Антониев монастырь: творение эмигранта

Собор Рождества Богородицы. Современный вид.
Собор Рож­де­ства Бого­ро­ди­цы. Совре­мен­ный вид.

Нов­го­род Вели­кий уди­ви­тель­но гар­мо­нич­но орга­ни­зо­ван. В самом цен­тре горо­да друг напро­тив дру­га сто­ят два вели­че­ствен­ных хра­ма, о кото­рых мы уже писа­ли: на Софий­ской сто­роне – Софий­ский собор (ТрВ №33), а напро­тив – Нико­ло-Дво­ри­щен­ский собор (ТрВ №37). Края же горо­да, вверх и вниз по тече­нию Вол­хо­ва, обрам­ле­ны дву­мя мона­сты­ря­ми с мощ­ны­ми трех­гла­вы­ми собо­ра­ми, постро­ен­ны­ми в одно вре­мя с Николь­ским хра­мом. Об одном – Юрье­вом – раз­го­вор впе­ре­ди, а о том, кото­рый ниже по тече­нию, речь пой­дет сей­час.

Зару­беж­ные свя­зи XII века

По сооб­ще­нию позд­ней­ших лето­пи­сей, этот мона­стырь осно­ван в 1106 г. Анто­ни­ем Рим­ля­ни­ном, «Житие» кото­ро­го сооб­ща­ет уди­ви­тель­ные вещи.

Анто­ний, звав­ший­ся Андре­ем, яко­бы при­плыл в Нов­го­род на камне, за двое суток совер­шив чудес­ное путе­ше­ствие вокруг Евро­пы. Сбе­жал из Рима от пре­сле­до­ва­ний при­вер­жен­цев «истин­ной веры» (визан­тий­ско­го тол­ка) като­ли­ка­ми. Выбро­си­ло его на берег Вол­хо­ва, где гони­мый монах очнул­ся под зву­ки коло­ко­ла, созы­ва­ю­ще­го веру­ю­щих на бого­слу­же­ние в честь Рож­де­ства Бого­ро­ди­цы. Ну, в общем, изба­ви­ли буду­ще­го свя­то­го от раз­ду­мий на тему, где мона­стырь зало­жить и какое посвя­ще­ние ему дать. Кста­ти, камень этот и сей­час лежит на папер­ти собо­ра Рож­де­ства Бого­ро­ди­цы; прав­да, совер­шен­но не извест­но, где этот камень пла­вал 400 лет, его толь­ко в сере­дине XVI в. «обна­ру­жил» один из игу­ме­нов мона­сты­ря.

Преподобный Антоний. Икона XVII в.
Пре­по­доб­ный Анто­ний. Ико­на XVII в.

Отплы­вая из Рима, свя­той запу­стил в море боч­ку со сво­и­ми сокро­ви­ща­ми, кото­рая исправ­но добра­лась до Нов­го­ро­да, где ее выло­ви­ли рыба­ки и, что самое инте­рес­ное, чест­но отда­ли наход­ку хозя­и­ну. На эти день­ги и постро­и­ли храм.

Инте­рес­но, что сам Анто­ний Рим­ля­нин – вполне реаль­ная лич­ность. Суще­ству­ет два авто­гра­фа свя­то­го – духов­ная и куп­чая, при­чем совре­мен­ная нау­ка скло­ня­ет­ся к тому, что духов­ная Анто­ния – под­лин­ник и напи­са­на до 1131 г.; куп­чая – тоже под­лин­ник, но напи­са­на в 1354–1357 гг. и отне­се­на к Анто­нию по заблуж­де­нию, свя­зан­но­му с тем, что обе гра­мо­ты в XVI в. объ­еди­ни­ли в еди­ный кон­во­лют.

Судь­ба реаль­но­го Анто­ния не менее инте­рес­на. Его бла­го­сло­вил на созда­ние мона­сты­ря епи­скоп Ники­та, умер­ший в 1109 г., а руко­по­ло­жил в игу­ме­ны вла­ды­ка Нифонт, при­шед­ший на нов­го­род­скую кафед­ру из Кие­ва в 1131 г. Более 20 лет Анто­ния не постав­ля­ли в игу­ме­ны создан­но­го им мона­сты­ря, посколь­ку нов­го­род­ский вла­ды­ка, при­шед­ший на кафед­ру после Ники­ты, один из самых зага­доч­ных цер­ков­ных дея­те­лей Нов­го­ро­да Иоанн Попьян, был про­тив. И, самое уди­ви­тель­ное, это совсем не поме­ша­ло Анто­нию выстро­ить боль­шой храм (на что тре­бо­ва­лись нема­лые день­ги – боч­ка-то с сокро­ви­ща­ми, напом­ним, суще­ство­ва­ла толь­ко в леген­дах), рас­пи­сать его, затем постро­ить тра­пез­ную цер­ковь и вести актив­ную мона­стыр­скую жизнь. Толь­ко после смер­ти Иоан­на Попья­на, кото­рый актив­но про­во­дил поли­ти­ку авто­ном­но­сти Нов­го­ро­да от Кие­ва, Анто­ний офи­ци­аль­но стал игу­ме­ном. Как пола­га­ют совре­мен­ные исто­ри­ки, Анто­ний был одним из «внут­рен­них мис­си­о­не­ров» Кие­во-Печер­ской лав­ры, кото­рая ста­ра­лась под­дер­жи­вать кон­троль Кие­ва над Нов­го­ро­дом. Отсю­да и день­ги. Отсю­да и поспеш­ное руко­по­ло­же­ние, став­шее одним из пер­вых дея­ний выход­ца из Кие­ва – Нифон­та. Впро­чем, исто­ри­ки не отка­зы­ва­ют Анто­нию в ино­зем­стве. Как пола­га­ют, он был родом из ита­льян­ской Калаб­рии, насе­лен­ной гре­ка­ми и отно­сив­шей­ся в XI-XII вв. к Визан­тий­ской импе­рии, за что и полу­чил про­зви­ще Рим­ля­нин.

Два эта­па стро­и­тель­ства

Собор Антониева монастыря. 1-й этап строительства. Реконструкция Г.М.Штендера
Собор Анто­ни­е­ва мона­сты­ря. 1-й этап стро­и­тель­ства. Рекон­струк­ция Г.М.Штендера

Сам храм тоже необы­чен. Несмот­ря на то, что, судя по все­му, его стро­и­ли те же масте­ра, что и Бла­го­ве­щен­ский, и Николь­ский собо­ры (ТрВ № 37), масте­ра, при­слан­ные Мсти­сла­ву его отцом Вла­ди­ми­ром Моно­ма­хом, храм стро­и­ли по-ино­му. Недав­ние иссле­до­ва­ния пока­за­ли, что сна­ча­ла (в 1117–1119 гг.) постро­и­ли четы­рех­столп­ный храм, а потом, прак­ти­че­ски сра­зу после завер­ше­ния работ (1119−1125), при­стро­и­ли еще и нар­текс (от гре­че­ско­го «лар­чик» – запад­ная часть хра­ма, где во вре­мя литур­гии могут нахо­дить­ся не пра­во­слав­ные люди). Нар­текс содер­жал в себе с севе­ро-запа­да круг­лую лест­нич­ную баш­ню, кото­рую вен­ча­ла тяже­лая гла­ва, для сим­мет­рии урав­но­ве­ши­ва­ю­щая юго-запад­ной тре­тьей гла­вой. Собор Анто­ни­е­ва мона­сты­ря чуть помень­ше пер­вых двух постро­ек эпо­хи Мсти­сла­ва: 19,2х12,7 м.

В алтар­ной части хра­ма рас­чи­ще­ны фраг­мен­ты фре­сок, создан­ных в 1125 г. Фигу­ры изоб­ра­же­ны в слож­ных пово­ро­тах, очень реа­ли­стич­но. К сло­ву, сохра­нив­ши­е­ся фрес­ки изуро­до­ва­ны по пове­ле­нию мона­стыр­ско­го руко­вод­ства: когда фрес­ки потуск­не­ли, их зашту­ка­ту­ри­ли, пред­ва­ри­тель­но выру­бив пря­мо по живо­пи­си насеч­ки – что­бы дер­жа­лись луч­ше. А что до худо­же­ствен­ных качеств – так Цер­ковь нико­гда осо­бо над про­из­ве­де­ни­я­ми искус­ства не тряс­лась.

Собор Антониева монастыря. 2-й этап строительства. Реконструкция Г.М.Штендера
Собор Анто­ни­е­ва мона­сты­ря. 2-й этап стро­и­тель­ства. Рекон­струк­ция Г.М.Штендера

Сохра­ни­лось доволь­но мно­го икон из собо­ра Рож­де­ства Бого­ро­ди­цы. Они отре­ста­ври­ро­ва­ны, наи­бо­лее инте­рес­ные мож­но уви­деть в экс­по­зи­ции Нов­го­род­ско­го музея.

В 1944 г., при про­ве­де­нии работ по укреп­ле­нию древ­ней шту­ка­тур­ки, в башне собо­ра была откры­та уни­каль­ная cвет­ская рос­пись XII в. (напом­ним, что и в одном из древ­ней­ших хра­мов на Руси, в Софии Киев­ской, свет­ские фрес­ки тоже рас­по­ло­же­ны в лест­нич­ных баш­нях, веду­щих на хоры – место молит­вы VIP-веру­ю­щих). Сте­но­пись испол­не­на крас­но-корич­не­вой охрой без каких-либо теней и нане­се­на на розо­ва­то-кре­мо­вую, хоро­шо отпо­ли­ро­ван­ную поверх­ность. В Анто­ни­ев­ском собо­ре рисун­ки рас­по­ло­же­ны доста­точ­но бес­си­стем­но, и труд­но понять, что заду­ма­но авто­ром в целом, и заду­ма­но ли. Где-то лев изоб­ра­жен, где-то – суще­ство, похо­жее на кито­в­ра­са (кен­тав­ра). В любом слу­чае эти рисун­ки пред­став­ля­ют исклю­чи­тель­ный инте­рес: ведь имен­но в башне, в одной из ниш-келий, сде­лан­ных пря­мо в стене, про­вел свои послед­ние годы сам Анто­ний.

Релик­вии и исто­рия

В запад­ном при­тво­ре хра­ма рядом с леген­дар­ным кам­нем Анто­ния экс­по­ни­ру­ет­ся 10 коло­ко­лов Софий­ской звон­ни­цы (XVI-XIX вв.), недав­но воз­вра­щен­ных в Нов­го­род. Рака Анто­ния тоже здесь, обще­рус­ской свя­ты­ней остан­ки игу­ме­на-эми­гран­та ста­ли в 1597 г., а вот самих мощей в раке нет. Они исчез­ли после рево­лю­ции. Зато сохра­ни­лась над­гроб­ная дере­вян­ная скульп­ту­ра Анто­ния, испол­нен­ная в 1573 г. рез­чи­ком Евтро­пи­ем Сте­фа­но­вым. Она сей­час хра­нит­ся в Рус­ском музее в Санкт-Петер­бур­ге.

Мона­стырь горел и отстра­и­вал­ся зано­во; в 1570 г., в ходе оприч­ни­ны, погиб­ли насто­я­тель Гела­сий и все мона­хи, в 1611 г. его разо­ри­ли шве­ды.

В 1740 г. в Анто­ни­е­вом мона­сты­ре была учре­жде­на Духов­ная семи­на­рия – одно из самых ста­рых учеб­ных заве­де­ний Рос­сий­ской импе­рии. Из его стен вышли свя­той Тихон Задон­ский (стро­ил хра­мы в Воро­не­же), архи­манд­рит Фотий.

После рево­лю­ции были закры­ты и мона­стырь, и семи­на­рия. Сего­дня здесь нахо­дит­ся одно из отде­ле­ний Уни­вер­си­те­та Яро­сла­ва Муд­ро­го.

Сей­час мона­стыр­ский ком­плекс вклю­ча­ет поми­мо Рож­де­ствен­ско­го собо­ра с его позд­ни­ми при­строй­ка­ми мона­стыр­скую сте­ну с про­езд­ны­ми арка­ми, Насто­я­тель­ский и Каз­на­чей­ский кор­пу­са (XVII– XIX вв.), цер­ковь Сре­те­ния с тра­пез­ной (XVI в.). Во дво­ре мона­сты­ря игра­ют в фут­бол сту­ден­ты.

А вот Юрьев мона­стырь, «пар­ный» Анто­ни­е­ву, функ­ци­о­ни­ру­ет и по сей день. О нем – наш сле­ду­ю­щий рас­сказ.

Алек­сей Паев­ский

Лите­ра­ту­ра:

В.Д.Сарабьянов. Собор Рож­де­ства Бого­ро­ди­цы Анто­ни­е­ва мона­сты­ря в Нов­го­ро­де. М., 2002.

В.Н. Топо­ров. Свя­тость и свя­тые в рус­ской духов­ной куль­ту­ре. Т. II. М., 1998. С. 17–45.

В.Л.Янин. Нов­го­род­ские акты XII-XV вв. Хро­но­ло­ги­че­ский ком­мен­та­рий. М., 1991.

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: