Универсальный математик

34_hadamardЖак Адамар (фр. Jacques Salomon Hadamard, 1865– 1963) был одним из лучших математиков конца XIX – первой половины XX в. и заслуженно считается легендой науки. Адамар изящно сочетал работу в чистой математике с прикладными исследованиями и педагогической деятельностью и, как многие выдающиеся учёные своего времени, активно интересовался общественной жизнью. Вместе с другими представителями французской интеллигенции Адамар принимал участие в полемике вокруг знаменитого антисемитского «дела Дрейфуса», после которого до конца жизни боролся за соблюдение прав человека.

В конце XIX в. Адамар пишет подробный учебник по элементарной геометрии. В Советском Союзе эта книга была издана как учебник для педагогических институтов, хотя её содержание может заинтересовать любого интересующегося геометрией школьника. Многие известные «факультативные темы», такие, как инверсоры и поляры, подробно разбираются в отдельных главах. «Элементарная геометрия» Адамара использует более строгие доказательства, чем обычный школьный учебник, но в то же время не перегружена математическим формализмом. Автор с самого начала подробно обсуждает простейшие геометрические понятия, рассчитывая на изучение предмета «с нуля».

Важной составляющей книги являются задачи на доказательства математических утверждений. Хорошо подобранные задания разного уровня сложности помогают расширить основной материал курса и выработать навык самостоятельного математического творчества, что более важно, чем умение решать задачи на расчёт величин из школьной программы.

В конце первого тома, посвященного планиметрии, помещено прибавление «О методах, применяемых в геометрии», в котором Адамар обращается к одной из своих любимых педагогических тем – правильному математическому мышлению. По мнению автора, научиться доказывать математические утверждения могут все, «кто будет заставлять себя размышлять и следовать в своих рассуждениях определённому методу». О методах рассуждений Адамар позже напишет «Исследование психологии процесса изобретения в области математики» – одно из лучших сочинений о психологии творчества.

Второй том «Элементарной геометрии», стереометрия, последний раз издавался в сокращённом варианте. Была исключена почти половина материала, связанная с элементарными методами высшей (проективной и аналитической) геометрии. Оставшаяся часть относится к значительно расширенной школьной программе и написана так же подробно и ясно, как и первый том.

Никита Ханбеков

• Анатолий Вершик: Сейчас я пытаюсь открыть новый материк24.04.2018 Анатолий Вершик: Сейчас я пытаюсь открыть новый материк О том, чем открытия в математике сродни географическим, о роли спортивного азарта и денежных премий, о взаимосвязи физики и математики Михаил Гельфанд побеседовал с гл. науч. сотр. Санкт-Петербургского филиала Математического института РАН Анатолием Вершиком.
  • «Если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»07.07.2009 «Если хотите научиться решать задачи, то решайте их!» Многие математики старшего поколения осваивали основы анализа по книге Пойа и Сеге «Задачи и теоремы анализа», которая была построена по новаторскому для того времени методу.
  • Суть математики по Куранту23.06.2009 Суть математики по Куранту Книга «Что такое математика?» была написана выдающимся математиком Рихардом Курантом (Richard Courant) в соавторстве с Гербертом Роббинсом (Herbert Robbins) в 1941 г. и с тех пор стала классикой мировой популярной математической литературы. Рихард Курант родился в 1888 г. в Германии. Он учился в знаменитом Гёттингенском университете - мировой столице математики того времени - и был прямым учеником Гильберта. После службы в армии во время Первой мировой войны и непродолжительной работы в Университете Мюнстера Курант возвращается в 1920 г. в Гёттинген, где организует Математический институт. Это его разгромят после прихода к власти нацисты из-за большого количества выдающихся учёных-математиков еврейского происхождения, работавших в Гёттингене. И после этого великий Давид Гильберт, на вопрос рейхс-министра образования о состоянии гёттингенской математики, освободившейся от еврейского влияния, ответит словами: «Математика в Гёттингене? Да её больше не […]
  • Александр Фрадков01.12.2020 Кибернетика опять лженаука? 2 октября 2020 года пленум ВАК утвердил проект новой номенклатуры научных специальностей. Его разработчики ориентировались на классификацию наук Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, OECD) и ставили целью учесть не только современную структуру научного знания, но и приоритетные направления научно-технологического развития России. Один из них — исчезновение специальности 01.01.09 «Дискретная математика и математическая кибернетика».