- Троицкий вариант — Наука - https://trv-science.ru -

В будущее наук о мозге и интеллекте

В нояб­ре это­го года состо­я­лась Пер­вая Все­рос­сий­ская шко­ла «В буду­щее наук о моз­ге и интел­лек­те» (www.neurofuture.ru). Цель шко­лы – под­го­то­вить моло­дых уче­ных для меж­дис­ци­пли­нар­ных иссле­до­ва­ний моз­га и его выс­ших функ­ций. В 2009 г. в НИЯУ МИФИ на базе трех кафедр, сов­мест­но с ИВН­Д­иНФ РАН, НИИ НФ РАМН, РНЦ «Кур­ча­тов­ский инсти­тут» и НИИСИ РАН был создан науч­но-обра­зо­ва­тель­ный центр «Ней­ро­био­ло­гия, ней­ро­ин­фор-мати­ка и когни­тив­ные иссле­до­ва­ния». Основ­ной рабо­той НОЦа явля­ет­ся под­го­тов­ка сту­ден­тов НИЯУ МИФИ, но воз­ник вопрос, мож­но ли начать гото­вить пер­спек­тив­ных моло­дых уче­ных в этих обла­стях более широ­ко – по всей Рос­сии? Поэто­му и была орга­ни­зо­ва­на дан­ная все­рос­сий­ская науч­ная шко­ла, под­дер­жан­ная ФЦП «Науч­ные и науч­но-педа­го­ги­че­ские кад­ры инно­ва­ци­он­ной Рос­сии». На нее было пода­но 130 заявок, из кото­рых рецен­зен­ты ото­бра­ли 34 самых луч­ших.

Поче­му шко­ла назы­ва­ет­ся «В буду­щее…»? Мы выбра­ли такое назва­ние по трем при­чи­нам.

Во-пер­вых, пото­му что позна­ние моз­га и разу­ма счи­та­ет­ся одним из глав­ных вопро­сов нау­ки XXI в. Оно зна­ме­ну­ет выход чело­ве­че­ства на новые рубе­жи раз­ви­тия – от позна­ния мира вокруг нас к позна­нию наше­го соб­ствен­но­го внут­рен­не­го мира. Резуль­та­ты этих иссле­до­ва­ний затро­нут и здо­ро­вье чело­ве­ка, и его интел­лек­ту­аль­ную жизнь, и семью, и обще­ство, и эко­но­ми­ку, и обра­зо­ва­ние, и искус­ство. Когни­тив­ные ней­ро­на­у­ки охва­ты­ва­ют все пере­чис­лен­ные обла­сти, явля­ясь тем «цемен­ти­ру­ю­щим» фак­то­ром, кото­рый дает общий язык к пони­ма­нию этих фено­ме­нов. На осно­ве раз­ви­тия наук о моз­ге и интел­лек­те полу­чат мощ­ный импульс и мно­гие новые тех­но­ло­гии: и ней­ро­ро­бо­то­тех­ни­ка, и искус­ствен­ный интел­лект, и новое поко­ле­ние ком­пью­те­ров, и моз­го-машин­ные интер­фей­сы. Эти вопро­сы и обсуж­да­лись на шко­ле, кото­рая вво­ди­ла слу­ша­те­лей в про­бле­мы нау­ки о моз­ге и разу­ме как нау­ки XXI в.

Участники школы

Участ­ни­ки шко­лы

Во-вто­рых, мы назва­ли шко­лу «В буду­щее…» пото­му, что не толь­ко нау­ки о моз­ге явля­ют­ся буду­щим для нау­ки XXI в, но и у самой нау­ки о моз­ге есть свое буду­щее, кото­рое и было пред­ме­том наше­го вни­ма­ния. Нас инте­ре­су­ют новые рубе­жи этой нау­ки, воз­мож­ность загля­нуть на несколь­ко лет впе­ред. И тема­ти­ка лек­ций, и про­грам­ма рабо­ты шко­лы были осно­ва­ны на этой идео­ло­гии. Поми­мо кур­са лек­ций о пер­спек­тив­ных направ­ле­ни­ях иссле­до­ва­ний моз­га, мы вве­ли новую фор­му рабо­ты. Школь­ни­кам было пред­ло­же­но объ­еди­нить­ся в твор­че­ские груп­пы по 5–6 чело­век, каж­дая из кото­рых с помо­щью тью­то­ров долж­на была под­го­то­вить соб­ствен­ный про­ект пер­спек­тив­но­го науч­но­го иссле­до­ва­ния. Он гото­вил­ся в тече­ние несколь­ких дней и защи­щал­ся участ­ни­ка­ми на общей кон­фе­рен­ции шко­лы. Конеч­но, это были еще не закон­чен­ные про­ек­ты, кото­рые мож­но было бы сра­зу пода­вать на грант. Но это был опыт серьез­но­го твор­че­ства, само­сто­я­тель­но­сти, рабо­ты в коман­де и защи­ты соб­ствен­ных идей.

И послед­нее, поче­му «В буду­щее…». В орга­ни­за­ции шко­лы мы ста­ра­лись исхо­дить из того, что и наша стра­на, и наша нау­ка долж­ны вне­сти свой вклад в это буду­щее, вклад, кото­рый был бы зна­чи­мым и ори­ги­наль­ным. Это чрез­вы­чай­но непро­сто на фоне тех огром­ных сил, кото­рые вкла­ды­ва­ют­ся сего­дня во всем мире в изу­че­ние моз­га. Но у Рос­сии есть глу­бо­кие тра­ди­ции в этой обла­сти, при­чем, тра­ди­ции сего­дня – уни­каль­ные. В нашей стране в выра­жен­ном виде все еще сохра­нил­ся инсти­тут науч­ных школ, поз­во­ля­ю­щих деся­ти­ле­ти­я­ми накап­ли­вать опыт изу­че­ния слож­ных про­блем. А про­бле­мы интел­лек­та и моз­га – слож­ней­шие про­бле­мы, и имен­но здесь очень важен такой куму­ля­тив­ный опыт. Поэто­му мы при­гла­си­ли на шко­лу лек­то­ров, пред­став­ля­ю­щих эти раз­ные науч­ные тра­ди­ции, кото­рые, как мы счи­та­ем, поз­во­лят рос­сий­ским иссле­до­ва­те­лям моз­га загля­нуть в буду­щее с иных пози­ций и может быть более ори­ги­наль­но, чем это уже дела­ет­ся в мире.

Как пока­за­ла кон­фе­рен­ция, участ­ни­ки шко­лы дей­стви­тель­но под­го­то­ви­ли очень кре­а­тив­ные и инте­рес­ные про­ек­ты. Мы наде­ем­ся, что они про­дол­жат свои иссле­до­ва­ния в этой увле­ка­тель­ной обла­сти нау­ки, а шко­ла «В буду­щее наук о моз­ге и интел­лек­те» про­дол­жит свое суще­ство­ва­ние.

Орга­ни­за­то­ры шко­лы
К.В. Ано­хин, М.С. Бур­цев, В.Л. Уша­ков

Шко­ла гла­за­ми мате­ма­ти­ка

Идея шко­лы шко­ла «В буду­щее наук о моз­ге и интел­лек­те» про­ста: собрать вме­сте мате­ма­ти­ков, био­ло­гов, пси­хо­ло­гов и даже линг­ви­стов, затем про­чи­тать им лек­ции о совре­мен­ных про­бле­мах когни­тив­ных наук, а потом посмот­реть, что фун­да­мен­таль­но­го смо­гут при­ду­мать участ­ни­ки, рабо­тая в меж­дис­ци­пли­нар­ных груп­пах.

С само­го при­ез­да участ­ни­ки шко­лы ока­за­лись в атмо­сфе­ре нау­ки. Уже за ужи­ном они нача­ли рас­ска­зы­вать о сво­их науч­ных инте­ре­сах и обсуж­дать про­бле­мы ней­рон­ных сетей. На вече­рин­ке-откры­тии ста­ра­ни­я­ми орга­ни­за­то­ров (в осо­бен­но­сти Миха­и­ла Бур­це­ва) была созда­на заме­ча­тель­ная атмо­сфе­ра, где моде­ли моз­га про­еци­ро­ва­лись пря­мо на пото­лок, а от каж­дой груп­пы доно­си­лись раз­го­во­ры о ней­ро-чем-нибудь. В резуль­та­те мы разо­шлись бли­же к полу­но­чи, обсу­див все, что толь­ко мож­но, – от про­блем био­ло­ги­че­ских моде­лей до про­блем обра­зо­ва­ния и нау­ки.

Сле­ду­ю­щий день начал­ся с лек­ций по направ­ле­нию «Ней­ро­био­ло­гия обу­че­ния и памя­ти». Мате­ма­ти­кам при­шлось доволь­но тяж­ко – очень инте­рес­но, но ниче­го не понят­но. Если био­ло­ги потом гово­ри­ли, что про­чи­тан­ные лек­ции про­сто пере­во­ра­чи­ва­ют мно­гие клас­си­че­ские пред­став­ле­ния, то мате­ма­ти­ки не мог­ли это­го оце­нить по досто­ин­ству, пото­му что вооб­ще впер­вые слы­ша­ли о под­ня­тых про­бле­мах.

