Вернем России мозги

Транс­па­рант с лозун­гом, созвуч­ным это­му заго­лов­ку, был раз­вер­нут на цере­мо­нии награж­де­ния побе­ди­те­лей оче­ред­но­го кон­кур­са «Науч­ный музей в XXI веке». Кон­курс орга­ни­зо­ван фон­дом «Дина­стия» и про­во­дит­ся тре­тий раз. Орга­ни­за­то­ры ста­ра­ют­ся сде­лать каж­дую цере­мо­нию яркой и неза­бы­ва­е­мой, что­бы рас­сказ о каж­дом музее или экс­по­зи­ции орга­нич­но впле­тал­ся в кан­ву обще­го сце­на­рия пред­став­ле­ния, а не был про­стым пере­чис­ле­ни­ем назва­ний и фами­лий.

Цере­мо­ния награж­де­ния состо­я­лась в теат­раль­ном цен­тре им. Вс. Мей­ер­холь­да и назы­ва­лась «науч­но-попу­ляр­ной опе­рой». Всем сво­им сти­лем и всем сво­им смыс­лом она про­ти­во­ре­чи­ла духу вре­ме­ни. Геро­я­ми (реаль­ны­ми) были подвиж­ни­ки и энту­зи­а­сты со всех кра­ев Рос­сии. Сим­во­ли­че­ски­ми анти­ге­ро­я­ми – мах­ро­вые потре­би­те­ли и обы­ва­те­ли с заму­со­рен­ны­ми голо­ва­ми. Глав­ным сим­во­лом – мозг. Теат­раль­ное дей­ство было сти­ли­зо­ва­но под эпо­ху Про­све­ще­ния (XVIII в.) и одно­вре­мен­но име­ло чер­ты совре­мен­но­го капуст­ни­ка. Одна­ко нач­нем с нача­ла.

Вечер откры­ли сотруд­ни­ки Фон­да Анна Пио­тров­ская (испол­ни­тель­ный дирек­тор) и Роза Хац­ке­ле­вич (дирек­тор по раз­ви­тию новых про­ек­тов), отме­тив, что с 2006 по 2010 г. под­держ­ку «Дина­стии» полу­чи­ли 38 про­ек­тов из раз­ных реги­о­нов стра­ны. Они пред­ста­ви­ли сво­их кол­лег, рабо­та­ю­щих над про­ек­том, и при­зва­ли науч­ные музеи Рос­сии актив­нее пода­вать заяв­ки на кон­курс (www.dynastyfdn.com/grants/museums).

Если в про­шлом году цере­мо­ния про­во­ди­лась при уча­стии акте­ров теат­ра «АХЕ» из Санкт-Петер­бур­га (www.akhe.ru) в сли­я­нии двух жан­ров – пан­то­ми­мы и инже­нер­ной импро­ви­за­ции, то в этом году зри­те­ли уви­де­ли совре­мен­ную опе­ру в сти­ле барок­ко.

Идея, либ­рет­то и деко­ра­ции были при­ду­ма­ны лау­ре­а­та­ми рос­сий­ских и меж­ду­на­род­ных пре­мий в обла­сти совре­мен­но­го искус­ства и кине­ма­то­гра­фа – Ната­льей Пер­ши­ной-Яки­ман­ской и Оль­гой Его­ро­вой. Но на сцене они пре­вра­ти­лись в веду­щих Глюк­лю и Цап­лю (под таки­ми име­на­ми они извест­ны в арти­сти­че­ском мире), вый­дя в немыс­ли­мых кри­но­ли­нах, пари­ках и очках. Изю­мин­кой цере­мо­нии ока­зал­ся Хор Тро­иц­ко­го науч­но­го цен­тра, кото­рый под музы­ку XVIII в. (Жан-Филипп Рамо, обра­бот­ка питер­ско­го ком­по­зи­то­ра Миха­и­ла Кру­ти­ка, акком­па­не­мент – кла­ве­син) гря­нул: «Воз­ра­ду­ем­ся! Воз­ра­ду­ем­ся! В Рос­сии есть люди, несу­щие идею про­све­ще­ния! В горо­да и села, детям и взрос­лым, всем, всем, всем! Да здрав­ству­ет свет зна­ния! Да здрав­ству­ет свет!», – задав лейт­мо­тив цере­мо­нии. Хор пел Оды побе­ди­те­лям на сло­ва, состав­лен­ные в том чис­ле из корот­ких извест­ных цитат типа «Я мыс­лю, сле­до­ва­тель­но, суще­ствую», пел мощ­но и про­фес­си­о­наль­но, что остав­ля­ло неза­бы­ва­е­мое впе­чат­ле­ние. Луч­ше все­го опре­де­лил жанр один из пев­цов, Сер­гей Канев­ских: «Это – высо­кий стёб».

Допол­ни­тель­ные дей­ству­ю­щие лица были пред­став­ле­ны гово­ря­щей одеж­дой: крас­ное пла­тье – мах­ро­вая потре­би­тель­ни­ца, хала­ти­ки – мен­таль­ные жерт­вы теле­ви­де­ния и жел­тых газет, чер­ный муж­ской костюм – вре­мен­щик, белое пла­тье – «кол­лек­тив­ное созна­тель­ное уче­ных», цити­ро­вав­шее сло­ва рос­сий­ских физи­ков и био­ло­гов. По ходу цере­мо­нии пер­со­на­жи выда­ва­ли харак­тер­ные репли­ки, самым раз­го­вор­чи­вым было крас­ное пла­тье, на про­ща­ние ска­зав­шее: «До встре­чи в Анта­лии!».

Всех пора­до­ва­ли дети, выхо­див­шие на сце­ну в костю­мах то робо­та, то мобиль­но­го теле­фо­на, то звез­до­че­та, то сне­жин­ки и кос­мо­нав­та. Имен­но они дари­ли лау­ре­а­там кон­кур­са при­зы от Фон­да «Дина­стия».

Музей «Сама­ра кос­ми­че­ская» г. Сама­ры и его про­ект «Ожи­да­ние кос­мо­са» были пред­став­ле­ны пер­вы­ми. В корот­ком видео­ро­ли­ке были пока­за­ны маке­ты, тре­на­же­ры и стен­ды, объ­еди­нен­ные в еди­ную ком­по­зи­цию. Авто­ры про­ек­та – Евге­ний Стрел­ков, Еле­на Кузи­на, Алек­сандр и Оль­га Фили­мо­но­вы. Под смех и апло­дис­мен­ты зала ребе­нок в костю­ме кос­мо­нав­та вру­чил побе­ди­те­лям пре­мию Фон­да «Дина­стия», а Тро­иц­кий хор спел им Оду о мечте о кос­мо­се: «Живые борют­ся… А живы толь­ко те, чье серд­це пре­да­но воз­вы­шен­ной мечте».

Кра­е­вед­че­ский музей г. Гла­зо­ва пред­ста­вил на кон­курс про­ект мобиль­но­го аст­ро­но­ми­че­ско­го ком­плек­са «Все­лен­ная и чело­век», став вме­сте с музе­ем из г. Бар­на­у­ла (о нем ниже) побе­ди­те­лем в номи­на­ции «Созда­ние интер­ак­тив­ных экс­по­на­тов, попу­ля­ри­зи­ру­ю­щих нау­ку». Авто­ры про­ек­та – Надеж­да Кис­ло­ва и Оль­га Яки­мо­ва. На шут­ли­вый вопрос веду­щих: «Сколь­ко кос­мо­нав­тов вый­дет из Гла­зо­ва?» – Павел Вер­ши­нин, пред­ста­ви­тель музея, заявил: «Сколь­ко надо – столь­ко и сде­ла­ем!». Маль­чик-звез­до­чет пере­дал ему пре­мию, а хор спел Оду о доступ­но­сти зна­ния: «Малень­кий чело­век, у тебя тыся­ча вопро­сов. В одном чемо­дане целый мир. Это­го хва­тит для нача­ла».

«Сибир­ские ски­фы как тема точ­ных наук» – тако­во назва­ние про­ек­та Инсти­ту­та архео­ло­гии и этно­гра­фии Сибир­ско­го отде­ле­ния РАН г. Ново­си­бир­ска, так­же став­ше­го побе­ди­те­лем 3-го кон­кур­са науч­ных музеев. Осо­бое место в экс­по­зи­ции музея зани­ма­ет сен­са­ци­он­ная наход­ка с высо­ко­гор­но­го пла­то Укок на Алтае – мумии «алтай­ской прин­цес­сы» (жен­щи­ны) и вои­на с тату­и­ров­ка­ми, воз­раст кото­рых – более 2,5 тыс. лет. На вопрос веду­щих: «Кто же сохра­нил эту кра­со­ту?» – дирек­тор музея Ири­на Саль­ни­ко­ва отве­ти­ла, что её нашла в 1993 г. ново­си­бир­ский архео­лог Ната­лья Полось­мак, потом над ней рабо­та­ли те же спе­ци­а­ли­сты, кото­рые под­дер­жи­ва­ют в поряд­ке мумию В.И. Лени­на, а теперь об «алтай­ской прин­цес­се» забо­тят­ся сотруд­ни­ки Инсти­ту­та. «Веч­ная мерз­ло­та поучаст­во­ва­ла в этом про­цес­се?». – «Она не толь­ко поучаст­во­ва­ла, но и нам все это сохра­ни­ла и дала воз­мож­ность сей­час это уви­деть», – отве­ти­ла И. Саль­ни­ко­ва. В честь музея была испол­не­на Ода пыт­ли­во­му уму на сло­ва Декар­та: «Я мыс­лю, сле­до­ва­тель­но, суще­ствую. Я мыс­лю! Сле­до­ва­тель­но, суще­ствую!», а девоч­ка-Сне­жин­ка, оли­це­тво­ря­ю­щая веч­ную мерз­ло­ту пазы­рык­ских кур­га­нов, вру­чи­ла дирек­то­ру музея пре­мию «Дина­стии».

Лау­ре­ат кон­кур­са 2009 г. – «Парк зани­ма­тель­ной нау­ки» г. Бар­на­у­ла – был пред­став­лен видео­ро­ли­ком – корот­ким путе­ше­стви­ем по миру авто­ма­тов, робо­тов-мани­пу­ля­то­ров и дру­гих зани­ма­тель­ных меха­низ­мов. На вопрос веду­щих: «Поче­му так заво­ра­жи­ва­ет рабо­та меха­низ­мов?» – автор про­ек­та, дирек­тор музея Павел Ней­штадт отве­тил корот­ко и ясно: «Пото­му что это – инте­рес­но!». Тро­иц­кий хор испол­нил в честь лау­ре­а­та Оду о меха­низ­мах: «Меха­низ­мы – наши слу­ги, но, сти­рая наше белье, вы не дае­те нам забыть, что мир, по зако­нам кото­ро­го вы рабо­та­е­те, пре­кра­сен и разу­мен!», а пре­мию «Дина­стии» ему пре­под­нес маль­чик в костю­ме Часов.

Еще один лау­ре­ат – Иркут­ский музей зани­ма­тель­ной нау­ки в ком­плек­се с пла­не­та­ри­ем был удо­сто­ен пре­мии «Дина­стии», вру­чен­ной ребен­ком в костю­ме Свет­ляч­ка. На вопрос веду­щих: «Какой же у Вас самый люби­мый экс­по­нат?» – дирек­тор музея Кон­стан­тин Кра­вчен­ко дал не корот­кий, а раз­вер­ну­тый ответ. Вна­ча­ле он рас­ска­зал о сотруд­ни­ках и посе­ти­те­лях сво­е­го музея, а потом отме­тил, что «самый люби­мый экс­по­нат – это тот, кото­рый еще не создан. У нас суще­ству­ет мно­го нере­а­ли­зо­ван­ных идей, но рано или позд­но мы их реа­ли­зу­ем».

Затем гостям цере­мо­нии был пред­став­лен про­ект «Само­ор­га­ни­за­ция систем – фак­ты при­ро­ды», создан­ный в Пет­ро­за­вод­ском госу­дар­ствен­ном уни­вер­си­те­те. Его автор Алек­сей Шты­ков на вопрос веду­щих «Как же пре­одо­ле­вать хаос в себе самом?» – дал такой совет: «Кни­ги читать. Инфор­ма­ция сни­жа­ет энтро­пию, и хаос сни­жа­ет­ся». Шуточ­ная само­ор­га­ни­зу­ю­ща­я­ся систе­ма «тяни­тол­кай» вру­чи­ла лау­ре­а­ту кон­кур­са пре­мию от «Дина­стии». Затем про­зву­ча­ла Ода: «Видя, как пре­одо­ле­ва­ет­ся хаос в при­ро­де, пре­одо­лей хаос в себе!»

В видео­ро­ли­ке про­ек­та «Неиз­вест­ная зем­ля» Цен­траль­но­го музея поч­во­ве­де­ния им. Доку­ча­е­ва РАСХН (Санкт-Петер­бург) мы уви­де­ли, как в сопро­вож­де­нии экс­кур­со­во­дов его посе­ти­те­ли погру­жа­ют­ся в под­зем­ный мир при­ро­ды, наблю­дая за уди­ви­тель­ной жиз­нью поч­вы. «Под нога­ми зем­ля. Что важ­нее тебя? Пища, вода, что важ­нее тебя? Толь­ко отры­ва­ясь от тебя, может взле­теть наша меч­та! Спа­си­бо вам, жуки, чер­вя­ки и кро­ты, что вы рых­ли­те поч­ву для нашей меч­ты!», - такую Оду спел Тро­иц­кий хор музею на Стрел­ке Васи­льев­ско­го ост­ро­ва и его дирек­то­ру Бори­су Апа­ри­ну.

Пере­движ­ная муль­ти­ме­дий­ная экс­по­зи­ция «Нау­ка-Тех­но­ло­гия-Искус­ство» цен­тра «Медиа­Арт­Лаб» (Москва) при­влек­ла вни­ма­ние тем, что она может стать есте­ствен­ной частью мно­гих науч­но-тех­ни­че­ских музеев, ее лег­ко нара­щи­вать, допол­нять и изме­нять. Автор про­ек­та Оль­га Шиш­ко рас­ска­за­ла, что часть это­го про­ек­та уже экс­по­ни­ру­ет­ся на Чукот­ке, очень понра­ви­лась тамош­ним школь­ни­кам, и в ско­ром буду­щем экс­по­зи­ция в Мага­дане будет допол­не­на новы­ми эле­мен­та­ми. Энцик­ло­пе­ди­че­ский теле­ро­бот вру­чил ей пре­мию «Дина­стии», а затем про­зву­ча­ла Ода об энцик­ло­пе­дии: «Раз­мыть гра­ни­цы, пре­одо­леть барье­ры, пред­ста­вить мир связ­ным, еди­ным, пре­крас­ным!»

В заклю­че­ние цере­мо­нии нам был пред­став­лен про­ект «Связь вре­мен» Омско­го госу­дар­ствен­но­го исто­ри­ко-кра­е­вед­че­ско­го музея, рас­ска­зы­ва­ю­щий о систе­мах свя­зи про­шло­го и насто­я­ще­го. Путе­ше­ствие по его экс­по­зи­ции орга­ни­зо­ва­но в зани­ма­тель­ной мане­ре, в виде команд­ной игры. Зам. дирек­то­ра по нау­ке Юрий Тро­фи­мов отме­тил, что неваж­но, какие фор­мы при­ни­ма­ет обще­ние меж­ду людь­ми, глав­ное – само обще­ние. На вопрос веду­щих: «Когда же мобиль­ный теле­фон ста­нет толь­ко музей­ным экс­по­на­том» -он дал ответ: «Через 17,5 лет» – и вру­чил Фон­ду «Дина­стия» кни­гу «Исто­рия свя­зи в Омске» в знак того, что «Омск все­гда на свя­зи». Логич­но, что пре­мию Ю. Тро­фи­мо­ву вру­ча­ла девоч­ка в костю­ме Мобиль­но­го теле­фо­на, а Тро­иц­кий хор испол­нил Оду обще­нию: «Каж­дый из нас – часть чело­ве­че­ства, часть боль­шо­го мира. Про­тя­ни руку. Дру­гой чело­век рядом. Он нуж­да­ет­ся в тебе. Делать доб­ро – есте­ствен­ная потреб­ность чело­ве­ка. Чело­ве­ка!»

Цере­мо­ния закон­чи­лась хоро­во­дом детей в костю­мах перед транс­па­ран­том «Вер­нем моз­ги в Рос­сию!»

В заклю­че­ние наш крат­кий обоб­ща­ю­щий ком­мен­та­рий. Зна­че­ние фон­да Дмит­рия Зими­на «Дина­стия», конеч­но не толь­ко в том, что он под­дер­жи­ва­ет науч­ные и про­све­ти­тель­ские про­ек­ты. При огра­ни­чен­но­сти средств важ­на очень точ­ная ква­ли­фи­ци­ро­ван­ная изби­ра­тель­ность. По-види­мо­му, у само­го Дм. Зими­на, у сотруд­ни­ков Фон­да и у Сове­та Фон­да – хоро­шее чутье отно­си­тель­но того, что сто­ит под­дер­жи­вать, – это вид­но и по переч­ню попу­ляр­ных книг, издан­ных при содей­ствии Фон­да, и по переч­ню мно­гих дру­гих про­ек­тов. Это пони­ма­ешь, посе­щая такие меро­при­я­тия. Нема­лую роль в них игра­ют твор­че­ская мысль, юмор, нон­кон­фор­мизм, инте­рес к новым фор­мам искус­ства, жела­ние вый­ти из рути­ны при­выч­ных цере­мо­ний и цере­мо­ни­аль­ных речей. Все это при­да­ет небы­ва­лую эффек­тив­ность сред­ствам, иду­щим на под­держ­ку про­ек­тов.

К сожа­ле­нию, одной «Дина­стии» не хва­тит на все луч­шее, что у нас есть в сфе­ре про­све­ще­ния, нау­ки и обра­зо­ва­ния. Еще бы пару десят­ков зими­ных, и, гля­дишь, моз­ги Рос­сии уда­лось бы вер­нуть в обо­зри­мое вре­мя.

Ната­лия Деми­на,
Борис Штерн

Фото­гра­фии
Вла­ди­ми­ра Реше­то­ва

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

avatar
  Подписаться  
Уведомление о

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: