«Палеоэскимосы» – родственники нганасанов, коряков и чукчей

Так Инук мог выглядеть в жизни, 4000 лет назад. Изображение Nature / Nuka Godfredsen с сайта www.wired.com

Международная группа ученых из нескольких европейских стран, а также США, Австралии, Китая и России на 80% расшифровала генетический код человека, принадлежащего к одной из древнейших культур. Группа занималась анализом пучка его волос, хорошо сохранившихся в вечной мерзлоте. Волосы возрастом свыше 4000 лет найдены еще в 1986 г. в ходе раскопок стоянки Кекетасуссук (Qeqertasussuk) в Гренландии. Они были помещены в пластиковый пакет и хранились в Датском национальном музее, пока не попались на глаза биологу-эволюционисту Эске Виллерслеву (Eske Willerslev) из Копенгагенского университета, занимавшемуся до этого безуспешными поисками подходящих образцов в северных экспедициях.

Благодаря новым успехам технологии генетического секвенирования ученые многое смогли узнать о владельце этих волос. Например – что кожа его была смуглой, а его предки переправились в Новый Свет из Восточной Сибири в ходе не известной ранее миграционной волны. Генетические данные свидетельствуют о том, что человек, получивший у исследователей прозвище Инук («Inuk»), был склонен к облысению, но умер он при этом, вероятно, в достаточно молодом возрасте (когда еще не лишился всех своих волос). Заметим, что «инук» – это единственное число от слова «инуиты», т.е. люди. Так называют себя эскимосы, а Инук на самом деле эскимосом не был…

Фотография волоса Инука, полученная с помощью электронного микроскопа. Изображение Nature / Nuka Godfredsen с сайта www.wired.com

Генетические исследования останков Инука легли в основу статьи 2008 г. в журнале Science (www.sciencemag.org/cgi/content/abstract/1159750 – тогда были доступны данные по расшифровке митохондриальной ДНК). А теперь новая статья опубликована в журнале Nature (www.nature.com/nature/journal/v463/n7282/abs/nature08835.html – по результатам расшифровки уже ядерной ДНК). Уникальность находки состоит в том, что надежность прочитанной генетической информации вполне сравнима с современными образцами, и это позволяет установить новый стандарт исследований и распространить технологию на другие подобные случаи. Снижение риска необратимого загрязнения образцов попаданием туда ДНК современных ученых объясняется тем, что в непосредственный контакт с древними волосами вступали исключительно европейцы – обладатели неазиатских гаплогрупп.

Результаты археологических изысканий на стоянке позволили установить, что найденные волосы и кости принадлежат представителям вымершей культуры Саккак (Saqqaq, www.ancientgenome.dk), входившим в число самых ранних жителей Гренландии. Антропологи, начиная со времен открытия этой культуры в 1950-х годах, ломали голову над тем, являлись ли эти люди потомками тех первых американцев, что пересекли Берингов пролив по существовавшему 10-14 тыс. лет назад сухопутному мосту из Сибири, или же они были частью другой миграции. Проанализировав ДНК Инуика, исследователи смогли сравнить его с данными по всем современным группам, начиная от эскимосов и индейцев и заканчивая сибирскими народностями, тем самым получив, наконец, ответ на давний вопрос. Ближайшими «родственниками» «палеоэскимосов» оказались не современные эскимосы или инуиты, не гренландцы или индейцы Нового Света, а три малых народа русского Севера: нганасаны, коряки и чукчи. От этих этнических групп сородичи Инука и отделились не более 5,5 тыс. лет назад.

Получается, что предки «палеоэскимосов» прибыли в Америку тогда, когда «Берингова моста» уже и в помине не было, а значит, они должны были преодолевать пролив либо плывя на лодках, либо перебираясь по зимнему льду.

Несмотря на новые исследования, причина, по которой культура Саккак ушла в небытие, все так же остается загадкой. Эти люди могли, например, быть ассимилированы окружающими народами или же истреблены более поздними культурами, такими, как Дорсет и Туле. Последующие генетические исследования, вероятно, смогут пролить дополнительный свет и на этот вопрос.

Интересно, что генетические данные оказались столь качественными, что исследователи решились даже нарисовать портрет Инука. Вполне можно предположить, что у него, как и у многих представителей народностей Крайнего Севера, были карие глаза и темные густые волосы. Передние зубы при этом имели ту же лопатообразную форму, как и у многих азиатов и представителей коренного американского населения. Ну а обмен веществ в теле был адаптирован к холодному климату.

Максим Борисов,