Летняя школа в Дубне: для души и для знаний

Уже в девя­тый раз, начи­ная с 2001 г, в Дубне с 18 по 29 июля 2009 г. про­хо­ди­ла Лет­няя шко­ла «Совре­мен­ная мате­ма­ти­ка». Ее орга­ни­за­то­ра­ми явля­ют­ся Отде­ле­ние мате­ма­ти­ки РАН, Мате­ма­ти­че­ский инсти­тут им. В.А.Стеклова, Депар­та­мент обра­зо­ва­ния г. Моск­вы и Мос­ков­ский центр непре­рыв­но­го мате­ма­ти­че­ско­го обра­зо­ва­ния. В тече­ние двух недель око­ло ста участ­ни­ков шко­лы при­ни­ма­ют уча­стие в 70–80 лек­ци­ях или семи­на­рах. Каж­дое такое заня­тие длит­ся доль­ше, чем школь­ный урок, но коро­че, чем инсти­тут­ская «пара», – ров­но 74 мину­ты. Несмот­ря на то, что лето быва­ло очень жар­ким, каж­дый год нахо­дят­ся участ­ни­ки, посе­щав­шие по 3–4 заня­тия в день. Сло­ва «Совре­мен­ная мате­ма­ти­ка» в назва­нии не явля­ют­ся пре­уве­ли­че­ни­ем, о чём мож­но судить по про­грам­мам про­шед­ших школ ( www.mccme.ru/dubna/). ТрВ обра­тил­ся к веду­щим рос­сий­ским мате­ма­ти­кам с прось­бой поде­лить­ся сво­и­ми впе­чат­ле­ни­я­ми о Шко­ле.

Шко­ла – клю­че­вое собы­тие мате­ма­ти­че­ской жиз­ни

Ана­то­лий Вер­шик, глав­ный науч­ный сотруд­ник Санкт-Петер­бург­ско­го фили­а­ла Мате­ма­ти­че­ско­го инсти­ту­та РАН, участ­ник шко­лы в 2008 г.

Самое весо­мое, что пока сде­ла­но в ХХ1 в. для нашей моло­де­жи, соби­ра­ю­щей­ся в буду­щем зани­мать­ся мате­ма­ти­кой, – это орга­ни­за­ция заме­ча­тель­ных лет­них дуб­нин­ских школ для стар­ше­класс­ни­ков и сту­ден­тов с уча­сти­ем извест­ных мате­ма­ти­ков.

* * *

Юлий Илья­шен­ко, рек­тор Неза­ви­си­мо­го Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та, про­фес­сор мех­ма­та МГУ и Кор­нель­ско­го уни­вер­си­те­та (США)

Лет­няя шко­ла «Совре­мен­ная мате­ма­ти­ка» в Дубне – уни­каль­ное собы­тие рос­сий­ской мате­ма­ти­че­ской жиз­ни. Она соби­ра­ет вме­сте совсем моло­дых участ­ни­ков – стар­ших школь­ни­ков и млад­ших сту­ден­тов, с одной сто­ро­ны, и масти­тых, в том чис­ле и самых про­слав­лен­ных, мате­ма­ти­ков – с дру­гой. Все стар­шие участ­ни­ки откры­ты и доступ­ны для обще­ния с млад­ши­ми.

Это очень ред­кая и очень цен­ная воз­мож­ность для школь­ни­ков и сту­ден­тов – общать­ся с луч­ши­ми мате­ма­ти­ка­ми стра­ны и мира: на шко­лу в Дубне с недав­них пор при­ез­жа­ют мате­ма­ти­ки из дру­гих стран. Напри­мер, в про­шлом году там был Этьен Жис, один из самых извест­ных мате­ма­ти­ков Фран­ции. С дру­гой сто­ро­ны, ред­ко где мож­но встре­тить такое коли­че­ство выда­ю­щих­ся мате­ма­ти­ков, собран­ных вме­сте. Воз­мож­ность их обще­ния друг с дру­гом – еще одно заме­ча­тель­ное дости­же­ние Шко­лы.

Мне кажет­ся, что Лет­няя шко­ла «Совре­мен­ная мате­ма­ти­ка» в Дубне ста­ла одним из клю­че­вых собы­тий в мате­ма­ти­че­ской жиз­ни Рос­сии.

* * *

Вик­тор Клеп­цын, науч­ный сотруд­ник Инсти­ту­та мате­ма­ти­че­ских иссле­до­ва­ний г. Ренн, Фран­ция, пре­по­да­ва­тель и член орг­ко­ми­те­та Лет­ней шко­лы

Заме­ча­тель­ная идея Шко­лы – то, что за четы­ре заня­тия, из кото­рых обыч­но состо­ит курс, мож­но «рыв­ком» дой­ти от бага­жа зна­ний сту­ден­та или мат­школь­ни­ка до того, чем зани­ма­ет­ся совре­мен­ная мате­ма­ти­ка.

Не все­гда (хоть и доволь­но часто!) в кон­це кур­са фор­му­ли­ру­ют­ся откры­тые про­бле­мы. Но все­гда курс – это рас­сказ о чём-то кра­си­вом, почти все­гда – не вхо­дя­щем в обыч­ный уни­вер­си­тет­ский курс, и очень часто – о чём-то, при­ду­ман­ном более или менее недав­но, о чём-то на гра­ни­це наших совре­мен­ных зна­ний.

И вот это пере­оце­нить слож­но. При­чём кур­сы полу­ча­ют­ся инте­рес­ны­ми не толь­ко участ­ни­кам, но и пре­по­да­ва­те­лям – мне безум­но инте­рес­но было в этом году послу­шать Сер­гея Лан­до, Алек­сандра Раз­бо­ро­ва, Геор­гия Шаба­та. А на кур­сы Пье­ра Деор­нуа и Мише­ля Бала­за­ра попасть, увы, не полу­чи­лось по вре­ме­ни, так что при­шлось вспом­нить сту­ден­че­ские годы и читать напи­сан­ные ими кон­спек­ты заня­тий.

Ещё один важ­ный аспект шко­лы – запис­ки лек­ций, выхо­дя­щие в каче­стве бро­шюр. Ино­гда ока­зы­ва­ет­ся, что после про­чте­ния кур­са уже напи­сан­ные наброс­ки, а ино­гда и запи­сан­ные для участ­ни­ков кон­спек­ты лек­ций – это почти гото­вый к изда­нию текст; или – что про­сто у лек­то­ра есть доста­точ­но сво­бод­но­го от дру­гих дел вре­ме­ни и энер­гии, что­бы такую бро­шю­ру напи­сать. Тогда – в серии выхо­дит ещё одна бро­шю­ра, содер­жа­щая доступ­ное сту­ден­там и школь­ни­кам изло­же­ние чего-то ново­го и инте­рес­но­го.

* * *

Сер­гей Лан­до, про­рек­тор Неза­ви­си­мо­го Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та, декан факуль­те­та мате­ма­ти­ки ГУ-ВШЭ

Шко­ла «Совре­мен­ная мате­ма­ти­ка» – ред­кая воз­мож­ность для школь­ни­ков и млад­ше­курс­ни­ков со всей стра­ны, инте­ре­су­ю­щих­ся мате­ма­ти­кой, уви­деть «вжи­вую» веду­щих мате­ма­ти­ков совре­мен­но­сти, пооб­щать­ся с ними, узнать о том, что их сей­час инте­ре­су­ет. Одних вели­ких мате­ма­ти­ков, еже­год­но участ­ву­ю­щих в рабо­те шко­лы, хва­ти­ло бы на пять подоб­ных школ без сни­же­ния их каче­ства. В резуль­та­те перед слу­ша­те­ля­ми рас­кры­ва­ет­ся широ­кий спектр направ­ле­ний совре­мен­ной мате­ма­ти­ки, и у них появ­ля­ют­ся неогра­ни­чен­ные воз­мож­но­сти выби­рать себе направ­ле­ние по вку­су. К сожа­ле­нию, таких школ устра­и­ва­ет­ся мало, а они -при­чем раз­ные – нуж­ны, как для школь­ни­ков, так и для сту­ден­тов.

Пре­по­да­ва­те­ли шко­лы полу­ча­ют поль­зу и для себя. Так, если мне уда­ет­ся вве­сти участ­ни­ков шко­лы в круг моих теку­щих заня­тий, то появ­ля­ет­ся надеж­да, что и кол­ле­гам-мате­ма­ти­кам этот мате­ри­ал будет поня­тен и инте­ре­сен. Да и про­фес­си­о­наль­ное обще­ние с дру­ги­ми пре­по­да­ва­те­ля­ми, труд­но дости­жи­мое за пре­де­ла­ми Шко­лы, тоже нель­зя пере­оце­нить. Мно­гих рос­сий­ских мате­ма­ти­ков, посто­ян­но рабо­та­ю­щих в самых раз­ных местах за гра­ни­цей, мож­но встре­тить в Рос­сии толь­ко в лет­нее вре­мя, когда школь­ни­ки и сту­ден­ты на кани­ку­лах. Дуб­нин­ская лет­няя шко­ла задей­ству­ет их потен­ци­ал для обу­че­ния моло­дых рос­си­ян.

С момен­та осно­ва­ния дуб­нин­ской шко­лы я ста­ра­юсь при­ез­жать в нее раз в два года, хотя бы на несколь­ко дней. Года 4 назад мы устро­и­ли раз­го­вор с участ­ни­ка­ми шко­лы на тему «Кто такие мате­ма­ти­ки?» (дей­ству­ю­щие мате­ма­ти­ки отве­ча­ли на вопро­сы участ­ни­ков шко­лы), кото­рый пока­зал­ся мне очень полез­ным. Во вся­ком слу­чае, мно­гие вопро­сы, зада­вав­ши­е­ся участ­ни­ка­ми, были для меня неожи­дан­ны­ми и помог­ли луч­ше понять, чем живет сего­дняш­нее поко­ле­ние выпуск­ни­ков.

* * *

Андрей Рай­го­род­ский, про­фес­сор мех­ма­та МГУ, Неза­ви­си­мо­го мате­ма­ти­че­ско­го уни­вер­си­те­та, МФТИ и руко­во­ди­тель Лабо­ра­то­рии веро­ят­ност­ных и ком­би­на­тор­ных мето­дов» ком­па­нии «Яндекс»

Лет­няя шко­ла «Совре­мен­ная мате­ма­ти­ка» в Дубне еже­год­но соби­ра­ет око­ло сот­ни наи­бо­лее ярких и заин­те­ре­со­ван­ных стар­ше­класс­ни­ков и млад­ше­курс­ни­ков. Мне все­гда при­ят­но общать­ся с ода­рен­ны­ми моло­ды­ми людь­ми. Таким обра­зом, у меня есть воз­мож­ность доне­сти до начи­на­ю­ще­го мате­ма­ти­ка мас­су полез­ной инфор­ма­ции, увлечь его той обла­стью нау­ки, кото­рой я сам зани­ма­юсь.

Для школь­ни­ка (или сту­ден­та 1 и 2 кур­сов) это в свою оче­редь, отлич­ный спо­соб сори­ен­ти­ро­вать­ся в мате­ма­ти­ке, выбрать для себя наи­бо­лее близ­кую тему даль­ней­ших иссле­до­ва­ний. Ну и конеч­но, это про­сто здо­ро­во – ока­зать­ся в кру­гу таких же, как ты, увле­чен­ных мате­ма­ти­кой ребят и пре­по­да­ва­те­лей. Тем более, когда все это про­ис­хо­дит на хоро­шо обо­ру­до­ван­ной базе в отлич­ном месте на при­ро­де. Кста­ти, я сам орга­ни­зую лет­ние и зим­ние шко­лы под Костро­мой (см. http://combalg.ru) и хоро­шо пони­маю, насколь­ко важ­но для моло­до­го чело­ве­ка имен­но пра­виль­но сори­ен­ти­ро­вать­ся при выбо­ре сво­е­го места в нау­ке.

Я пре­по­даю в Лет­ней шко­ле «Совре­мен­ная мате­ма­ти­ка» чет­вер­тый год и с удо­воль­стви­ем про­дол­жу ездить на нее и в буду­щем.

* * *

Сер­гей Ани­сов, раз­ра­бот­чик-иссле­до­ва­тель отде­ла раз­ра­бот­ки реклам­ных тех­но­ло­гий ком­па­нии «Яндекс»

Лет­няя шко­ла как отду­ши­на

Я был в Лет­ней шко­ле в Дубне в 2003, 2006 и 2007 гг., читал детиш­кам раз­ные кур­сы, отды­хал, общал­ся с милы­ми людь­ми, слу­шал раз­го­во­ры кори­фе­ев «за жизнь». В одном из таких раз­го­во­ров кто-то из них, кажет­ся В.А.Успенский, сфор­му­ли­ро­вал, поче­му в 70-е годы в «Кван­те» не было отбоя от ста­тей, а в 90-е их не хва­та­ло. По его мне­нию, в 70-х это был один из очень и очень немно­гих спо­со­бов само­вы­ра­же­ния для мно­гих авто­ров, отду­ши­на. А лет 15 тому назад такая потреб­ность уже оста­ва­лась удо­вле­тво­рён­ной и без «Кван­та». Успен­ский тогда дол­го под­би­рал сло­во «отду­ши­на» и попал в яблоч­ко. Запом­ни­лось.

Я рань­ше ездил в Дуб­ну за тем же. Отды­хал, общал­ся как с теми же, так и с новы­ми людь­ми, ино­гда с дав­но не виден­ны­ми ста­ры­ми зна­ко­мы­ми, учил детей, пла­вал в реч­ке, играл в бад­мин­тон, слу­шал пес­ни под гита­ру. Это было бес­ко­неч­но дале­ко от повсе­днев­ной каль­ви­нист­ской одно­кле­точ­ной, угрю­мой быд­ло­ва­то­сти Гол­лан­дии. В послед­ний день со мной слу­чал­ся нату­раль­ный такой нерв­ный срыв, мне не хоте­лось уез­жать. Мне было, чёрт возь­ми, попро­сту неку­да отту­да ехать.

Всё изме­ни­лось. Я уже год почти всем дово­лен. За моей поезд­кой в Дуб­ну в эти выход­ные сто­я­ла цель – «туда», но не был спря­тан смысл «отсю­да». Конеч­но, мож­но было съез­дить и на пол­ный срок, а не на пару дней, но тогда надо было под­го­то­вить 3–4 лек­ции и отве­сти на поезд­ку часть отпус­ка. Ниче­го невоз­мож­но­го, но не срос­лось. Про­сто не было потреб­но­сти в «отду­шине».

Пожа­луй, всё же надо было поехать туда на подоль­ше. Не пото­му, тьфу-тьфу-тьфу, что мне пло­хо не там, а пото­му, что там хоро­шо.

Ран­няя утрен­няя элек­трич­ка-экс­пресс, возо­мнив­ши себя насто­я­щим поез­дом, как взрос­лая, про­ска­ки­ва­ет стан­цию за стан­ци­ей без оста­нов­ки. На рабо­те за два выход­ных ника­ких осо­бых ново­стей не появи­лось. Дома, конеч­но, тоже всё по-ста­ро­му. Сумер­ки. С остыв­шим горь­ко­ва­то-непро­зрач­ным чаем, в ста­ром крес­ле, на излё­те лета на ред­кость уют­но хомя­чить чер­ни­ку и жить без над­ры­ва.

* * *

Алек­сей Сосин­ский, про­фес­сор, про­рек­тор Неза­ви­си­мо­го Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та по меж­ду­на­род­ным вопро­сам, с.н.с. Инсти­ту­та про­блем меха­ни­ки РАН

Моно­лог пред­се­да­те­ля про­грамм­но­го коми­те­та

Здесь нет ни экза­ме­нов, ни заче­тов, ника­ких олим­пи­ад, ника­ких мате­ма­ти­че­ских сорев­но­ва­ний. Зато лек­ций и заня­тий – хоть отбав­ляй, по 74 мину­ты каж­дая, стро­го по рас­пи­са­нию, в день по четы­ре. Уча­щим­ся кото­рый год гово­рим – посе­ще­ние сво­бод­ное, луч­ше огра­ни­чить­ся дву­мя заня­ти­я­ми, но все впу­стую: ходят, все на все заня­тия ходят…

Реши­ли в этом году сокра­тить про­грам­му до разум­ных пре­де­лов. Не вышло, толь­ко соста­ви­ли пред­ва­ри­тель­ное рас­пи­са­ние, как кося­ком пошли новые заяв­ки – ну как не най­ти места в рас­пи­са­нии Алек­сандра Раз­бо­ро­ва, Сер­гея Нови­ко­ва, Алек­сандра Кирил­ло­ва? У них все­гда на лек­ци­ях аншлаг, после лек­ций обсту­па­ют, рас­спра­ши­ва­ют не стес­ня­ясь. Ува­же­ние не к гром­ким титу­лам и ака­де­ми­че­ским зва­ни­ям, а к уме­нию понят­но рас­ска­зать о той мате­ма­ти­ке, что они созда­ют, не боясь гово­рить и о труд­но­стях, и о неуда­чах…

Нет здесь дистан­ции меж­ду ака­де­ми­ком и школь­ни­ком – живут в тех же усло­ви­ях, вме­сте пита­ют­ся, вме­сте гоня­ют мяч на фут­боль­ном поле или шарик на пинг-пон­го­вом сто­ле, вме­сте купа­ют­ся в Дубне.

Демо­кра­ти­чен и при­ем: попа­да­ют сюда не толь­ко побе­ди­те­ли олим­пи­ад и выпуск­ни­ки элит­ных школ, но и про­сто инте­ре­су­ю­щи­е­ся мате­ма­ти­кой ребя­та, сумев­шие не баналь­но запол­нить наши анке­ты, най­ден­ные в Интер­не­те. А здесь они будут пости­гать созда­ва­е­мую сего­дня мате­ма­ти­ку и смо­гут непри­нуж­ден­но пооб­щать­ся с теми, кто эту мате­ма­ти­ку дела­ет.

Вот сидит на лавоч­ке перед сто­ло­вой школь­ник (кажет­ся, из Тве­ри) и ожив­лен­но бесе­ду­ет с Ива­ном Пани­ным. Он, может быть, и не зна­ет, что Иван Алек­сан­дро­вич – член-кор­ре­спон­дент РАН, но навер­ня­ка слы­шал, что Панин в про­шлом году выиг­рал здесь тур­нир по настоль­но­му тен­ни­су, а глав­ное, уви­дел, как мастер­ски Панин рас­ска­зы­ва­ет про К-тео­рию. Что школь­ник может пони­мать в кого­мо­ло­ги­ях и харк­лас­сах? Да, кое-что пони­ма­ет, раз убеж­ден­но что-то Пани­ну дока­зы­ва­ет…

В сто­ло­вой один из самых моло­дых пре­по­да­ва­те­лей, несколь­ко лет назад быв­ший здесь в каче­стве сту­ден­та, за сто­лом бесе­ду­ет с Мише­лем Бала­за­ром, то ли о скоб­ке Пуас­со­на, то ли о спо­со­бе полу­чить пост­док в Дижоне. А Мишель, забыв про фран­цуз­ские гастро­но­ми­че­ские изыс­ки, с удо­воль­стви­ем доеда­ет кот­ле­ту с греч­не­вой кашей…

Демо­кра­тия, конеч­но, но и жест­кий поря­док.

Пра­вил мало, но соблю­да­ют­ся они неукос­ни­тель­но. На заня­тия и лек­ции не опаз­ды­вать, а пре­по­да­ва­те­лям – не затя­ги­вать ни одной лиш­ней мину­ты сверх поло­жен­ных 74. Отбой в 11 не озна­ча­ет, что свет выклю­ча­ет­ся и вход в спаль­ные кор­пу­са запи­ра­ет­ся, – но долж­но быть абсо­лют­но тихо. Купать­ся – толь­ко в при­сут­ствии пре­по­да­ва­те­лей. Из пан­си­о­на­та отлу­чать­ся – толь­ко с раз­ре­ше­ния бес­смен­но­го зам­пре­да орг­ко­ми­те­та, по суще­ству глав­но­го хозя­и­на шко­лы Вита­лия Арноль­да.

Эта жест­кость не пор­тит уди­ви­тель­но доб­ро­же­ла­тель­ную обста­нов­ку шко­лы, и серьез­ных дис­ци­пли­нар­ных про­блем пока в шко­ле не было. Вот толь­ко бы отде­лать­ся от чудо­вищ­ной пере­груз­ки про­грам­мы. Обя­за­тель­но достиг­нем это­го в буду­щем году, как раз будет юби­лей­ная деся­тая шко­ла, сокра­тим про­грам­му до разум­ных пре­де­лов…

Если, конеч­но, шко­ла будет и в 2010 г. – дай Бог, что­бы не отка­за­ли в под­держ­ке спон­со­ры…

* * *

Вита­лий Арнольд, зам пред­се­да­те­ля Орг­ко­ми­те­та шко­лы 2001–2009 гг.

Лет 5 назад мне дове­лось быть на твор­че­ском вече­ре заме­ча­тель­но­го чело­ве­ка, дирек­то­ра и созда­те­ля зна­ме­ни­той мос­ков­ской «Вто­рой шко­лы» Вла­ди­ми­ра Фёдо­ро­ви­ча Овчин­ни­ко­ва. В тот вечер его несколь­ко раз на сцене и в кулу­а­рах спра­ши­ва­ли: «В чём Ваш сек­рет – как Вам уда­лось создать ТАКУЮ Шко­лу?». В.Ф. неиз­мен­но отве­чал одно и то же: «Ника­ко­го сек­ре­та тут нет, я про­сто собрал в одной шко­ле заме­ча­тель­ных учи­те­лей и не мешал им рабо­тать!». Пом­ню, как в кон­це вече­ра я, про­во­жая его к машине, спро­сил: «Ведь не совсем прав­да это? Ведь важ­но же ещё и то, что Вы не поз­во­ля­ли им мешать друг дру­гу!?» И в ответ – чуть уста­лая, задор­ная и столь мно­го­знач­ная мол­ча­ли­вая улыб­ка Вла­ди­ми­ра Фёдо­ро­ви­ча…

Сей­час в кон­це каж­дой шко­лы «Совре­мен­ная мате­ма­ти­ка» нам дово­дит­ся слы­шать подоб­ные вопро­сы и от роди­те­лей, и от слу­ша­те­лей, и от пре­по­да­ва­те­лей, и от жур­на­ли­стов… Види­мо, отве­тить луч­ше В.Ф.Овчинникова мы не смо­жем. Каж­дый год нас мно­гие руга­ют – и за то, что про­грам­ма чрез­вы­чай­но пере­гру­же­на про­сто по коли­че­ству меро­при­я­тий, и за то, что неко­то­рые кур­сы про­хо­дят в одно и то же вре­мя (при­хо­дит­ся выби­рать, чем-то жерт­во­вать, от чего-то отка­зы­вать­ся, а это все­гда непри­ят­но), а еще за то, что пере­се­ка­ют­ся не толь­ко науч­ные, но и спор­тив­ная и куль­тур­ная про­грам­мы Шко­лы. К тако­го типа «руга­ни» мы отно­сим­ся весь­ма спо­кой­но, это рабо­чий про­цесс, в первую оче­редь демон­стри­ру­ю­щий, что кому-то что-то инте­рес­но, небез­раз­лич­но. А даль­ше – сти­му­ли­ру­ю­щий сов­мест­ную орга­ни­за­цию и само­ор­га­ни­за­цию сооб­ще­ства. Так. в этом году о несколь­ких «под­поль­ных» заня­ти­ях наших пре­по­да­ва­те­лей со слу­ша­те­ля­ми (вне вся­ко­го рас­пи­са­ния Шко­лы) мы не толь­ко дела­ли вид, что не зна­ли ниче­го, но и в реаль­но­сти узна­ва­ли не все­гда до пер­во­го заня­тия.

Один из наших пре­по­да­ва­те­лей мно­го лет при­во­зил и реко­мен­до­вал на Шко­лу сво­их уче­ни­ков (он пре­по­да­вал в одной из извест­ных мос­ков­ских школ). В какой-то момент с его под­опеч­ны­ми воз­ник­ла неко­то­рая орга­ни­за­ци­он­ная про­бле­ма: пара юно­шей наме­рен­но и демон­стра­тив­но ста­ла нару­шать пра­ви­ла шко­лы (быть может, из обыч­но­го маль­чи­ше­ства, быть может, счи­тая, что мы не заме­тим или не обра­тим вни­ма­ния). Когда этот пре­по­да­ва­тель обсуж­дал со мной меры воз­дей­ствия на слу­ша­те­лей, он ска­зал заме­ча­тель­ную фра­зу: «Вита­лий, про­сти, я учил их мате­ма­ти­ке, а опыт сов­мест­ной ответ­ствен­но­сти вос­пи­тать в них не успел!» Мне очень нра­вят­ся ОБЕ мыс­ли в этой фра­зе – и сло­ва неко­то­ро­го изви­не­ния, и «сов­мест­ная ответ­ствен­ность». Нам всем пред­став­ля­ет­ся крайне важ­ным имен­но этот путь созда­ния и соблю­де­ния пра­вил шко­лы.

Два сло­ва ска­жу об исто­рии шко­лы. Нача­лось всё с рабо­чей встре­чи в том же госте­при­им­ном зале сана­то­рия-про­фи­лак­то­рия «Рат­ми­но» позд­ним вече­ром 21 сен­тяб­ря 2000 г. Тогда в Дубне про­хо­ди­ла Все­рос­сий­ская кон­фе­рен­ция «Мате­ма­ти­ка и обще­ство. Мате­ма­ти­че­ское обра­зо­ва­ние на рубе­же веков» (подроб­но­сти см. www.mccme.ru/conf2000/), собрав­шая луч­ших пре­по­да­ва­те­лей мате­ма­ти­ки стра­ны (от Мур­ман­ска до Крас­но­да­ра и от Смо­лен­ска до Хаба­ров­ска, от началь­ной шко­лы до док­то­ран­ту­ры и от «чистой мате­ма­ти­ки» до мате­ма­ти­ки для гума­ни­та­ри­ев).

Четы­ре дня не смол­ка­ли в Рат­ми­но дис­кус­сии и докла­ды, круг­лые сто­лы и раз­го­во­ры в кори­до­рах – обыч­ная и при­выч­ная мно­гим обста­нов­ка боль­шой кон­фе­рен­ции. А тем вече­ром в малень­ком зале за срав­ни­тель­но неболь­шим сто­лом кто-то (кажет­ся, это был Нико­лай Нико­ла­е­вич Кон­стан­ти­нов) посе­то­вал: «Рас­суж­дать, как учить, мы все масте­ра! Собра­лись бы луч­ше да поучи­ли кон­крет­ных школь­ни­ков и сту­ден­тов! Вот и место хоро­шее, и орга­ни­зо­вать навер­ня­ка смо­гут» (тут я смут­но пом­ню кивок в нашу сто­ро­ну, и нас опять «взя­ли на сла­бо», как гово­рит часть совре­мен­ной моло­де­жи).

Пер­вая шко­ла про­шла в кон­це июля 2001 г. в том же «Рат­ми­но», в сро­ки, чет­ко опре­де­лен­ные – после объ­яв­ле­ния ито­гов при­е­ма на мех­мат МГУ (и в ряд веду­щих вузов) и до нача­ла Лет­ней кон­фе­рен­ции Тур­ни­ра горо­дов (см. http://olympiads.mccme.ru/lktg/).

Орга­ни­за­ции пер­вых школ очень силь­но помог и чело­ве­че­ски, и орга­ни­за­ци­он­но свет­лой памя­ти Андрей Андре­евич Болиб­рух. Шко­лы не мог­ли бы состо­ять­ся без посто­ян­ной и актив­ной рабо­ты десят­ков раз­ных людей, рабо­ту про­грамм­но­го коми­те­та неиз­мен­но воз­глав­ля­ет Алек­сей Бро­ни­сла­во­вич Сосин­ский, в раз­ные годы науч­ную про­грам­му Шко­лы суще­ствен­но коор­ди­ни­ро­ва­ли С.М.Львовский, М.Н.Вялый, Ю.М.Бурман, В.А.Клепцын. Орг­ко­ми­тет Шко­лы бази­ру­ет­ся и коор­ди­ни­ру­ет­ся в МЦНМО (www.mccme.ru/), и мало кто из сотруд­ни­ков Цен­тра совсем не име­ет отно­ше­ния к Шко­ле в Дубне.

Поче­му с само­го нача­ла в Шко­лу пове­ри­ли те, кто нам помо­га­ет все эти годы, – нау­ке неиз­вест­но; воз­мож­но, про­сто один раз заехав на Шко­лу, поси­дев на заня­ти­ях, пого­во­рив с нами, а ско­рее все­го, про­сто посмот­рев на лица участ­ни­ков, уви­де­ли и заин­те­ре­со­ва­лись… Но сего­дня все зна­ют, что Шко­ле каж­дый год актив­но помо­га­ют несколь­ко раз­ных орга­ни­за­ций, в первую оче­редь Объ­еди­нен­ный инсти­тут ядер­ных иссле­до­ва­ний (в лице как сво­их выс­ших руко­во­ди­те­лей – В.Г.Кадышевского в 2001–2005 гг. и А.Н.Сисакяна с 2006 г., так и мно­гих рядо­вых сотруд­ни­ков, реша­ю­щих опе­ра­тив­но и точ­но боль­шую часть воз­ни­ка­ю­щих про­блем). Инте­рес­но, что, хотя и Вла­ди­мир Геор­ги­е­вич, и Алек­сей Норай­ро­вич почти каж­дый год раз-дру­гой на Шко­лу заез­жа­ли, зача­стую боль­шая часть участ­ни­ков их и не виде­ла: устав от огром­но­го коли­че­ства дел, они при­ез­жа­ли не кон­тро­ли­ро­вать, не при­вет­ство­вать, а про­сто пооб­щать­ся тихо и «в кулу­а­рах» с теми, кого дав­но зна­ют, и с теми, кото­рых до того зна­ли толь­ко по пуб­ли­ка­ци­ям).

Помо­га­ют Шко­ле ком­пью­мар­кет «Никс» и ком­па­ния «Яндекс» (пер­вые лица обе­их извест­ных фирм не раз высту­па­ли перед школь­ни­ка­ми в вечер­ней про­грам­ме Шко­лы), в послед­ние годы осо­бое спа­си­бо хочет­ся ска­зать Фон­ду Дмит­рия Зими­на «Дина­стия» и Фон­ду «Мате­ма­ти­че­ские этю­ды», чья помощь и под­держ­ка не так замет­на, но без оной Шко­ла была бы совсем дру­гой (если вооб­ще была бы).

Каж­дый раз в кон­це Шко­лы слу­ша­те­ли – а ино­гда и пре­по­да­ва­те­ли, и орга­ни­за­то­ры – запол­ня­ют анке­ты, каж­дый год в анке­тах есть вопро­сы о буду­щем. Каж­дый раз при этом дела­ют­ся ого­вор­ки: если-если-если… Нико­гда нет уве­рен­но­сти, что в сле­ду­ю­щем году полу­чит­ся, но хочет­ся, что­бы полу­чи­лось!

Под­го­то­ви­ла Ната­лия Деми­на
Фото­гра­фии Свет­ла­ны Тре­тья­ко­вой

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: