Проснулся вулкан Пик Сарычева

12 июня 2009 г. началось одно из наиболее мощных за весь период наблюдений извержений в Курило-Камчатской вулканической гряде.

После 33-летнего молчания проснулся вулкан Пик Сарычева, расположенный на острове Мутуа центральной части Курильских островов (см. рисунок 1). Слабая термальная активность вулкана была зафиксирована группой SVERT Института морской геологии и геофизики ДВО РАН (Южно-Сахалинск) 11 июня этого года (http://imgg.febras.ru/rus/labs_vulcan_hazard.php). На следующий день вулкан начал свое извержение, которое продолжается по настоящее время. Ежедневно вулкан извергает крупные облака пепла и газов, которые отслеживаются различными вулканологическими обсерваториями мира по снимкам из космоса. Пепловые облака распространяются в различном направлении. Максимальная высота, которой достигал пепловый плюм, составляет, возможно, 21 км. Естественно, в этом регионе запрещены полеты гражданской авиации. «Троицкий вариант» рассказывал (№ 27, стр.10), что крупные извержения выбрасывают в атмосферу диоксид серы в достаточном количестве, чтобы повлиять на климат всей Земли. Не исключено, что извержение вулкана «Пик Сарычева» может встать в один ряд таких извержений. Распределение диоксида серы в единицах Добсона (28,5 мг SO2 на м2), выброшенного в атмосферу при извержении, приведено на рисунке 1.
Рисунок 2. Извержения вулканов Курило-Камчатской островодужной системы

Вулкан Пик Сарычева входит в состав Курило-Камчатской островодужной системы. В этом районе Тихоокеанская океаническая плита погружается (субдуктирует) в мантию Земли. Из-за повышения температуры из субдуктирующих осадков и гидротермально измененных базальтов (на глубине порядка сотни километров) выделяются вода и другие летучие компоненты, которые, попадая в вышележащую мантию (так называемый мантийный клин) снижают температуру ее плавления, приводя к вулканизму на поверхности. На рисунке 2 приведены данные по извержениям в пределах Курило-Камчатской островодужной системы за последние 5 лет. Видно, что извержения происходят не регулярно. В настоящее время наблюдается учащение вулканической активности в этом регионе, начавшееся с извержения вулкана Ключевская сопка (Камчатка) 10 декабря 2008 г.

Алексей Иванов

Вулкан Пик Сарычева расположен на острове Мутуа центральной части Большой Курильской гряды островов. Имя вулкану дано в 1805 г. Иваном Крузенштерном в честь географа, члена Петербуржской академии наук Гавриила Сарычева (1763-1831 гг.), который, будучи в составе экспедиции Биллингса в 1785-1793 гг., дал точное географическое описание острова. Однако непосредственно геодезическими измерениями на острове занимались геодезисты Гилёв и Алексеев по указанию Сарычева. Коренное население острова – курильские и сахалинские айны, на чьем языке «мутуа» означает «маленькие горящие заливчики». Айны были насильственно переселены японцами на остров Шикотан. В начале прошлого столетия на острове была рыболовная и звероводческая японская станция и морской заповедник, а в годы Второй мировой войны – укрепленная военная база. После войны на нем располагались советская погранзастава и метеостанция. В настоящий момент остров ненаселен. Вулкан возвышается на 1496 м над уровнем моря. В его центральной части находится крупная кальдера, внутри которой расположен вулканический конус, сложенный андезитами. С 1760 г. вулкан извергался 12 раз. Самое сильное из предшествующих извержений произошло в 1946 г., когда пирокластический поток достиг побережья острова, но текущее извержение гораздо мощнее.

Жжж