Дендритные клетки на защите мозга

Головной мозг окружен целым рядом защитных оболочек. Доступ к нему затруднен как для повреждающих факторов, так и для защитных клеток иммунной системы, и долгое время считалось, что в норме он находится вне зоны действия иммунной системы. Однако исследование ученых из Университета Рокфеллера показало, что мозг может обладать собственной специализированной иммунной защитой.

Дендритные клетки на защите мозга
Особая популяция стражей иммунной системы: дендритные клетки (зеленый цвет) собираются на границе поврежденной ткани мозга и побуждают Т-лимфоциты (красный цвет) бороться с инфекцией. (Фото из пресс-релиза Университета Рокфеллера.)

В 2008 г. эти исследователи установили, что в мозге присутствует собственная популяция так называемых дендритных клеток. Клетки такого типа участвуют в развитии иммунных реакций в других частях тела, проводя предварительную переработку вредных веществ (антигенов) и передавая их Т-лимфоцитам, которые затем размножаются и атакуют антигены. В новом исследовании, результаты которого были опубликованы в журналах Proceedings of the National Academy of Sciences и Brain Behavior and Immunity, исследователи Университета Рокфеллера доказали, что дендритные клетки мозга также способны участвовать в иммунных реакциях. Исследователи, возглавляемые выпускником Университета Рокфеллера Андресом Готфрид-Блэкмором (Andres Gottfried-Blackmore), который в настоящее время учится в медицинском колледже Weill Cornell, ввели в мозг мыши гамма-интерферон – вещество, вырабатывающееся при развитии воспалительных процессов. Это привело к увеличению числа мозговых дендритных клеток, но не за счет дендритных клеток, находящихся вне мозга. Далее, исследователи ввели дендритные клетки мозга в контакт с модельным антигеном, и это привело к размножению Т-лимфоцитов, специфических к этому антигену. Наконец, дендритные клетки мозга оказались значительно более эффективными стимуляторами Т-лимфоцитов, чем широко распространенные в мозге микроглиальные клетки, возможное участие которых в иммунных реакциях уже было показано раньше. Таким образом, была показана способность дендритных клеток активно участвовать в защите мозга.

В серии экспериментов, проводившихся в том же университете под руководством постдока Дженифера Фелгера (Jennifer Felger) в сотрудничестве с медицинским колледжем Weill Cornell, исследовалось поведение дендритных клеток мозга, меченных флуоресцентным белком, после инсульта, вызванного у подопытных мышей. Оказалось, что они ведут себя иначе, нежели дендритные клетки вне мозга: они выстроились по периметру зоны поражения, формируя барьер между пораженной и здоровой тканью.

С.Ш., по материалам пресс-релиза