Открытые данные — открываемый мир

Карта неба в гамма-лучах
Изображение, открывающее данный номер «Троицкого варианта», не заимствовано из просторов Интернета. Это карта неба в гамма-лучах, сделанная на основе открытых данных NASA с гамма-телескопа «Ферми» специально для ТрВ – Борисом Штерном (скачивание и подготовка данных) и Максимом Борисовым (собственно изображение). Следует отметить, что сравнимой по качеству карты на сайте «Ферми» пока нет.

В архиве «Ферми» (http://fermi.gsfc.nasa.gov/) только что (в сентябре) открыты информация о примерно 200 млн частиц (из которых около 20 млн являются «неубиенными» гамма-квантами), энергий от 20 МэВ до сотен ГэВ, зарегистрированных детектором большой площади за первый год работы, масса служебной информации, необходимой для правильной обработки данных, а также отсчеты с детекторов гамма-всплесков, регистрирующих фотоны меньшей энергии. Вся эта информация лежит в открытом доступе, любой человек может скачать ее через Интернет, ни у кого не спрашивая разрешения.

Мы воспользовались этой возможностью и скачали всю базу основного телескопа по фотонам до 2 октября (так что на этой карте есть весьма свежие гамма-кванты). На карте выделяются плоскость Галактики, сравнительно близкие гамма-пульсары, Крабовидная туманность и т.п. От плоскости Галактики вверх и вниз отходят как бы светящиеся лохмотья – это нечто вроде солнечной короны: петли магнитного поля, выходящие из галактического диска, наполненные частицами высоких энергий, – они же видны на радио- и рентгеновских картах неба. Некоторые из этих светящихся лохмотьев могут быть близкими древними оболочками сверхновых. А самое интересное – маленькие пятна вдали от галактической плоскости. Это, в большинстве, так называемые блазары – сверхмассивные черные дыры, испускающие релятивистские струи, направленные прямо на нас. В этих маленьких пятнышках (их больше сотни) на самом деле достаточно много фотонов, чтобы построить хорошие спектры, по которым можно судить о физике происходящих там процессов.

Однако пафос нашей «передовицы» не в красоте картинки и информативности данных, а в их открытости – не только для любования, но и для использования, перепечатки, обучения и т.п. Продолжая эстафету, мы отказываемся от копирайта на эту карту: ее можно перепечатывать и демонстрировать где угодно, не спрашивая разрешения, но указывая источник картинки (ТрВ) и исходных данных (космический телескоп «Ферми»). Чтобы облегчить процесс заимствования, мы положили картинку в исходном виде вот сюда: www.scientific.ru/trv/archive/map100mev.jpg.

Мы убеждены, что за подобным подходом к информации – будущее. К этому ведет развитие коммуникаций, да и сама логика постиндустриального развития. Принципу открытости информации посвящен ряд материалов этого номера.

А как соответствуют этому принципу наши реалии? В предыдущих номерах ТрВ звучало требование полной открытости в отношении обстоятельств аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. На днях появился отчет комиссии Ростехнадзора. Несмотря на жесткую критику отчета в сети, некий шаг в сторону открытости в нем содержится: приводятся факты, которые не были широко известны и которые дополняют картину произошедшего. Шаг пока весьма робкий. Авторы отчета ссылаются на 15 томов документации; вот если все 15 томов будут размещены в открытом доступе – это будет полноценный шаг.

Зато от другого события последних дней повеяло глубоким феодализмом.

Три научных института, два из которых находятся по публикациям и их цитируемости в первой российской двадцатке, не только без обсуждения с учеными, но без уведомления руководства этих институтов переданы в «единый кулак», под начало знаменитого локомотива нанотехнологий Михаила Ковальчука (см. ТрВ, № 34). Тут не только отсутствие открытости, тут вообще крепостным правом попахивает… Впрочем, в президентском указе на эту тему формулировки допускают некий люфт в интерпретации, и в институтах, где уже прошли ученые советы на данную тему, надеются повлиять на процесс формирования центра «Курчатовский институт» так, чтоб не оказаться в положении крепостных. Пожелаем им успеха.

• Франко Купперс (Franko Küppers)21.04.2020 В Центре света. Фотоника, терагерцы, оптические компьютеры и наноиглы Интервью с Франко Купперсом (Franko Küppers), профессором, директором Центра фотоники и квантовых материалов (CPQM) Сколтеха, в свете нынешних обстоятельств вынуждено проводилось удаленно — по скайпу в режиме видеоконференции. Разговор шел о том, какими проектами занята научная группа профессора и о траекториях появления иностранных специалистов в российских институтах. Вопросы задавали Борис Штерн и Максим Борисов.
  • Иван Экономов09.04.2019 Корифей всех наук Я всегда понимал, что Владимир Владимирович сделал много хорошего для науки, но понимал это как-то абстрактно. Да, я могу порыться в памяти и найти много полезных для науки решений — от давнего уже увеличения размера грантов президента для молодых ученых до развития мегасайенс. Но, признаюсь вам честно, цельной картины у меня не складывалось. И на помощь мне пришел человек, который, конечно, наделен от природы гораздо более глубоким и системным видением мира, чем любой из нас, — Михаил Валентинович Ковальчук.
  • Конвергенция наук: нужно ли сажать всех ученых под одну «крышу»?26.01.2016 Конвергенция наук: нужно ли сажать всех ученых под одну «крышу»? Грустно констатировать, что наша страна, еще четверть века назад входившая в число ведущих научных держав мира, выпала из первой, а возможно, и второй десятки стран в области науки и научных технологий. В список самых цитируемых ученых мира, по Thomson Reuters, в 2015 году от России вошло всего три человека. Далеко впереди России не только ведущие европейские страны, Япония и Китай с Индией, но даже Саудовская Аравия…
  • «Очаги живой науки»12.01.2016 «Очаги живой науки» На посленовогодние вопросы ТрВ-Наука ответил Борис Штерн, докт. физ.-мат. наук, вед. науч. сотр. Института ядерных исследований РАН, главред ТрВ-Наука.