Atlantis завершил свой путь «Рассветом»

Фото NASA

В мае 2010 г. начал опускаться занавес над величайшей эпохой в мировой космонавтике: из эксплуатации выводят многоразовые космические корабли системы Space Shuttle. И первым «на прикол» отправился шаттл Atlantis, вернувшийся из экспедиции STS-132, в ходе которой он привез на МКС российский модуль «Рассвет».

Свой первый полет Atlantis (OV-104 – сокращение от Orbiter Vehicle), построенный четвертым в серии (после Columbia, Challenger и Discovery), совершил в октябре 1985 г. в рамках миссии STS-51J, которая проходила в интересах американского Министерства обороны. Кстати, свое название «челнок» получил в честь научного судна – океанографического исследовательского парусника, который проработал с 1930 по 1966 год.

Как это было принято писать в советских газетах, трудовая биография шаттла содержит немало ярких страниц. Если коротко в цифрах: «пробег» – 189 млн км, 282 дня на орбите, 4462 витка вокруг Земли, 31 полет, 185 астронавтов, 7 стыковок со станцией «Мир» (из 11 миссий шаттлов к последней советской орбитальной станции) и 10 – с МКС. Всё это – за 25 лет эксплуатации. Кроме этого в активе «челнока» – доставка на МКС американского модуля Destiny, европейского Columbus, финальная сервисная миссия к космическому телескопу Hubble, запуск миссий Magellan к Венере и Galileo к Юпитеру (обе – в 1989 г.) и одной из четырех «великих обсерваторий NASA» – гамма-обсерватории CGRO (Compton Gamma Ray Observatory).

В сентябре назначен последний старт шаттла Discovery (STS-133), в ноябре – Endeavour (STS-134). Кстати, сам Atlantis на это время еще побудет в строю. Поскольку он пока «в хорошей форме», то послужит запасным «челноком» для обоих миссий. Ну а дальше NASA некоторое время придется пользоваться нашими «Союзами».

Алексей Паевский