Равноденствие на Сатурне

Спутники Пандора и Прометей рвут на части кольцо F
Главное для любого фотографа — оказаться в нужное время в нужном месте. Судя по всему, создатели одного из самых удачных космических фотографов учли это обстоятельство. Конечно, самые красочные снимки делает космический телескоп Hubble. Но не «Хабблом» единым жива астрономия.

Один из самых удачливых фотографов в истории астрономии работает несколько дальше от Земли, чем летает Hubble, но снимки присылает на сюжеты, обычно более близко расположенные к нам.

Речь идет о зонде Cassini, совместном детище NASA, ESA и Итальянского космического агентства. Этот аппарат вышел на орбиту Сатурна в декабре 2004 г., после 7 лет полета. Теоретически миссия должна была закончиться в 2008 г., но, учитывая огромный научный успех миссии и прекрасное состояние аппарата, ее продлили еще на два года и переименовали в Cassini Equinox. То бишь Cassini-равноденстие. Это новое название подтверждает, что фотографическая составляющая миссии далеко не последняя.

Раз в 15 лет на Сатурне наступает «равноденствие»: солнечные лучи падают на планету строго параллельно плоскости колец. Последний раз это случилось 11 августа 2009 г. И впервые в окрестностях планеты оказался земной наблюдатель.

Равноденствие на Сатурне

Чем же хорошо равноденствие? Во время равноденствия и в моменты вблизи него кольцо тускнеет, его неровности отбрасывают длинные тени, равно как и мелкие спутники, прячущиеся в них. Прекрасно видны и детали в тонких кольцах Сатурна.

Вот, к примеру фотография 8-километрового в поперечнике Дафниса. Этот спутник открыт Cassini в 2005 г. (зонд за свою карьеру открыл как минимум 17 спутников Сатурна, новое кольцо и две «арки» вокруг планеты-гиганта). Спутник едва виден в тонкой щели. Зато хорошо видны гравитационные возмущения, которые спутник оставляет в щели Килера в кольце А.

А вот тень другого спутника — Эпиметея. Она узкой чертой проходит через широкое кольцо А и узкое кольцо F. Такие картинки можно увидеть только в равноденствие.
Еще один снимок показывает, какие сильные гравитационные возмущения на кольца оказывают спутники. Перед вами кольцо F и гравитационные возмущения, которые вносят в него сразу два спутника — Пандора и Прометей.

Тигровые полосы на южном полюсе Энцелада
Воспользоваться красивым «боковым» светом решили и для съемки южного полюса одного из загадочнейших спутников
Солнечной системы. Cassini сфотографировал так называемые «Тигровые полосы» Энцелада.

«Тигровые полосы», изображенные на снимке, — это разломы в коре спутника в районе южного полюса. Именно отсюда в околосатурнианское пространство бьют гейзеры, механизм происхождения которых пока непонятен. Дело в том, что диаметр

Энцелада — всего полтысячи километров. Это слишком мало, чтобы быть геологически активным.

Фотографирует Cassini и другие спутники. «Крайним» (как говорят авиаторы) снимком, опубликованным на сайте миссии (saturn.jpl.nasa.gov), стал снимок спутника Янус — бесформенной глыбы размером в 179 км.

Интереснее всего, что к публикации подоспело еще одно открытие, связанное с планетой-гигантом. И сделал его, как ни странно, не Cassini, а другой космический аппарат.

Новое гигантское кольцо вокруг Сатурна

Группа Энн Вербисер из Университета штата Виргиния открыла вокруг Сатурна еще одно кольцо, а вернее — даже тор. Огромный пылевой тор толщиной в 2.5 млн км (!), внешняя часть которого отстоит на 12 млн т Сатурна, а внутренняя — на 6, стал самым круп-объектом Солнечной системы. Его удалось заметить фракрасном диапазоне при помощи космического телескопа Spitzer.

По предварительной версии исследователей, кольцо образовано частичками вещества, выбиваемого с дальнего спутника Сатурна — Фебы.

Алексей Паевский

Другие  фото зонда Cassini
Спутник Дафнис (Справа внизу угла) в щели Килера
Спутник Янус

• Экзолуны03.07.2018 Экзолуны На данный момент число найденных экзопланет приближается к шести тысячам (включая неподтвержденные). Сколько крупных спутников должно быть у этих планет? Глядя на нашу Солнечную систему, можно предположить, что примерно столько же — у нас на восемь планет приходится семь спутников размером с Луну и больше. А что можно сказать о спутниках экзопланет? Увы, пока почти ничего. И всё же первые пока еще смутные результаты начинают появляться…
  • Величайший вояж29.08.2017 Величайший вояж Прошло сорок лет со дня старта «Вояджеров», отправившихся в свой великий поход. Первым, 20 августа 1977 года, был запущен «Вояджер-2», а 5 сентября полетел «Вояджер-1». Эпитет «великий» в данном случае не преувеличение. В изучении Солнечной системы «Вояджерам» до сих пор нет равных. Они принесли нам своего рода прозрение. Мы впервые увидели ВСЕ планеты-гиганты крупным планом, их кольца, их разнообразные удивительные спутники — миры, о которых до того люди имели лишь самое общее представление.
  • Десять лучших снимков Cassini-201311.02.2014 Десять лучших снимков Cassini-2013 Работа аппарата Cassini на околосатурнианской орбите дважды важна. Во-первых, зонд приносит массу научной информации, которая позволяет очень много узнать не только об окольцованной планете и ее спутниках, но и о том, как формировалась наша Солнечная система в целом.
  • Как расширялась Вселенная в 2010 году18.01.2011 Как расширялась Вселенная в 2010 году 2010 год, как и многие предыдущие, оказался богат на астрономические открытия. Мы представляем список самых интересных (на наш взгляд) работ в области астрономии.