Пчелы и цветы

О выборе пчелами и шмелями цветков написаны килограммы статей, имеется несколько моделей фуражировочной деятельности. Вот только один срез массы работ на тему: пчелы оценивают объем нектара в цветке. Если в соцветии много цветков — обследуют выборочно и могут установить, что тут недавно все выпито. Тогда пчела улетает на следующее соцветие. Если цветки растут по одному, пчела обследует район, непрерывно просчитывая (так в модели, неплохо совпадающей с реальным поведением) соотношение энергозатрат и количества еды. Если оказывается, что фуражировка в этом районе невыгодна, пчела летит не к ближайшему соседнему цветку («эти окрестности выпиты до меня»), а подальше — включается случайный поиск «грибного места», чтобы найти свежие, нетронутые цветки.

Это лишь небольшая часть цветочных стратегий насекомых. Кроме того, есть эти самые многохвалимые танцы — передача информации в темном улье, кодом дрожания брюшка и поворотами. Есть конкуренция на цветках между разными видами насекомых. Есть алгоритмы облета в зависимости от топологии соцветий: скажем, на вертикальных соцветиях иван-чая облет может начинаться сверху, где самые свежие цветы, только что распустились, но возможна и стратегия подъема по соцветию снизу — мол, скорохватчики сверху, небось, все взяли, а я снизу зайду, может, там накопилось… Есть воровство нектара — прокусывание стенки цветка и выпивание нектара без опыления.

Конечно, это очень грубые описания, конретности включают множество тонких правил для отдельных видов цветков и условий фуражировки. Оказывается, в игру по экономии ресурсов играют не только пчелы меж собой (выпито — не тронуто, выгодно искать дальше — выгодно улететь подальше), но и цветки с пчелами. Например, в лотерею.

Цветки стремятся минимизировать продукцию нектара — это штука дорогая, чего зря терять… им опыление надо. Но если нектара меньше некоторого предела, пчелам невыгодно до него добираться — затраты на полет растут, и пчелы перестают посещать цветки. И вот некоторые цветки с соцветиями выработали «цветочную лотерею»: в одном из, например, 50 цветков нектара в 10 раз больше, чем в других. Пчела решает задачу на аппроксимацию, готова уже уйти с бедного источника — вдруг бац! — счастье. И она снова ищет вокруг таких же удачных цветков. Стратегия названа в научной литературе «стратегией счастливого случая». Пчелы шантажируют непосещением, цветы — высокими выигрышами. С каждым видом цветов у пчел свой счет в зависимости от условий данного сезона и сытости… лотерея работает.

Полосу подготовил Георгий Любарский

• Тор Хэнсон. Жужжащие: Естественная история пчел / Пер. с англ. Олега Беляева. Научный редактор канд. биол. наук Валентина Бологова. — М.: Альпина нон-фикшн, 2020.21.04.2020 Жужжим, сестрица, жужжим… Книг по энтомологии выходит немного; популярных книг, в которых текста больше, чем картинок, — совсем мало. Поэтому я охотно принял предложение редакции ТрВ-Наука прочитать и высказать свое мнение о недавно изданной книге Тора Хэнсона «Жужжащие. Естественная история пчел».
  • Как и зачем птицы общаются с охотниками за медом09.08.2016 Как и зачем птицы общаются с охотниками за медом Большой медоуказчик (Indicator indicator), сравнительно некрупная африканская птица, давно является объектом внимания исследователей со всего мира. Недавно опубликованное исследование ученых из Кембриджского университета и Южной Африки иллюстрирует интересное явление — взаимовыгодное партнерство между медоуказчиковыми птицами и людьми.
  • Эволюция теории эволюции11.03.2014 Эволюция теории эволюции Вышла в свет книга «Логика случая» известного российско-американского биолога Евгения Кунина. С любезного разрешения издательства «Центрполиграф» мы публикуем фрагмент из этой книги. Кроме того, вашему вниманию предлагается рецензия Дениса Тулинова.
  • ГМО — мифические опасности26.02.2013 ГМО — мифические опасности По данным Росстата, в России за 2012 год стоимость овощей, а также картофеля выросла более чем в 1,5 раза. Существенно выросли цены и на другие продукты питания.