Интеллектуальная свобода и ее практическое применение

С 28 июня по 2 июля 2009 г. в поселке Московский (Московская область) прошла ежегодная Конференция лауреатов Всероссийского конкурса учителей физики и математики Фонда Дмитрия Зимина «Династия».

200 лучших учителей со всей России 4 дня слу­шали лекции всемирно известных ученых и педагогов, участво­вали в мастер-классах и активных тре­нингах, обменивались опытом. В первый же день физики и математики проявили свои творческие способности: разде­лившись на группы, учителя подготовили и представили яркие и динамичные презентации своих регионов — звучали увлекательные факты, истории, песни. Творческий процесс не прекращался на протяжении всей конференции: каждый вечер после насыщенной образователь­ной программы учителя собирались, общались, пели под гитару.

Открылась конференция блоком научно-популярных лекций по физике и мате­матике. Выдающийся российский учё­ный Анатолий Владимирович Засов в лекции «Инфракрасная Вселенная» рас­сказал о том, как астрофизики изуча­ют близкие и далёкие, горячие и холод­ные галактики, планеты, звёзды и даже межзвездную пыль, а также пытаются ответить на вопрос, какие процессы про­исходят с космическими телами. «Всё, что можно увидеть в небе невооружён­ным глазом или при помощи телеско­па, было изучено человечеством ещё 150 лет назад. То, чем занимается астрофи­зика сейчас, можно увидеть только на мониторе», — пояснил учёный.

Впервые перед учителями-лауреатами выступил победитель другого грантового конкурса «Династии» по програм­ме поддержки молодых ученых Игорь Пьерович Иванов. Блестящий физик-теоретик рассказал о сверхкоротких мгновениях и методах их исследова­ния. Большая часть вопросов, задан­ных лектору, специализация которого — физика элементарных частиц, касалась Большого адронного коллайдера (LHC). По словам педагогов, этот эксперимент вызывает огромный интерес у школь­ников, в том числе и из-за предполо­жений, что запуск коллайдера может вызвать глобальную катастрофу. Игорь Иванов заверил учителей, что эти слухи абсолютно необоснованны, и предложил ознакомиться с подробностями проек­та в специальном разделе на научно-популярном сайте elementy.ru.

Ученый и педагог, профессор МГУ Владимир Михайлович Тихомиров, рассказывая о замыслах своего учите­ля — выдающегося советского матема­тика Андрея Николаевича Колмогоро­ва по преобразованию школьного курса геометрии, поставил перед аудиторией серьезные вопросы: в чем цель образо­вания? нужно ли всех обучать одина­ково? и надо ли всех учить математи­ке? По мнению Тихомирова, ответить на эти вопросы однозначно — невоз­можно. Однако чудо математического знания в том, что человек учится по­знавать истину, таким образом обретая интеллектуальную свободу. Безусловно, обучить простейшим математическим знаниям, необходимым в повседневной жизни, нужно каждого школьника. Но дальнейшее развитие ребенка во мно­гом будет зависеть от учителя — смо­жет ли он увлечь и заинтересовать уче­ника своим предметом.

Премию «За выдающиеся заслуги в области физико-математического образования» получает учитель математики из Ангарска Валентина Афанасьевна Васильева
Премию «За выдающиеся заслуги в области физико-математического образования» получает учитель математики из Ангарска Валентина Афанасьевна Васильева
Если математика формирует у школьников доказательное мышле­ние, то изучение физики, по словам педагога и автора учебных пособий Александра Рафаиловича Зильбермана, позволяет соединить строгие рассуждения и модельное мышление. Именно поэтому школьная физика не должна быть оторвана от практиче­ского применения. Как грустно пошу­тил А.Р.Зильберман, «про транзистор в школах сегодня рассказывают так, будто транзисторы растут на кустах, а школьники должны их поймать и изучить их поведение».

О том, какую роль в вовлечении школьников в науку играет наглядность, говорил и кандидат физико-математических наук, научный сотрудник Математиче­ского института им. В.А.Стеклова РАН Николай Николаевич Андреев, пре­зентовавший на конференции проект «Увлекательная математика» — серию мультфильмов, в которых с помощью 3D-графики проиллюстрированы основ­ные математические принципы и их применение в технике, архитектуре и повседневной жизни.

Специалист по школьной геометрии мирового уровня, заслуженный учи­тель Украины Исаак Аркадьевич Кушнир в мастер-классе «Моя любовь — треугольник» заверил учителей, что, по его мнению, геометрия может быть гораз­до более эмоциональным предметом, чем литература. «Я ни разу не вышел за рамки программы, вопрос в том, как ты импровизируешь. Знаете ли вы такие задачи, которые „укладывают“ класс и вышибают слезу? В этом и заключает­ся эрудиция учителя — в знании „эмо­циональных“ задач», — подчеркнул ле­гендарный педагог". Отвечая на вопрос о том, что делать с двоечниками, кото­рые не хотят учиться, Исаак Аркадье­вич высказался категорично: «Смысл в том, чтобы найти детей, которые хотят учиться. Отвлекаясь на двоечников, вы можете потерять сильного ученика, ко­торый вырастет и станет великим уче­ным, изобретет лекарство от рака».

В ходе тренинга по методике «Откры­тое пространство» и в рамках секции по обмену опытом учителя сами заявляли темы докладов, а затем голосовали за те, которые хотят услышать. Обсуждались такие актуальные темы, как роль и место учителя в современной школе, особен­ности преподавания в разных регионах, организация научно-исследовательской работы на уроке и во внеурочное время, профильное обучение, использование на занятиях мультимедийных материалов. Одна из важных тем в российском об­разовании сегодня — Единый государ­ственный экзамен — также обсуждалась на конференции.

Много споров вызвал доклад победите­ля конкурса «Учитель года России-2007», учителя математики Петергофской гим­назии Дмитрия Дмитриевича Гущина «ЕГЭ по математике: модель 2010». Отве­чая на критические замечания собрав­шихся в зале педагогов, докладчик под­черкнул, что цель его выступления как раз и состоит в получении обратной свя­зи от учителей, и призвал собравшихся принять активное участие в обсуждении новой модели единого экзамена.

Также с интересными лекциями в рамках конференции выступили пре­подаватели МГУ Александр Вадимович Булинский и Эдуард Иоханнесович Кэ-бин. Мастер-классы провели кандида­ты физико-математических наук Сер­гей Петрович Коновалов и Алексей Валентинович Селиверстов, извест­ный автор учебников и задачников по математике Виктор Васильевич Пра­солов, а также многократные лауреа­ты конкурса Борис Петрович Шокин (Северодвинск) и Светлана Николаев­на Колякина (Новочебоксарск).

Своеобразный итог научной програм­ме подвела лекция по психофизиоло­гии обучения школьников, которую для учителей прочел нейрофизиолог, док­тор психологических наук, заведующий лабораторией нейрофизиологических основ психики Института психологии РАН Юрий Иосифович Александров. По его словам, современной наукой уста­новлено, что любой процесс обучения начинается с рассогласования между необходимостью применить умение или знание и его отсутствием. Нельзя нау­читься впрок чему-либо. Таким обра­зом, если у образования нет очевидной для детей связи с практическим резуль­татом, то в лучшем случае, школьники учатся получению хороших оценок, что, по мнению Александрова, тоже непло­хой навык, но к изучению конкретных предметов он имеет слабое отношение. Так, на уровне психофизиологии под­твердился тезис, который высказывали многие выступавшие на конференции: школьное физико-математическое об­разование должно быть связано с ре­альной жизнью.

О Фонде Дмитрия Зимина «Династия»

Фонд «Династия» создан в 2002 году основателем компании «Вымпелком» Дмитрием Борисовичем Зиминым. Фонд Дмитрия Зимина «Династия» — один из первых частных российских фондов, поддерживающих науку и образова­ние в стране.

Цель программы поддержки преподавателей физики и математики — повы­сить престиж профессии учителя и создать условия для творческой и препо­давательской деятельности лучших школьных учителей, расширить их сотруд­ничество с высшей школой и научным сообществом. Основа программы — ежегодный всероссийский грантовый конкурс. Партнером Фонда в организа­ции конкурса выступает фонд «Современное естествознание»

Общая сумма денежных средств, направленных на поддержку отечествен­ной науки и образования, развитие культурных и социальных связей в стра­не, составила в 2008 году более 206 млн рублей. В том числе на Программу поддержки учителей физики и математики было выделено около 30 млн ру­блей. И более 32 млн рублей было израсходовано на осуществление проек­тов по популяризации науки.

Открывая торжественную церемонию награждения, которой завершилась кон­ференция, основатель Фонда «Династия» Дмитрий Борисович Зимин подчеркнул, что профессия учителя является одной из самых важных для развития общества. Поэтому Фонд с каждым годом расши­ряет и совершенствует деятельность по поиску и награждению лучших педаго­гов. В этом году лауреатами Фонда стали 497 учителей: 70 — в номинации «Моло­дой учитель», 30 — в номинации «Учитель, воспитавший Ученика», 394 — в номина­ции «Наставник будущих ученых»; всем учителям выплачены гранты в размере 35 000 рублей. Три учителя награжде­ны премией «За выдающиеся заслуги в области физико-математического обра­зования» в размере 150 000 рублей. Ла­уреатам, не присутствовавшим на кон­ференции, дипломы и памятные медали будут отправлены по почте.

Подготовила Мария Назамутдинова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Связанные статьи

avatar
  Подписаться  
Уведомление о

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: