3-D графика позволяет показать красоту математики

В нача­ле июля 2009 г. в Мате­ма­ти­че­ском инсти­ту­те РАН состо­я­лись юби­лей­ные меро­при­я­тия, посвя­щен­ные 75-летию это­го все­мир­но извест­но­го науч­но­го цен­тра. В рам­ках тор­жеств про­шла науч­ная кон­фе­рен­ция (кото­рая нача­лась в Москве, а закон­чи­лась в Санкт-Петер­бург­ском фили­а­ле МИАН), круг­лый стол «Мате­ма­ти­ка и обще­ство» (о нем рас­ска­зы­ва­лось в ТрВ №12 от 23 июня 2009 г.).

Для школь­ни­ков и широ­кой обще­ствен­но­сти был орга­ни­зо­ван, уже во вто­рой раз, «Фести­валь худо­же­ствен­ной мате­ма­ти­ки», в ходе кото­ро­го состо­я­лись выступ­ле­ния извест­но­го япон­ско­го попу­ля­ри­за­то­ра мате­ма­ти­ки Джи­на Аки­я­ма и авто­ра рос­сий­ско­го науч­но-попу­ляр­но­го про­ек­та «Мате­ма­ти­че­ские этю­ды», н.с. МИАН Нико­лая Андре­ева. Послед­ний рас­ска­зал ТрВ о новом изда­нии про­ек­та на DVD, кото­рый с удо­воль­стви­ем раз­би­ра­ли участ­ни­ки юби­лей­ных меро­при­я­тий в МИАНе.

- Сколь­ко лет ваше­му про­ек­ту?

- Про­ект идет уже 8 лет, и мы про­дол­жа­ем рабо­ту по раз­ным направ­ле­ни­ям. Наша пер­вая и основ­ная дея­тель­ность – это созда­ние мульт­филь­мов на раз­ные мате­ма­ти­че­ские темы. Сей­час дела­ет­ся фильм про Шухов­скую баш­ню и все­му, что с ней свя­за­но, о ее мате­ма­ти­ке, исто­рии и мно­гом дру­гом.

- Будет ли мульт­фильм про Остан­кин­скую баш­ню?

- Нет, пока не пла­ни­ру­ет­ся. Шухов­ская баш­ня нас заин­те­ре­со­ва­ла пото­му, что это – это сплош­ная мате­ма­ти­ка, ее кон­струк­ция име­ет фор­му гипер­бо­ло­и­да [1]. Вла­ди­мир Гри­го­рье­вич Шухов (18531939) – выда­ю­щий­ся рос­сий­ский инже­нер, почет­ный член Рос­сий­ской ака­де­мии наук.

- В чем осо­бен­ность ново­го изда­ния про­ек­та на DVD?

- Этот диск, в отли­чие от преды­ду­щих, вклю­ча­ет 40 мульт­филь­мов и 30 мини­а­тюр. С кон­ца преды­ду­ще­го года нас начал под­дер­жи­вать Фонд Дмит­рия Зими­на «Дина­стия», появи­лась воз­мож­ность издать новую локаль­ную вер­сию, и новый тираж в 3 тыс. экзем­пля­ров уже разо­шел­ся. Осе­нью мы пла­ни­ру­ем бес­плат­ную рас­сыл­ку еще 20 тыс. дис­ков по шко­лам Рос­сии.

- При­ла­га­ет­ся ли к DVD бро­шю­ра с пояс­не­ни­я­ми?

- Отдель­ной книж­ки нет, но к каж­до­му филь­му на DVD при­ла­га­ет­ся науч­но-попу­ляр­ный рас­сказ о том, что люди видят в филь­ме, а так­же спи­сок лите­ра­ту­ры, что­бы заин­те­ре­со­вав­ши­е­ся школь­ни­ки мог­ли про­дол­жить изу­че­ние это­го пред­ме­та.

- На какую ауди­то­рию направ­лен про­ект?

