МГУ лишился спутника «Татьяна-2»

Система ориентации и стабилизации на спутнике МГУ «Университетский Татьяна-2», выведенном на орбиту в сентябре 2009 г., вышла из строя, из-за чего была отключена вся научная аппаратура, сообщил РИА «Новости» руководитель Отдела космических излучений НИИ ядерной физики МГУ Иван Яшин.

Ранее некоторые СМИ сообщили, что аппарат «Татьяна-2» вышел из строя и с ним потеряна связь. «Проблемы есть, на данный момент у него в системе ориентации и стабилизации есть проблемы, поэтому отключены научные нагрузки, и аппарат переведен в режим, чтобы восстановить систему ориентации и стабилизации. Связь есть, спутник управляем, но не в полной степени», – сказал собеседник агентства. По его словам, пока еще рано говорить о том, что спутник потерян. «Когда мы убедимся, что ничего не получается, он кувыркается, тогда будет потерян, а пока говорить рано», – добавил Яшин.

Спутник предназначен для изучения различных типов электрических разрядов в самых верхних слоях атмосферы – так называемых спрайтов, эльфов и др. «За месяцы работы он получил очень большое количество информации. Мы еще не все обработали, – сказал Яшин. – Будет очень обидно, если мы его потеряем, мы рассчитывали снять годичную статистику, чтобы посмотреть динамику разрядов в зависимости от времен года. Пока есть проблемы с системой ориентации и стабилизации, а в нестабилизированном состоянии мы на нем научные задачи, к сожалению, решать уже не сможем».

Спутник «Университетский Татьяна-2» – это второй спутник Московского государственного университета. «Татьяна-1», запущенный в 2005 г., предназначался для изучения радиации в околоземном космическом пространстве, радиационных поясов, космических лучей, ультрафиолетовых свечений в верхней атмосфере Земли. Все данные, которые получались с «Татьяны-1», выложены на веб-сайте МГУ и доступны всему университетскому сообществу.

Первый спутник МГУ досрочно прекратил работу в марте 2007 г. Как полагают эксперты, возможно, это произошло из-за столкновения аппарата с космическим мусором.

РИА «Новости»