Поэто­му им при­шлось воз­ла­гать надеж­ды на вто­рой день (тема – «Моде­ли­ро­ва­ние функ­ций моз­га и ней­ро­морф­ные систе­мы»), кото­рый начи­нал­ся с лек­ции, осно­ван­ной на мате­ма­ти­че­ском под­хо­де. Одна­ко меж­дис­ци­пли­нар­ность шко­лы и здесь нало­жи­ла свой отпе­ча­ток: после докла­да мате­ма­ти­ка с кри­ти­кой высту­пи­ла уче­ный-био­лог. Она была недо­воль­на тем, что в обыч­ном гене­ти­че­ском алго­рит­ме не учи­ты­ва­ют­ся зако­ны Мен­де­ля. Нако­нец, тре­тий день (тема – «Ней­ро­био­ло­гия созна­ния и моз­го­вые интер­фей­сы») полу­чил­ся самым дис­кус­си­он­ным. Ведь даже само­му объ­ек­ту обсуж­де­ния – созна­нию – тяже­ло дать чет­кое опре­де­ле­ние. Сим­во­лич­но, что завер­ша­ю­щая лек­ция заста­ви­ла нас посмот­реть на обсуж­дав­ши­е­ся про­бле­мы еще с одной точ­ки зре­ния – фило­соф­ской.

Работа над проектами

Рабо­та над про­ек­та­ми

Остав­ши­е­ся дни были посвя­ще­ны рабо­те в груп­пах над фун­да­мен­таль­ны­ми науч­ны­ми про­ек­та­ми. Участ­ни­ки увле­чен­но рабо­та­ли с тью­то­ра­ми, забыв о вре­ме­ни и игно­ри­руя напо­ми­на­ния орга­ни­за­то­ров. Поэто­му един­ствен­ным спо­со­бом отпра­вить их на про­смотр филь­ма, запла­ни­ро­ван­но­го в куль­тур­ной про­грам­ме, было выклю­че­ние све­та в рабо­чей ауди­то­рии.

Каж­дая груп­па сге­не­ри­ро­ва­ла мно­же­ство идей, но нуж­но было выбрать лишь одну для деталь­но­го ана­ли­за и раз­ви­тия. Поми­мо про­ра­бот­ки целей и мето­дов про­ек­та, нуж­но было сде­лать обзор уже про­ве­ден­ных иссле­до­ва­ний и под­го­то­вить пре­зен­та­цию про­ек­та. Сде­лать это за несколь­ко дней в новом меж­дис­ци­пли­нар­ном кол­лек­ти­ве ока­за­лось весь­ма непро­сто, поэто­му в послед­нюю ночь перед пре­зен­та­ци­ей неко­то­рые груп­пы рабо­та­ли до утра. Полу­чив­ша­я­ся мини-кон­фе­рен­ция пока­за­ла, что шко­ла про­шла про­дук­тив­но, и каж­дый участ­ник уедет не толь­ко с новы­ми зна­ни­я­ми и опы­том, но и науч­ны­ми кон­так­та­ми и воз­мож­но­стью зани­мать­ся инте­рес­ным про­ек­том.

В обла­сти ней­ро­на­ук уже были полу­че­ны про­сто потря­са­ю­щие лабо­ра­тор­ные резуль­та­ты: най­де­ны ней­ро­ны, реа­ги­ру­ю­щие толь­ко на опре­де­лен­но­го чело­ве­ка, выра­ще­ны кры­сы-кибор­ги, дви­же­ни­ем кото­рых может уда­лен­но управ­лять чело­век, созда­ны систе­мы, поз­во­ля­ю­щие управ­лять кур­со­ром мыши и вво­дить текст посред­ством толь­ко силы мыс­ли. Одна­ко еще очень дале­ко до созда­ния каче­ствен­ных и доступ­ных конеч­ных про­дук­тов, кото­рые проч­но вой­дут в нашу жизнь. Пока в этой обла­сти нау­ки боль­ше вопро­сов, чем отве­тов. Это откры­ва­ет боль­шие воз­мож­но­сти для тех, кто хочет зани­мать­ся фун­да­мен­таль­ной нау­кой, и, кто зна­ет, может неко­то­рые отве­ты на эти вопро­сы най­дут участ­ни­ки про­шед­шей шко­лы.

Эта шко­ла явля­ет­ся пер­вой и, весь­ма веро­ят­но, будет и вто­рая. Но тот, кто не захо­чет ждать еще целый год, может погру­зить­ся на 12 часов в мир ней­ро­био­ло­гии уже в бли­жай­шее вре­мя: все лек­ции шко­лы сни­ма­лись на видео и будут доступ­ны в вир­ту­аль­ном лек­то­рии МИФИ (www.mephi.ru/students/vl/).

