Равноденствие на Сатурне

Спутники Пандора и Прометей рвут на части кольцо F
Главное для любого фотографа — оказаться в нужное время в нужном месте. Судя по всему, создатели одного из самых удачных космических фотографов учли это обстоятельство. Конечно, самые красочные снимки делает космический телескоп Hubble. Но не «Хабблом» единым жива .

Один из самых удачливых фотографов в истории астрономии работает несколько дальше от Земли, чем летает Hubble, но снимки присылает на сюжеты, обычно более близко расположенные к нам.

Речь идет о зонде Cassini, совместном детище NASA, ESA и Итальянского космического агентства. Этот аппарат вышел на орбиту Сатурна в декабре 2004 г., после 7 лет полета. Теоретически миссия должна была закончиться в 2008 г., но, учитывая огромный научный успех миссии и прекрасное состояние аппарата, ее продлили еще на два года и переименовали в Cassini Equinox. То бишь Cassini-равноденстие. Это новое название подтверждает, что фотографическая составляющая миссии далеко не последняя.

Раз в 15 лет на Сатурне наступает «равноденствие»: солнечные лучи падают на планету строго параллельно плоскости колец. Последний раз это случилось 11 августа 2009 г. И впервые в окрестностях планеты оказался земной наблюдатель.

Равноденствие на Сатурне

Чем же хорошо равноденствие? Во время равноденствия и в моменты вблизи него кольцо тускнеет, его неровности отбрасывают длинные тени, равно как и мелкие спутники, прячущиеся в них. Прекрасно видны и детали в тонких кольцах Сатурна.

Вот, к примеру фотография 8-километрового в поперечнике Дафниса. Этот открыт Cassini в 2005 г. (зонд за свою карьеру открыл как минимум 17 спутников Сатурна, новое кольцо и две «арки» вокруг планеты-гиганта). Спутник едва виден в тонкой щели. Зато хорошо видны гравитационные возмущения, которые спутник оставляет в щели Килера в кольце А.

А вот тень другого спутника — Эпиметея. Она узкой чертой проходит через широкое кольцо А и узкое кольцо F. Такие картинки можно увидеть только в равноденствие.
Еще один снимок показывает, какие сильные гравитационные возмущения на кольца оказывают спутники. Перед вами кольцо F и гравитационные возмущения, которые вносят в него сразу два спутника — Пандора и Прометей.

Тигровые полосы на южном полюсе Энцелада
Воспользоваться красивым «боковым» светом решили и для съемки южного полюса одного из загадочнейших спутников
Солнечной системы. Cassini сфотографировал так называемые «Тигровые полосы» Энцелада.

«Тигровые полосы», изображенные на снимке, — это разломы в коре спутника в районе южного полюса. Именно отсюда в околосатурнианское пространство бьют гейзеры, механизм происхождения которых пока непонятен. Дело в том, что диаметр

Энцелада — всего полтысячи километров. Это слишком мало, чтобы быть геологически активным.

Фотографирует Cassini и другие спутники. «Крайним» (как говорят авиаторы) снимком, опубликованным на сайте миссии (saturn.jpl.nasa.gov), стал снимок спутника Янус — бесформенной глыбы размером в 179 км.

Интереснее всего, что к публикации подоспело еще одно открытие, связанное с планетой-гигантом. И сделал его, как ни странно, не Cassini, а другой космический аппарат.

Новое гигантское кольцо вокруг Сатурна

Группа Энн Вербисер из Университета штата Виргиния открыла вокруг Сатурна еще одно кольцо, а вернее — даже тор. Огромный пылевой тор толщиной в 2.5 млн км (!), внешняя часть которого отстоит на 12 млн т Сатурна, а внутренняя — на 6, стал самым круп-объектом Солнечной системы. Его удалось заметить фракрасном диапазоне при помощи космического телескопа Spitzer.

По предварительной версии исследователей, кольцо образовано частичками вещества, выбиваемого с дальнего спутника Сатурна — Фебы.

Другие  фото зонда Cassini