеты. Речь идет об аппарате Dawn, начавшем движение вокруг Цереры, которая два с небольшим века считалась астероидом номер один, а с 2006 года - одной из пяти (пока) карликовых планет Солнечной системы.
  • Топ-10 научных открытий в окрестностях Сатурна за 2014 год24.02.2015 Топ-10 научных открытий в окрестностях Сатурна за 2014 год Миссии «Кассини» (Cassini) в окрестностях Сатурна идет второй десяток лет. За это время одних сближений с Титаном случилось более сотни. Объем научной информации и количество открытий огромно, поэтому каждый год сотрудники Лаборатории реактивного движения NASA публикуют список самых важных научных достижений Cassini за предыдущий год. Не стало исключением и начало этого года.
  • Чилийские телескопы говорят по-русски18.06.2013 Чилийские телескопы говорят по-русски Популяризация науки силами самих ученых - это система.
  • 10 лучших снимков Саssini за 2012 год29.01.2013 10 лучших снимков Саssini за 2012 год В портфолио одного из самых плодотворных космических фотографов — зонда NASA Сassini — тысячи снимков с бесценной научной информацией. Каждый год астрономы, работающие с Cassini выбирают десятку самых впечатляющих снимков. Вот Топ-10 за 2012 год.