Игла в яйце, яйцо в утке и другие правила маскировки ценной информации

Вче­ра мне при­шлось сидеть в длин­ной оче­ре­ди в ГАИ, а у меня закон­чи­лась книж­ка. К сча­стью, там ока­зал­ся ларек, в кото­ром мож­но было купить жур­нал «Кос­мо­по­ли­тен». Миро­вой финан­со­вый кри­зис отра­зил­ся на этом жур­на­ле совер­шен­но неожи­дан­ным обра­зом: в нем обна­ру­жи­лась ста­тья об авто­мо­биль­ных дви­га­те­лях с тур­бо­над­ду­вом. Ста­тья дей­стви­тель­но объ­яс­ня­ла, как они рабо­та­ют, не хва­та­ло толь­ко схе­мы. Что совсем уди­ви­тель­но, в ста­тье я не обна­ру­жи­ла ни исто­рии из жиз­ни вла­де­ли­цы тако­го авто­мо­би­ля, ни рекла­мы аппа­ра­та с тур­бо­над­ду­вом – ниче­го, что бы объ­яс­ня­ло появ­ле­ние науч­но-попу­ляр­но­го мате­ри­а­ла в гла­мур­ном жур­на­ле «Кос­мо­по­ли­тен».

Как потре­би­тель «Кос­мо­по­ли­те­на» я, конеч­но, была разо­ча­ро­ва­на. Сижу тут в оче­ре­ди, голо­ва не рабо­та­ет, а они мне про устрой­ство авто­мо­би­ля, нет бы про кос­ме­ти­ку и шмот­ки. Но как созда­тель науч­но-попу­ляр­ной про­грам­мы я не мог­ла не заин­те­ре­со­вать­ся. Не столь­ко самим тур­бо­над­ду­вом, сколь­ко тем, какое коли­че­ство людей теперь будет знать, как он устро­ен, хотя сами в жиз­ни не ста­ли бы искать эту инфор­ма­цию.

Самый луч­ший при­мер скры­той попу­ля­ри­за­ции – это, конеч­но, сери­ал «House MD», кото­рый мил­ли­о­ны зри­те­лей по все­му миру смот­рят в обним­ку с меди­цин­ским спра­воч­ни­ком, «Гуг­лом» и «Вики­пе­ди­ей». Вооб­ще-то, конеч­но, сери­ал смот­рят пото­му, что там неве­ро­ят­но оба­я­тель­ные пер­со­на­жи, но по ходу дела часто хочет­ся разо­брать­ся, от какой же все-таки страш­ной болез­ни они выле­чи­ли оче­ред­но­го постра­дав­ше­го.

Я думаю, что вся попу­ля­ри­за­ция долж­на быть имен­но такой. Про­цент людей, кото­рым инте­рес­на инфор­ма­ция ради инфор­ма­ции, ничто­жен, и глав­ное – для них и не нуж­но ниче­го попу­ля­ри­зи­ро­вать, они сами всё най­дут. А если пред­по­ла­га­ет­ся доне­се­ние инфор­ма­ции до людей, кото­рые в ней не заин­те­ре­со­ва­ны, ее (инфор­ма­цию) нуж­но хит­ро­ум­но замас­ки­ро­вать, запря­тать сре­ди при­клю­че­ний геро­ев, глян­це­вой рекла­мы, инфор­ма­ци­он­но­го шума.

Я хоте­ла бы делать теле­се­ри­ал про созда­те­лей науч­но-попу­ляр­ной про­грам­мы, кото­рые в каж­дой серии сни­ма­ют какой-нибудь сюжет. У них сры­ва­ют­ся съем­ки и лома­ют­ся теле­фо­ны, началь­ство не дает им денег на коман­ди­ров­ки, сотруд­ни­ки пресс-служб гру­дью закры­ва­ют от них род­ные инсти­ту­ты, к ним в офис вры­ва­ют­ся разъ­ярен­ные защит­ни­ки живот­ных, анти­при­ви­воч­ни­ки, бор­цы за окру­жа­ю­щую сре­ду и сто­рон­ни­ки тео­рии разум­но­го замыс­ла, но через каж­дые пять минут при­клю­че­ний геро­ям все-таки уда­ёт­ся снять какой-нибудь эпи­зод. Они отс­мат­ри­ва­ют его в мон­таж­ке, а зри­тель загля­ды­ва­ет им через пле­чо – инте­рес­но же, ради чего так муча­лись! – и узна­ет из это­го эпи­зо­да что-то новое для себя.

Или мож­но снять фильм про ней­ро­био­ло­га. Он назы­вал­ся бы «Mismatch negativity», а в рус­ском пере­во­де – «Нега­тив­ность рас­со­гла­со­ва­ния», ну или про­сто «Рас­со­гла­со­ва­ние». У ней­ро­био­ло­га есть моло­дая жена, кото­рая совер­шен­но не может понять, поче­му он не зара­ба­ты­ва­ет день­ги и не уде­ля­ет ей вни­ма­ния, а сидит в сво­ей лабо­ра­то­рии, предъ­яв­ляя людям зву­ко­вые сти­му­лы – три оди­на­ко­вых, один отли­ча­ю­щий­ся, – и счи­та­ет, что это важ­но. Но в кон­це филь­ма они встре­ча­ют­ся с самим Ристо Наа­та­не­ном, пер­во­от­кры­ва­те­лем MMN, он берет ней­ро­био­ло­га к себе на рабо­ту, и уже перед самы­ми финаль­ны­ми тит­ра­ми моло­дая жена пишет на его чер­но­ви­ке губ­ной пома­дой – MMP. Positivity то есть. Это сим­во­ли­зи­ро­ва­ло бы хэп­пи-энд.

А еще отлич­ный вари­ант – поста­вить веб-каме­ры во всех ауди­то­ри­ях круп­ных вузов. Мож­но и в шко­лах. Кому-то захо­чет­ся посмот­реть, не про­гу­ли­ва­ет ли его ребе­нок. Кто-то будет мони­то­рить актив­ность в ауди­то­рии в надеж­де застать там пароч­ку сту­ден­тов, кото­рым негде (это мож­но будет выло­жить на Youtube и собрать беше­ный рей­тинг). Кому-то ста­нет инте­рес­но, часто ли ходит на лек­ции вон та, рыжень­кая, и не озву­чит ли она слу­чай­но в пере­ры­ве свой номер теле­фо­на – ну мало ли, одно­курс­ни­ца как раз ее спро­сит. А кто-то заин­те­ре­су­ет­ся кур­сом лек­ций и нач­нет его слу­шать.

Дей­ствие. Нам нуж­но дей­ствие. Нуж­ны пер­со­на­жи, сюже­ты и при­клю­че­ния. В сере­дине мож­но спря­тать немнож­ко нау­ки. Если, конеч­но, мы хотим, что­бы попу­ля­ри­за­ция рабо­та­ла, а не про­сто что­бы она была.

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

avatar
  Подписаться  
Уведомление о

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: