Эксцентричный монстр

Одна из самых тяжелых среди сверхмассивных черных дыр находится в галактике М87. Это гигантская эллиптическая галактика в ближайшем к нам скоплении в созвездии Дева. Масса дыры составляет 6-7 млрд солнечных. Это много. У галактики активное ядро. Наблюдаются струи (джеты), бьющие из него.

Обычно сверхмассивные черные дыры сидят в самых центрах галактик. Логично предположить, что чем массивнее дыра, тем «центральнее» она должна быть. А вот в случае М87 это не так.

Измерения на космическом телескопе имени Хаббла показали, что дыра смещена относительно центра галактики на 6-7 парсек. На расстоянии более 16 мегапарсек это всего лишь одна десятая угловой секунды, но это удалось заметить.

Сдвинуть монстра весом в шесть миллиардов масс Солнца непросто. Есть несколько возможностей это сделать: асимметрия джета (здесь авторы ссылаются еще на Шкловского), двойная черная дыра, возмущение от массивного объекта, гравитационно-волновая ракета.

Однако, чтобы добиться сдвига на 6 парсек, в первых трех сценариях надо сделать предположения, которые противоречат фактам: выброс вещества в джете должен быть больше, чем это наблюдается, вторая черная дыра вызовет заметную прецессию джета, а возмущающее тело должно быть слишком массивным. Поэтому авторы полагают, что наиболее вероятен сценарий с гравитационно-волновой ракетой.

Дело в том, что при слиянии двух черных дыр итоговая дыра приобретает скорость. Это происходит из-за асимметричного излучения гравитационных волн на поздних стадиях слияния. Полученная скорость может быть довольно большой — сотни километров в секунду. Этого достаточно, чтобы объяснить наблюдаемый сдвиг без противоречий с другими данными по М87.

Работа опубликована в виде е-принта arXiv: 1005.2173 (Batcheldor et al.).

• Астрофизика‑202012.01.2021 Астрофизика‑2020 За год в астрофизической части Архива (arXiv.org) появилось около 15 тыс. статей. Это, конечно, снова рекорд, хотя прирост по сравнению с 2019 и 2018 годами совсем небольшой. Тем не менее есть из чего выбирать. Основными темами нашего ежегодного обзора станут результаты работы крупных проектов, несколько громких, но пока не до конца понятных заявлений об открытиях, экзопланеты и, разумеется, быстрые радиовсплески. Однако начнем с «плановых» результатов.
  • Лямбда-член и фарфоровый чайник25.09.2018 Лямбда-член и фарфоровый чайник Продолжаем публикацию глав из будущей книги астрофизика, профессора РАН Сергея Попова. Книга будет называться «Все формулы мира» и выйдет в издательстве «Альпина нон-фикшн» в следующем году Предыдущий отрывок из книги см. в позапрошлом номере ТрВ-Наука. В этот раз речь пойдет о разновидностях научных гипотез на примерах из астрофизики: ускоренное расширение Вселенной, темная энергия и темная материя, поиск внеземного разума, черные дыры…
  • Как расширялась Вселенная в 2013 году14.01.2014 Как расширялась Вселенная в 2013 году В ушедшем году в астрофизике не произошло каких-то революций. Однако это не означает, что в этой области не было интересных открытий.
  • Михаил Ревнивцев: «Теория ради теории скучна»17.02.2009 Михаил Ревнивцев: «Теория ради теории скучна» 9 февраля 2009 г. в Кремле состоялась церемония вручения Премий Президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых за 2008 г. Первыми лауреатами стали хирург Е.Е.Ачкасов, специалист в области минералогии С.В.Кривовичев, математикА.Г.Кузнецов и астрофизикМ.Г.Ревнивцев.