- Наша ауди­то­рия очень раз­ная, но в основ­ном это школь­ни­ки и учи­те­ля, хотя мате­ма­ти­ки на науч­ных кон­фе­рен­ци­ях с огром­ным удо­воль­стви­ем берут его себе и сво­им детям.

- Появит­ся ли этот диск в мага­зи­нах? Смо­жет ли чело­век зака­зать его себе через, допу­стим, Озон.ру?

- Локаль­ная вер­сия – образ дис­ка – лежит в откры­том досту­пе на нашем сай­те www.etudes.ru в раз­де­ле Кино­ап­па­рат­ная. Те, кто не может ее ска­чать, но очень хочет посмот­реть мульт­филь­мы, могут напи­сать

нам пись­мо. Мы полу­ча­ем доволь­но мно­го таких писем и затем бес­плат­но рас­сы­ла­ем дис­ки.

- У вас есть потен­ци­ал рас­ши­ре­ния, роди­те­ли, кото­рые хотят, что­бы их дети раз­ви­ва­лись…

- Рынок есть, но нам кажет­ся, что не сто­ит этот про­ект пере­во­дить на ком­мер­че­ские рель­сы. Пер­вые 6–7 лет мы как-то пыта­лись выжить сами, сей­час нас под­дер­жи­ва­ет Фонд «Дина­стия», и наде­юсь, что, пока мы еще живы и у нас есть идеи, мы будем предо­став­лять дис­ки бес­плат­но любо­му жела­ю­ще­му.

- Кто при­ду­мы­ва­ет идеи мульт­филь­ма?

- Уни­каль­ность про­ек­та состо­ит в том, что в коман­де «Мате­ма­ти­че­ские этю­ды» рабо­та­ют про­фес­си­о­на­лы в раз­ных обла­стях, кото­рые очень хоро­шо друг дру­га пони­ма­ют. Я пред­став­ляю Мате­ма­ти­че­ский инсти­тут РАН, Миха­ил Кали­ни­чен­ко – про­фес­си­о­нал по ком­пью­тер­ной 3D-гра­фи­ке из Одес­сы, Роман Кок­ша­ров – спе­ци­а­лист по веб-про­грам­ми­ро­ва­нию, веб-дизай­ну и мно­гим дру­гим вещам.

В нашей коман­де появ­ля­ют­ся новые участ­ни­ки. Ники­та Шавель­зон уже начал изго­тов­ле­ние моде­лей, таких же, как у япон­ско­го попу­ля­ри­за­то­ра Джи­на Аки­я­ма, но мы хотим их сде­лать более глян­це­вы­ми, что­бы они мог­ли быть рекла­мой мате­ма­ти­че­ско­го обра­зо­ва­ния.

Те моде­ли, кото­рые есть у Джи­на, они все-таки в основ­ном могут исполь­зо­вать­ся толь­ко на его лек­ци­ях. Его пре­зен­та­ции, без­услов­но, очень инте­рес­ны, и он их про­во­дит с боль­шим юмо­ром и арти­стиз­мом. Мы же хотим рас­ши­рить эту идею, что­бы чело­век мог взять модель в руки и что-то понять, узнать новое о мате­ма­ти­ке и, может быть, увлечь­ся этой нау­кой. Мы хотим создать три вида моде­лей, а имен­но: мас­со­вые моде­ли из хоро­шей пласт­мас­сы; биз­нес-моде­ли, биз­нес-суве­ни­ры, кото­рые инте­рес­но поста­вить себе на стол; и боль­шие музей­ные моде­ли, кото­рые мы хотим экс­по­ни­ро­вать в Музее мате­ма­ти­ки.

- Музей мате­ма­ти­ки – это уже реаль­ная вещь или толь­ко идея?

- Это пока толь­ко идея. Пере­вод­чик Дж. Аки­я­мы в ходе его пре­зен­та­ции в МИАН – Антон Фона­рев – еще один новый член нашей коман­ды! В сен­тяб­ре у нас, во-пер­вых, появят­ся новый дизайн сай­та и новые тех­ни­че­ские воз­мож­но­сти, во-вто­рых, у нас будут вер­сии сай­та на ино­стран­ных язы­ках, а в-тре­тьих, Антон сде­лал пер­вые успеш­ные раз­ра­бот­ки, и к кон­цу лета у нас на сай­те появят­ся мате­ма­ти­че­ские сюже­ты для Phoned, что­бы их мож­но было посмот­реть на мобиль­ном, пока­зать дру­зьям.

- Может быть, сде­лать подоб­ное для обыч­ных мобиль­ных: Nokia, Samsung и т.п.?

- Это мы тоже дела­ем, но у раз­ных мобиль­ных – раз­ные опе­ра­ци­он­ные систе­мы. iPhone обла­да­ет намно­го боль­ши­ми воз­мож­но­стя­ми, поэто­му мы нача­ли с него. Но мы гото­вим сюже­ты и для обыч­ных мобиль­ных теле­фо­нов.

- Не мог­ли бы вы рас­ска­зать, как дела­ет­ся мульт­фильм, кто при­ду­мы­ва­ет сюжет?

- Все сюже­ты при­ду­мы­ваю я. Как они появ­ля­ют­ся в голо­ве – это вопрос слож­ный, зача­стую идея вына­ши­ва­ет­ся очень дол­го, пока не скла­ды­ва­ет­ся в общий замы­сел, потом мы начи­на­ем делать мульт­фильм.

- Вы пише­те сце­на­рий или же иде­те от гра­фи­че­ско­го обра­за, гово­ри­те худож­ни­ку: «я хочу вра­ща­ю­щи­е­ся коле­са у маши­ны»?

- Я пишу сце­на­рий и пояс­няю, что я хочу в мульт­филь­ме уви­деть. Затем очень мно­гое при­вно­сит­ся в каж­дый фильм Миха­и­лом Кали­ни­чен­ко. При обсуж­де­нии филь­ма, в нача­ле рабо­ты, визу­аль­ные обра­зы порой меня­ют­ся до неузна­ва­е­мо­сти, оста­ет­ся лишь основ­ная идея, что хочет­ся доне­сти до ребен­ка.

- Основ­ная идея – это кон­струк­ция, меха­низм или мате­ма­ти­че­ская идея?

- Мате­ма­ти­че­ская. Меха­низм – это все-таки тех­ни­че­ская воз­мож­ность завлечь школь­ни­ков к изу­че­нию мате­ма­ти­ки, пока­зать, что мате­ма­ти­ка кра­си­ва. Основ­ное – это мате­ма­ти­ка. Дж. Аки­я­ма поль­зу­ет­ся модель­ка­ми, а наша коман­да поль­зу­ет­ся совре­мен­ной 3D-гра­фи­кой. Это уже вспо­мо­га­тель­ная тех­ни­ка, кото­рая, на самом деле, не так важ­на, это инстру­мент, кото­рый поз­во­ля­ет пока­зать кра­со­ту мате­ма­ти­ки.

- На круг­лом сто­ле в МИАНе гово­ри­ли о свя­зи мате­ма­ти­ки и обще­ства. Как вам кажет­ся, насколь­ко «Мате­ма­ти­че­ские этю­ды» могут спо­соб­ство­вать такой инте­гра­ции?

- Я наде­юсь, что в боль­шой сте­пе­ни, пото­му что одна из целей про­ек­та – не толь­ко завлечь школь­ни­ков, пока­зать им кра­со­ту нау­ки, но и рас­ска­зать обще­ству про то, чем зани­ма­ют­ся мате­ма­ти­ки. Во мно­гих филь­мах мы рас­ска­зы­ва­ем про совсем недав­но дока­зан­ные мате­ма­ти­че­ские тео­ре­мы. Конеч­но, не обо всем перед­нем крае нау­ки мож­но рас­ска­зать обще­ству и школь­ни­ку, но хотя бы о его части – это важ­ная зада­ча сама по себе.

- Мож­но ли увле­ка­тель­но и попу­ляр­но рас­ска­зать о тео­ре­ме Фер­ма?

- На самом деле, есть хоро­ший фильм 1972 г., сня­тый на сту­дии «Центр­на­уч­фильм» Семе­ном Липо­ви­чем Райт­бур­том, – «Мате­ма­тик и черт» по пове­сти А.Порджеса [2].

Он сде­лан вели­ко­леп­но. Чер­та игра­ет Алек­сандр Кай­да­нов­ский, мате­ма­ти­ка – Вик­тор Шеста­ков. Уди­ви­тель­ней­ший опыт, кото­рый потом почти не повто­рял­ся. Это имен­но игро­вой фильм, насто­я­щее кино про тео­ре­му Фер­ма. Как мате­ма­тик заклю­ча­ет пари с чер­том, черт не смог дока­зать или опро­верг­нуть тео­ре­му Фер­ма, он отда­ет все, что обе­щал, но потом воз­вра­ща­ет­ся, пото­му что он увлек­ся дока­за­тель­ством. И послед­ние кад­ры филь­ма: мате­ма­тик и черт сидят вме­сте и обсуж­да­ют, как же ее мож­но дока­зать.

Мы наде­ем­ся в ско­ром вре­ме­ни полу­чить пра­во на неком­мер­че­ский показ филь­мов Райт­бур­та на наших меро­при­я­ти­ях, а так­же на их демон­стра­цию на нашем сай­те www.etudes.ru.

При­ме­ча­ния:

1. На сай­те Фон­да «Шухов­ская баш­ня» (www.shukhov.ru) отме­ча­ет­ся, что соору­же­ние баш­ни Шухо­ва (1922) вызы­ва­ло все­об­щий вос­торг. Алек­сей Тол­стой, вдох­нов­лен­ный стро­и­тель­ством баш­ни, создал роман «Гипер­бо­ло­ид инже­не­ра Гари­на» (1926).

2. С.Л.Райтбурт (род. 1921) – рос­сий­ский режис­сер и сце­на­рист. В 1948 г. окон­чил ВГИК. Рабо­та­ет в науч­но-попу­ляр­ном кино. Сре­ди филь­мов: «На бере­гу озе­ра Иссык-Куль» (1954; пре­мия меж­ду­на­род­но­го кино­фе­сти­ва­ля в Вене­ции, 1955), «Раз­ви­тие рефлек­тор­ной дея­тель­но­сти в онто­ге­не­зе» (1957; пре­мия Меж­ду­на­род­но­го кино­фе­сти­ва­ля в Вене­ции), «Сек­рет НСЕ» (1959; Ломо­но­сов­ская пре­мия, 1961), «Мозг и маши­на» (1960), «Кани­ку­лы в камен­ном веке» (1967), «Эффект Куле­шо­ва» (1969). Один из веду­щих режис­се­ров, ста­вя­щих филь­мы по тео­ре­ти­че­ским и фило­соф­ским про­бле­мам нау­ки: «Что такое тео­рия отно­си­тель­но­сти?» (1964); по соб­ствен­ным сце­на­ри­ям -«Этот пра­вый, левый мир» (1970), «Физи­ка в поло­вине деся­то­го» (1971), «Мате­ма­тик и черт» (1972), «Урок аст­ро­но­мии» (1973), «Кто за сте­ной?» (1977), «Вре­мя жиз­ни» (1979), «Мил­ли­ард лет и один час» (1980), «Лест­ни­ца чувств» (1981) – все восемь вошли в выпус­ки аль­ма­на­ха «Гори­зонт». С 1961 г. пре­по­да­ет во ВГИ­Ке. Инфор­ма­ция с сай­та www.kinoglaz.fr.

Вопро­сы зада­ва­ла Ната­лия Деми­на

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Метки: , , , , , , ,

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *