Cентябрьские ночи в ГАИШе

Фото А. Илюшина, 2009 alhajoth.livejournal.com

В сентябре, в ясные вечера, во дворе Государственного астрономического института имени Штернберга (ГАИШ) стояла очередь, как в Мавзолей. Только более веселая. Гаишане приглашали всех желающих взглянуть на небо вооруженным глазом.

Ясная погода выпадала не всегда, но примерно треть вечеров над ГАИШем сияли звезды на радость пришедшим. А их было много! 3 сентября ГАИШ принял более 1000 человек! К счастью, на помощь гаишанам пришли любители астрономии, расставившие свои телескопы во дворе института. Во все наблюдательные вечера (и даже когда из-за плохого прогноза наблюдения отменялись) московские любители были на посту. Но главным магнитом были телескопы на крыше ГАИШ (хотя, заметим, по качеству любительские вовсе не уступают небольшим инструментам на крыше). За сентябрьские вечера в них посмотрели более 5000 человек. Для большинства это был первый опыт. И, черт побери, так приятно в первый раз почувствовать себя Галилеем, увидев своими глазами лунные кратеры, спутники Юпитера и прекрасную Альбирео!

Наблюдения в рамках программы «100 часов астрономии» проводятся и в других обсерваториях. В следующих номерах мы планируем рассказать о том, как это проходило.

Экскурсия в Пущинской радиоастрономической обсерватории
Экскурсия в Пущинской
радиоастрономической
обсерватории

• Книга Сергея Попова про нейтронные звезды21.11.2015 Книга Сергея Попова про нейтронные звезды Все, что касается нейтронных звезд, чрезвычайно интересно: представьте себе шарик размером с город, масса которого в полтора раза превышает массу Солнца, — вот уж действительно суперобъект!
  • Через Триест — к звездам11.11.2008 Через Триест — к звездам На проходившей в г. Триесте (Италия) 13-й Международной астрономической олимпиаде российские школьники завоевали 3 золотые и 2 серебряные медали. Золотые медали были вручены Марии Волобуевой (Гатчинский лицей № 3, г. Гатчина, Ленинградская область), Якову Кононову (российская гимназия № 59, г Улан-Удэ, Республика Бурятия) и Вадиму Лебедеву (г. Санкт-Петербург).
  • Слет просветителей-201912.01.2021 Дискуссия «Просветители под контролем». Сергей Попов, Александр Архангельский и Ольга Орлова Астрофизик Сергей Попов запустил на Change.org  петицию против поправок (https://clc.am/lOWamg). За неделю собрано около 20 тыс. подписей. Многие известные ученые, журналисты, популяризаторы, публицисты, писатели, поэты уже поставили свои подписи и рассказали о ситуации в своих блогах и социальных сетях.
  • Новый год в обсерватории «Аресибо»22.12.2020 Новый год в обсерватории «Аресибо» Мне доводилось вести наблюдения на многих радиотелескопах, в том числе на самых больших — стометровых в Эффельсберге (Германия) и Грин-Бэнке (США), на 70-метровых антеннах центров дальней космической связи в Евпатории и Уссурийске… Это не просто рабочие инструменты, а шедевры инженерного искусства, можно сказать, настоящие его вершины. Кроме того, они просто очень красивы. Но обсерватория «Аресибо» меня потрясла.