Илья Лысен­ков,
сту­дент ННГУ им. Н.И. Лоба­чев­ско­го,
факуль­тет вычис­ли­тель­ной мате­ма­ти­ки и кибер­не­ти­ки

Акту­аль­ные про­бле­мы и их твор­че­ские реше­ния

Быть – это быть вос­при­ни­ма­е­мым
Дж. Берк­ли

Шко­ла «В буду­щее наук о моз­ге и интел­лек­те» собра­ла сту­ден­тов, аспи­ран­тов и моло­дых уче­ных из раз­лич­ных горо­дов Рос­сии. В каче­стве лек­то­ров были при­гла­ше­ны веду­щие спе­ци­а­ли­сты по трем раз­лич­ным акту­аль­ным обла­стям когни­тив­ной нау­ки.

Лек­ции дли­лись пер­вые три дня (один день – одна тема), по четы­ре в день. Науч­ная мысль не пере­ста­ва­ла бур­лить: вопро­сов лек­то­рам было огром­ное коли­че­ство, обсуж­де­ние часто пере­те­ка­ло в кулу­а­ры. Поми­мо лек­ций, были про­де­мон­стри­ро­ва­ны под­го­тов­лен­ные тью­то­ра­ми пре­зен­та­ции о мето­ди­ках, исполь­зу­е­мых в той или иной обла­сти когни­тив­ных зна­ний.

Каков же глав­ный вопрос, вол­ну­ю­щий луч­шие умы совре­мен­ных наук о моз­ге и интел­лек­те? Пожа­луй, что такое созна­ние. Одни при­дер­жи­ва­ют­ся той точ­ки зре­ния, что созна­ни­ем обла­да­ют все живые орга­низ­мы, а чело­век отли­ча­ет­ся от живот­ных не каче­ствен­но, а толь­ко сте­пе­нью раз­ви­то­сти созна­ния. Дру­гие, напро­тив, счи­та­ют, что созна­ни­ем обла­да­ет исклю­чи­тель­но чело­век.

А сколь­ко зага­док еще оста­ет­ся! Что такое моти­ва­ция? Как дости­га­ет­ся целост­ность обра­за? Что такое сво­бо­да воли? Как мате­ри­аль­ное обра­зу­ет иде­аль­ное? Нако­нец, что сто­ит за субъ­ек­тив­ной реаль­но­стью, т.е. что такое само­со­зна­ние, осо­зна­ние себя отлич­ным от осталь­но­го мира?

Сле­ду­ю­щие два дня были посвя­ще­ны раз­ра­бот­ке про­ек­тов. Шко­ла заду­мы­ва­лась таким обра­зом, что про­ек­ты явля­лись глав­ной ее состав­ля­ю­щей. При пода­че заяв­ки на Шко­лу участ­ни­кам необ­хо­ди­мо было пред­ло­жить свой соб­ствен­ный про­ект в одной из трех ука­зан­ных обла­стей. Далее, уже непо­сред­ствен­но на самой Шко­ле участ­ни­ки в груп­пах по 4–6 чело­век пред­ла­га­ли и раз­ра­ба­ты­ва­ли сов­мест­ны­ми уси­ли­я­ми такие про­ек­ты, кото­рые были бы инте­рес­ны всей груп­пе. Обя­за­тель­ное тре­бо­ва­ние состо­я­ло в том, что­бы про­ект иссле­до­вал фун­да­мен­таль­ную про­бле­му, а не был направ­лен, напри­мер, исклю­чи­тель­но на реше­ние при­клад­ной зада­чи. В каж­дой груп­пе было по 1–2 тью­то­ра, кото­рые руко­во­ди­ли общим про­цес­сом обсуж­де­ния.

Шко­лу вен­ча­ла мини-кон­фе­рен­ция, на кото­рой участ­ни­ки защи­ща­ли свои про­ек­ты.

Уча­стие в Шко­ле было поис­ти­не уди­ви­тель­ной воз­мож­но­стью попро­бо­вать соб­ствен­ные силы рабо­тать в коман­де с незна­ко­мы­ми ранее людь­ми из раз­ных обла­стей зна­ний в ситу­а­ции дед­лай­на для выяв­ле­ния и реше­ния фун­да­мен­таль­ной про­бле­мы в когни­тив­ной нау­ке. Это был насто­я­щий моз­го­вой штурм! Но, види­мо, так и было заду­ма­но орга­ни­за­то­ра­ми.

Кро­ме того, участ­ни­ки Шко­лы име­ли ред­кий шанс посмот­реть на дру­гие науч­ные дис­ци­пли­ны: как осу­ществ­ля­ет­ся в них науч­ный поиск, какие вопро­сы вол­ну­ют людей дру­гих спе­ци­аль­но­стей, какие мето­ды они исполь­зу­ют, взгля­нуть на соб­ствен­ную нау­ку с дру­гой сто­ро­ны.

Ната­лья Зева­х­и­на,
аспи­рант МГУ им. М. В. Ломо­но­со­ва,
фило­ло­ги­че­ский факуль­тет, отде­ле­ние тео­ре­ти­че­ской и при­клад­ной линг­ви­сти­ки

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи