Информационный голод и лучшие способы борьбы с ним

Анастасия Казанцева
Анастасия Казанцева

В минувшую субботу 10 октября в Петербурге состоялся митинг против газпромовской башни. Все мои друзья говорили только о нем, все они, естественно, против строительства небоскреба в центре города, и всем им казалось само собой разумеющимся, что я как приличный человек тоже против и на митинг тоже пойду. Я отмалчивалась и придумывала, как бы мне выкрутиться. Я не настолько независима от общественного мнения, чтобы вот так заявить вслух, что меня проблема строительства небоскреба не интересует, это может обернуться потерей большей части социальных контактов. Любые увлеченные люди склонны поддаваться обаянию концепции «кто не с нами — тот против нас». Требовалась какая-то убедительная отмазка.

Мне очень повезло. Научно-популярная программа «Прогресс», в которой я работаю, заняла два призовых места на конкурсе «Наука — обществу», и награждение должно было состояться в тот же день, что и митинг, в рамках Фестиваля науки в Москве. Естественно, когда «Прогресс» решал, кто поедет за премией, я тянула вверх все доступные мне конечности, а поскольку оба выигравших сюжета были мои, то никаких возражений со стороны редакции не последовало.

 
Командировка понравилась бы мне даже в том случае, если бы Фестиваль науки оказался скучным мероприятием. Московский государственный университет действует на меня завораживающе: как только вижу вдали силуэт главного здания, сразу же хочется все бросить и пойти туда учиться чему попало. Петербургские Двенадцать коллегий тоже прекрасны, но такого гипнотического действия на меня никогда не оказывали. Наверное, потому, что ГЗ МГУ в отличие от Двенадцати коллегий, специально строили для университета, причем, по замыслу, для лучшего университета лучшей страны. Архитектура — страшная сила.
 
Фестиваль науки, тем не менее, оказался прекрасен. Там было весело, шумно и многолюдно: студенты, туристы, семьи с детьми. Я думала, что людей будет меньше, и искренне порадовалась, что их оказалось много.
 
Очень здорово, что мероприятия Фестиваля были рассчитаны на людей с разным уровнем знаний — от занимательных физических игрушек «Зазеркалья», о которых можно не знать вообще ничего и все равно будет интересно, до серьезных лекций со сложной терминологией. Но жаль, что уровень мероприятий не уточнялся в программке: по названию лекции не всегда можно понять, рассчитана ли она на школьников или на людей с двумя-тремя курсами физфака. Я успела послушать только четыре лекции, но даже среди них разброс по уровню был очень большим; и на каждой оказывались люди, которые явно ожидали чего-то другого (сложнее или проще) и не уходили из аудитории только из вежливости. А еще не хватало развлечений для совсем маленьких детей. Наверное, и не имеет смысла заинтересовывать их академической фундаментальной наукой, но родители все равно берут чад с собой — и ругают за недостаточное внимание к лекциям академиков, сама слышала. Если бы для малышей сделали игровую комнату, выдержанную в стилистике Фестиваля, было бы отлично.

 
Фестиваль хорошо продуман и хорошо организован. Палатки с едой, программки Фестиваля — почти всем хватило, объявления по громкой связи, люди в фирменных футболках, к которым можно обратиться с вопросами. Но осталось ощущение, что Фестиваль рассчитан в первую очередь на своих — на студентов МГУ Например, программка говорила только про «мероприятие в секторе В, аудитория 4», а где эти сектора и аудитории, приходилось выяснять у организаторов, потому что никакого плана здания нигде не было и на самих дверях аудиторий таблички тоже висели не всегда.

 
Вузовские стенды существенно разнились по привлекательности. Это почти неизбежно, поскольку есть области знаний, в которых легко показать что-то интересное, а есть области, в которых сделать это гораздо сложнее. Но некоторые вузы, как мне показалось, просто не очень-то и постарались. Повесили скучную табличку, посадили хмурого консультанта и отчитались перед руководством, что миссия выполнена. Надеюсь, что они позавидовали коллегам, у чьих стендов толпились люди, и в следующий раз тоже придумают что-нибудь интересное.

 
В целом Фестиваль науки мне очень понравился. Мне рассказали про новый метод лечения опухолей, дали потрогать нос рыбы-пилы, показали колебательное горение и подарили книжку про наноструктурные материалы. В следующем году надеюсь приехать снова — уже на три дня. А когда прогресс позволит присутствовать в нескольких местах одновременно (благодаря роботам-симуляторам, например), непременно воспользуюсь этим, чтобы посетить все площадки.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

 См. также:

  • 28.12.2020 Меморандум Второго Алтайского форума по науке и образованию в России: вызовы и решения Модель развития человечества кардинально изменилась в XXI веке. Теперь именно уровень развития науки во многом определяет, насколько успешным будет экономическое состояние государства, причем как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Именно интенсивное развитие науки и освоение новых технологий, разработанных наукой, позволило в прошлом малоразвитым странам превратиться в мощные экономические державы.
  • Беляевская премия 2020 года22.10.2020 Беляевская премия 2020 года Литературная премия имени Александра Романовича Беляева (или Беляевская премия — оба названия равноправны) была задумана как всесоюзная 1983 года, когда проходила подготовка к празднованию столетия со дня рождения писателя, однако основана только в 1990 году — причем исключительно силами Секции научно-художественной и научно-фантастической литературы Ленинградской писательской организации Союза писателей СССР.
  • Записка о структуре науки в России11.06.2020 Записка о структуре науки в России При обсуждении различных реформ науки и высшего образования, в том числе при обсуждении показателей эффективности труда научных работников, участники часто упускают из виду неоднородность учреждений, в которых ведутся научные исследования и разработки, и неоднородность самих этих исследований.
  • Императорский Казанский университет. Литография В. Турина11.03.2020 Записка по вопросам ученых степеней и званий В записке анализируются сущность ученых степеней и званий, некоторые нестыковки современного российского законодательства и предлагаются меры по их исправлению, в том числе и основанные на реальном опыте европейских стран, указывается, что многоступенчатая система ученых степеней и званий существовала еще в Российской Империи и существует поныне в Европе.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: