Австралийская школа позволяет детям быть детьми

Как най­ти хоро­шую шко­лу? Над этим вопро­сом лома­ют голо­вы не толь­ко рос­сий­ские роди­те­ли, но и наши сооте­че­ствен­ни­ки из дру­гих стран мира. Евге­ний Степ­чин, про­грам­мист с Укра­и­ны, ныне живу­щий в Австра­лии, по прось­бе ТрВ рас­ска­зы­ва­ет, как про­хо­ди­ли поис­ки шко­лы для его сына после при­ез­да на дале­кий кон­ти­нент. В его бло­ге ( man-of-sense.livejournal.com ) так­же мож­но узнать и о дру­гих подроб­но­стях жиз­ни в Австра­лии.

Яне могу дать оцен­ку австра­лий­ско­го школь­но­го обра­зо­ва­ния в целом, сооб­щу лишь о тех фак­тах, с кото­ры­ми нам лич­но при­шлось столк­нуть­ся. Итак, когда мы при­е­ха­ли в Австра­лию, наше­му сыну Рома­ну было 9 лет. Дома он толь­ко что закон­чил тре­тий класс, наш пере­езд сов­пал с лет­ни­ми кани­ку­ла­ми.

По при­ез­де мы тоже попа­ли на кани­ку­лы, но корот­кие, в сере­дине учеб­но­го года, меж­ду 2-й и 3-й чет­вер­тью. К кон­цу кани­кул мы уже немно­го осво­и­лись, узна­ли, где нахо­дит­ся бли­жай­шая шко­ла с про­грам­мой для вновь при­быв­ших, и поеха­ли туда запи­сы­вать­ся.

Пого­во­рив с мене­дже­ром в шко­ле, мы оста­лись доволь­ны. Прак­ти­че­ски все дети вокруг – эми­гран­ты, в Ром­ки­ном клас­се мно­го нович­ков с прак­ти­че­ски нуле­вым англий­ским. До отъ­ез­да сын ходил в Одес­се на язы­ко­вые кур­сы, но что они мог­ли дать ребен­ку за несколь­ко меся­цев? Так, началь­ные поня­тия, мини­маль­ный сло­вар­ный запас. В общем мы счи­та­ли, что англий­ский у него тоже на нуле. Маши­ны у нас еще не было, но шко­ла предо­став­ля­ла авто­бус, пря­мо от наше­го дома, и в шко­лу, и обрат­но. Со сле­за­ми про­во­ди­ли сына в чужую непо­нят­ную шко­лу, ожи­да­ли в кон­це дня запу­ган­ное и заму­чен­ное дите. Но дите при­шло весе­лое и доволь­ное. Ока­за­лось, что они в шко­ле прак­ти­че­ски целый день игра­ли, рисо­ва­ли, что-то дела­ли из бума­ги, разу­чи­ва­ли что-то, сидя на полу, в общем атмо­сфе­ра ком­форт­ная. Ника­ко­го стрес­са от того, что он был без язы­ка, Ром­ка не полу­чил. Рядом нахо­ди­лись такие же дети, и он не чув­ство­вал себя осо­бен­ным.

Про­шла неде­ля, вто­рая, у ребен­ка заве­лись в шко­ле дру­зья, с кото­ры­ми он начал общать­ся то по-англий­ски, то на паль­цах. Дру­зья весе­ло маха­ли ему рука­ми из авто­бу­са, ребе­нок воз­вра­щал­ся домой с улыб­кой. Когда мы спра­ши­ва­ли его, что он делал в шко­ле, ответ был все­гда один: игра­ли, рисо­ва­ли, пели, кле­и­ли, кра­си­ли, выре­за­ли. Мы нача­ли бес­по­ко­ить­ся – а где же мате­ма­ти­ка, где грам­ма­ти­ка, где школь­ные дис­ци­пли­ны? Когда нач­нет­ся соб­ствен­но уче­ба? Ведь наш сын, навер­ное, про­сто теря­ет вре­мя, сидя на полу и хло­пая в ладо­ши, и отста­ет от сво­их сверст­ни­ков, про­хо­дя­щих в это вре­мя в нор­маль­ных шко­лах стан­дарт­ную про­грам­му!

Мы пого­во­ри­ли с дру­ги­ми рус­ски­ми роди­те­ля­ми, живу­щи­ми тут подоль­ше, и полу­чи­ли пер­вый удар. Ока­зы­ва­ет­ся, хло­па­нье в ладо­ши при­мер­но и есть австра­лий­ская школь­ная про­грам­ма для тако­го воз­рас­та. Дома Ром­ка каж­дый день по мно­гу часов сидел в душ­ном клас­се, с боль­ной голо­вой от нагруз­ки школь­ной про­грам­мы, а потом еще кор­пел два-три часа дома, делая уро­ки… Здесь дети тако­го воз­рас­та в шко­ле поют, игра­ют и мак­си­мум, над чем напря­га­ют­ся, – это таб­ли­ца умно­же­ния на 2 и на 3. Не боль­ше. Пото­му что на 4 и 5 – уже для детей постар­ше.

Ска­зать, что мы были удив­ле­ны, – это не ска­зать ниче­го. Пер­вая мысль – что ж за обра­зо­ва­ние здесь такое, зачем вооб­ще нуж­ны такие шко­лы и какой от них толк?! Но потом, поостыв со вре­ме­нем и послу­шав мне­ние дру­гих, мы нача­ли видеть в этом хоро­шие сто­ро­ны.

Ребе­нок очень силь­но изме­нил­ся. Дома он все­гда был блед­ным, заму­чен­ным, с посто­ян­ны­ми синя­ка­ми под гла­за­ми от пере­утом­ле­ния и спер­то­го воз­ду­ха в клас­се. Я не пом­ню, когда он улы­бал­ся или сме­ял­ся с тех пор, как пошел в шко­лу. У Ром­ки была хоро­шая учи­тель­ни­ца, но весь стиль вос­пи­та­ния детей в наших шко­лах делал детей каки­ми-то при­шиб­лен­ны­ми и тихи­ми. Не раз­го­ва­ри­вай, не отвле­кай­ся, сиди ров­но, не тре­вожь учи­те­ля по пустя­кам, в сто­ло­вую иди­те по парам, на пере­мене не бегай и т.д. – наша шко­ла каза­лась при­выч­ной и нор­маль­ной, но была очень стро­гой. Все забы­ва­ли, что малень­кие сол­да­ти­ки, мар­ши­ру­ю­щие в сто­ло­вую, – все­го лишь 7–8-летние дет­ки. Я вовсе не ругаю нашу школь­ную систе­му, я про­сто эмо­ци­о­наль­но опи­сы­ваю раз­ни­цу. Мы все эмо­ци­о­наль­ны, когда гово­рим о сво­их детях.

Австра­лий­ская шко­ла поз­во­ля­ет детям быть детьми. Да, их не гру­зят нау­ка­ми, но нау­ки и не нуж­ны в 10 лет. Они нуж­ны поз­же, и как раз к 14–15 годам нагруз­ка в австра­лий­ских шко­лах вырас­та­ет очень силь­но. Но и школь­ни­ки уже гото­вы к нагруз­кам, это уже не те малы­ши, кото­рым так хоте­лось весе­лить­ся, бегать и пры­гать вме­сто того, что­бы сидеть часа­ми над учеб­ни­ка­ми.

В общем ребе­нок наш рас­цвел. Он стал сме­ять­ся, у него про­па­ли блед­ность и болез­нен­ность, у него пере­ста­ла болеть голо­ва, что так часто быва­ло дома, он стал все вре­мя убе­гать на ули­цу поиг­рать, он пере­стал боять­ся чужо­го язы­ка вокруг, он адап­ти­ро­вал­ся быст­рее нас, взрос­лых. Он пере­стал быть ско­ван­ным и зажа­тым, как буд­то ожи­дал в любую мину­ту окри­ка над голо­вой. А мы смот­ре­ли на него и пони­ма­ли – уже это одно было доста­точ­ной при­чи­ной, что­бы уехать.

Ром­ка про­учил­ся в шко­ле для вновь при­быв­ших бук­валь­но два меся­ца. Вооб­ще по пра­ви­лам поло­же­но дер­жать там ребен­ка две-три чет­вер­ти, пока англий­ский не достиг­нет хоро­ше­го уров­ня, когда ребе­нок без тру­да может пони­мать, что гово­рят учи­тель и дру­гие дети, в общем пока ребе­нок не ста­нет чув­ство­вать себя в этой сре­де ком­форт­но. Но мы ушли рань­ше. Появи­лась воз­мож­ность попасть в част­ную шко­лу с боль­шой скид­кой в опла­те (так как зар­пла­та тогда у меня была совсем неболь­шая). Мы рас­су­ди­ли, что любая част­ная шко­ла луч­ше самой луч­шей госу­дар­ствен­ной, – реши­лись и сме­ни­ли шко­лу.

Здесь я сде­лаю ого­вор­ку. Шко­лы в Австра­лии делят­ся на primary (0−7 клас­сы) и high school (8−12). По при­ез­де мы попа­ли в конец 4-го клас­са, сей­час мы в 6-м, так что я гово­рю исклю­чи­тель­но о прай­ме­ри-шко­лах.

Боль­шой раз­ни­цы мы не почув­ство­ва­ли. Конеч­но, тут была мате­ма­ти­ка, тут были зада­чи, реша­е­мые в клас­се, и домаш­ние зада­ния,… но в осталь­ном здесь цари­ла та же атмо­сфе­ра дет­ско­го празд­ни­ка. Ребе­нок лег­ко вошел в новый кол­лек­тив, доволь­но, кста­ти, замкну­тый. В клас­се учил­ся даже рус­ский маль­чик, кото­рый помо­гал наше­му, если что-то было совсем непо­нят­но. Но Ром­ка справ­лял­ся и сам. Эта шко­ла боль­шо­го впе­чат­ле­ния не оста­ви­ла, мы отучи­лись в ней одну чет­верть и ушли в обыч­ную госу­дар­ствен­ную шко­лу по месту житель­ства. Ушли не пото­му, что силь­но при­ве­ред­ни­ча­ли, нра­вит­ся – не нра­вит­ся. Про­сто эта шко­ла была не обыч­ной, а рели­ги­оз­ной и фак­ти­че­ски явля­лась этни­че­ской. Чужая для нас рели­гия и чуж­дая нам куль­ту­ра. Сна­ча­ла мы наде­я­лись, что все же это австра­лий­ская шко­ла, несмот­ря на спе­ци­фи­ку, но потом ока­за­лось, что мы там чужие и ребен­ку тяже­ло быть в этой замкну­той сре­де.

В новой шко­ле нас ожи­да­ли новые про­бле­мы. Ром­ка про­учил­ся месяц, и мы нача­ли заме­чать что ни класс, ни учи­тель его не при­ня­ли. Внешне все было заме­ча­тель­но, но из мело­чей скла­ды­ва­лось очень нехо­ро­шее отно­ше­ние. Хоть и не сра­зу, но мы поня­ли, в чем дело. Эта шко­ла была на 100% австра­лий­ской, ни одно­го при­ез­же­го, все дети оди­на­ко­вые, при­мер­но одно­го соци­аль­но­го уров­ня, при­мер­но с рав­ным отно­ше­ни­ем к жиз­ни и уче­бе.

Наш ребе­нок ока­зал­ся про­сто белой воро­ной, так он не похо­дил на осталь­ных. Во-пер­вых, язык. Он пони­мал не все, его ино­гда не пони­ма­ли, в резуль­та­те – кон­флик­ты, он во всем вино­ват, пото­му что не может за себя посто­ять и объ­яс­нить, в чем дело. Мы при­хо­ди­ли в шко­лу раз­би­рать­ся и со сво­им коря­вым язы­ком тоже посто­ян­но про­ти­во­по­став­ля­ли себя всем. Никто в этой шко­ле не делал скид­ки ни нам, ни ребен­ку на пло­хое зна­ние язы­ка, никто не хотел идти навстре­чу и про­явить хоть чуть-чуть пони­ма­ния и доб­ро­же­ла­тель­но­сти. Дошло до откры­тых кон­флик­тов, когда учи­тель­ни­ца про­сто тре­ти­ро­ва­ла ребен­ка за то, напри­мер, что он самым пер­вым сде­лал зада­ние и про­сит решить что-нибудь еще. А ему гово­рят – не умни­чай, не высо­вы­вай­ся. Это отно­ше­ние ста­ло послед­ней кап­лей, и мы сме­ни­ли не толь­ко шко­лу, но и дом, и рай­он.

В оче­ред­ной шко­ле было мно­го детей эми­гран­тов из раз­ных стран, очень пест­рый кол­лек­тив, Ром­ка быст­ро нашел дру­зей, и вот уже боль­ше года мы этой шко­лой доволь­ны. Огля­ды­ва­ясь на наш двух­лет­ний опыт, могу сде­лать неко­то­рые выво­ды, полез­ные для эми­гран­тов. Луч­ший воз­раст для при­ез­да ребен­ка – от 6 до 12 лет. Чем мень­ше воз­раст, тем лег­че про­изой­дет при­вы­ка­ние к чужо­му язы­ку. Но если при­ез­жать рань­ше – лег­ко мож­но поте­рять рус­ский язык, даже если про­дол­жать раз­го­ва­ри­вать на нем дома. Со вре­ме­нем вы заме­ти­те, что ваш ребе­нок начи­на­ет дома с вами гово­рить на англий­ском про­сто пото­му, что ему так лег­че и при­выч­нее. И испра­вить это будет очень труд­но. Здесь помочь могут толь­ко боль­шие уси­лия со сто­ро­ны роди­те­лей и рус­ская шко­ла, о кото­рой ниже.

Если при­ез­жать после 12 лет, то про­бле­мы будут с англий­ским, плюс в этом воз­расте у детей труд­нее про­ис­хо­дит при­ем нович­ков в кол­лек­тив, тем более, если этот нови­чок с тру­дом гово­рит, чув­ству­ет себя неуве­рен­но и в стрес­се от того, что он оста­вил на родине всех сво­их дру­зей, при­об­ре­тен­ный авто­ри­тет в сво­ей ком­па­нии и т.д. Мы же при­вез­ли Ром­ку в том воз­расте, когда свя­зи с дру­зья­ми и кол­лек­ти­вом на родине были еще не таки­ми креп­ки­ми, рус­ский язык уже твер­до при­вит навсе­гда, вос­при­им­чи­вость к новым язы­кам еще очень высо­ка, в общем, я думаю, мы ниче­го не поте­ря­ли.

Конеч­но, мы посто­ян­но укреп­ля­ем язык и рус­скую куль­ту­ру, чита­ем с ним рус­ские кни­ги, смот­рим филь­мы, как совре­мен­ные, так и совет­скую клас­си­ку (типа «Кав­каз­ской плен­ни­цы»). Но вре­мя от вре­ме­ни я заме­чаю, что сын встав­ля­ет в раз­го­вор англий­ские сло­ва, когда не может вспом­нить рус­ский ана­лог.

Я бы реко­мен­до­вал всем детям начи­нать со шко­лы для вновь при­быв­ших. Даже если у них хоро­ший язык (это обыч­но не так важ­но, мест­ный раз­го­вор­ный язык силь­но отли­ча­ет­ся от того бри­тан­ско­го, что мы пыта­ем­ся учить дома на кур­сах), то эта шко­ла помо­жет ребен­ку адап­ти­ро­вать­ся к новой сре­де, даст вре­мя при­вык­нуть, не чув­ство­вать себя чужа­ком. А куда идти потом – в част­ную шко­лу или госу­дар­ствен­ную – зави­сит от жела­ния и раз­ме­ра кошель­ка.

Про част­ные шко­лы ска­зать ниче­го не могу, наш недол­гий опыт в подоб­ной шко­ле не оста­вил ника­ких впе­чат­ле­ний, про­грам­ма там была не силь­нее обыч­ной шко­лы, и осо­бых выгод от того, что она част­ная, мы не успе­ли заме­тить. Госу­дар­ствен­ные же шко­лы отли­ча­ют­ся друг от дру­га, и преж­де чем запи­сы­вать­ся в шко­лу, непло­хо бы собрать поболь­ше инфор­ма­ции, опре­де­лить, какая шко­ла под­хо­дит боль­ше, и затем решать вопрос с зоной. Каж­дая госу­дар­ствен­ная шко­ла име­ет свою зону – чет­кий рай­он, жите­ли кото­ро­го могут пре­тен­до­вать на место в шко­ле. Когда мы выбра­ли нашу тепе­реш­нюю шко­лу, нам при­шлось спе­ци­аль­но най­ти съем­ный дом имен­но в этом рай­оне и пере­ехать, что­бы попасть в зону. Зато в шко­лу взя­ли без про­блем.

Ну и при выбо­ре шко­лы ста­рать­ся хотя бы в пер­вое вре­мя не отда­вать ребен­ка в одно­род­ную сре­ду, где он будет рез­ко выде­лять­ся со сво­им язы­ком и пове­де­ни­ем. Это допол­ни­тель­ный стресс и веро­ят­ность, что его про­сто не при­мут в свой круг.

Есть во всех мест­ных шко­лах, без­услов­но, и хоро­шие сто­ро­ны. Навер­ное, глав­ная из них – без­опас­ность, кото­рой здесь уде­ля­ют боль­ше вни­ма­ния, чем все­му осталь­но­му. Все школь­ное вос­пи­та­ние направ­ле­но на иско­ре­не­ние агрес­сии, пред­взя­то­го отно­ше­ния друг к дру­гу, недоб­ро­же­ла­тель­но­сти. Гру­бое сло­во – это серьез­ный про­сту­пок, малей­шая дра­ка – уже ЧП. Вооб­ще австра­лий­ские дети в боль­шин­стве сво­ем очень доб­ро­же­ла­тель­ные. Наши дети при­ез­жа­ют как зве­ре­ны­ши, при­вык­шие посто­ять за себя, после наших дво­ров с дра­ка­ми и посто­ян­ным наси­ли­ем стар­ших над млад­ши­ми, силь­ных над сла­бы­ми, тол­пы над оди­ноч­кой. Пер­вое вре­мя эми­грант­ские дети чуть что пус­ка­ют в ход руки, по при­выч­ке… Но мест­ная систе­ма дей­ству­ет быст­ро, дети рас­слаб­ля­ют­ся, ста­но­вят­ся более откры­ты­ми и дру­же­люб­ны­ми.

Кажет­ся, глав­ный девиз австра­лий­цев – just relax! И при­ви­ва­ет­ся он еще со шко­лы. Сто­ит брать от мест­ных школ все луч­шее, а осталь­ное вос­пи­ты­вать уже в семье, на соб­ствен­ном при­ме­ре. Но при­мер­но через год-два после при­ез­да все-таки чув­ству­ет­ся жела­ние хоть немнож­ко нагру­зить ребен­ка по-преж­не­му, как рань­ше, как дома.

Пото­му что уж слиш­ком они релакс, не при­вык­ли мы к тако­му. И тут нас очень выру­чи­ла рус­ская шко­ла. Этни­че­ских школ здесь мно­го, из них несколь­ко рус­ских, но боль­шин­ство сугу­бо рели­ги­оз­ные и закры­тые. Нам повез­ло, мы нашли хоро­шую рус­скую шко­лу без вся­ко­го рели­ги­оз­но­го укло­на, где по суб­бо­там ребе­нок обща­ет­ся с рус­ски­ми детьми, учит мате­ма­ти­ку, гео­гра­фию, исто­рию, рус­ский язык, дра­му, полу­ча­ет хоро­шее домаш­нее зада­ние, кото­ро­го хва­та­ет на всю неде­лю. В общем Роми­ным обра­зо­ва­ни­ем сей­час я вполне дово­лен. А high-school – это уже совсем дру­гая тема.

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

avatar
2 Цепочка комментария
2 Ответы по цепочке
2 Подписки
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
4 Авторы комментариев
Алексей ЛкДенисНадеждаВадим Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
Уведомление о
Вадим
Вадим

Чест­но гово­ря, у меня скла­ды­ва­ет­ся несколь­ко дру­гое впе­чат­ле­ние. В общем-то на фак­тах осо­бен­но не осно­ван­ное, про­сто ощу­ще­ние. Что тра­ди­ци­он­но бога­тые роди­те­ли отда­ют сво­их детей в част­ные шко­лы, где их все же более интен­сив­но учат, а не про­сто хло­па­ют в ладо­ши до 13 лет. Соот­вет­ствен­но у них не слу­ча­ет­ся шока от пере­хо­да в стар­шие клас­сы и в уни­вер­си­тет. А вот для «про­сто­го насе­ле­ния» есть госу­дар­ствен­ные шко­лы, в кото­рых детей дей­стви­тель­но не напря­га­ют, в их после­ду­ю­щей жиз­ни сле­са­ря, стро­и­те­ля, води­те­ля им пре­муд­ро­сти нау­ки и в самом деле не нуж­ны. Конеч­но есть и госу­дар­ствен­ные селек­тив шко­лы, для про­сто­го люда с устрем­ле­ни­я­ми, вот толь­ко для попа­да­ния туда обыч­ной госу­дар­ствен­ной началь­ной шко­лы не хва­та­ет, нуж­ны или репе­ти­то­ры, или уси­лен­ные заня­тия… Подробнее »

Надежда
Надежда

То есть в ито­ге ребё­нок учит­ся в обыч­ной рус­ской шко­ле (хоть и по облег­чён­ной про­грам­ме), а в австра­лий­ской шко­ле для быд­ла хло­па­ет в ладо­ши.

Част­ную не потя­ну­ли (а это един­ствен­ный нор­маль­ный вари­ант, мест­ная эли­та толь­ко в такие отда­ёт детей).
И в ито­ге поедет ребё­нок учить­ся домой в Рос­сию (если роди­те­ли не совсем дура­ки) или про­хло­па­ет в ладо­ши до 18 лет и ста­нет люм­пе­ном.

Но как же при­знать оче­вид­ное?
Логи­че­ский вывод, кото­рый оче­ви­ден – наши шко­лы ЛУЧШЕ.
Но ума и сове­сти нет этот вывод озву­чить.
Про­дол­жа­ем сла­вить чуде­са импорт­ных public shools, где из детей дела­ют деби­лов.

Денис
Денис

По пово­ду хло­па­нья в ладо­ши до 18 лет, Вла­ди­мир Познер рас­ска­зы­вал про аме­ри­кан­ские шко­лы (он полу­чал школь­ное обра­зо­ва­ние в США), что началь­ная шко­ла «хло­па­ют в ладо­ши», сред­няя послож­нее, старшая/​колледж – слож­но, уни­вер­си­тет – очень слож­но. Ворон­ка посто­ян­но сужа­ет­ся и отсе­и­ва­ет тех кто готов усерд­но учить­ся от тех кто не хочет. И это доволь­но эффек­тив­ный под­ход если посмот­реть на раз­ви­тие запад­но­го обще­ства. А что каса­ет­ся детей до 10–12 лет, то не сто­ит их мучить с ран­не­го дет­ства зуб­реж­кой и нака­за­ни­я­ми

Алексей Лк
Алексей Лк

«Ворон­ка посто­ян­но сужа­ет­ся и отсе­и­ва­ет тех кто готов усерд­но учить­ся от тех кто не хочет» – точ­но, ворон­ка посто­ян­но сужа­ет­ся и отсе­и­ва­ет тех у кого роди­те­ли не име­ют несколь­ко десят­ков-сотен тысяч дол­ла­ров за каче­ствен­ную хоро­шую школу/​вуз – и на тех кто име­ет) «И это доволь­но эффек­тив­ный под­ход если посмот­реть на раз­ви­тие запад­но­го обще­ства» – еще более вер­но, обра­зо­ва­тель­ные кре­ди­ты поощ­ря­ют­ся весь­ма и весь­ма – или возь­ми кре­дит и выпла­чи­вай его лет 15 после выпус­ка, осо­бен­но с уче­том что на момент пол­ной выпла­ты кре­ди­та пред­ска­зать насколь­ко будет при­быль­на и кон­вер­ти­ру­е­ма про­фес­сия (на полу­че­ние кото­рой были взя­ты день­ги) невоз­мож­но (если ты не врач, бан­кир, поли­цей­ский). Очень эффек­тив­ный под­ход! Как гово­рит­ся… Подробнее »

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: