Служение как освоение средств

Ува­жа­е­мая редак­ция

Захва­ты­ва­ю­щая поле­ми­ка раз­вер­ну­лась нын­че на вир­ту­аль­ных стра­ни­цах polit.ru: член Пре­зи­дент­ско­го сове­та по нау­ке, тех­но­ло­ги­ям и обра­зо­ва­нию Симон Кор­дон­ский, реко­мен­ду­е­мый чита­те­лю как «заме­ча­тель­ный соци­аль­ный мыс­ли­тель, социо­лог», поде­лил­ся пло­да­ми «ума холод­ных наблю­де­ний и серд­ца горест­ных замет» насчет совре­мен­ной нау­ки, а уче­ные высту­пи­ли про­тив этих пло­дов широ­ким фрон­том. Сло­во за сло­во – завя­за­лась инте­рес­ная поле­ми­ка. Как водит­ся, вокруг собра­лись зри­те­ли и ста­ли обсуж­дать оппо­нен­тов: одни не мог­ли выбрать сто­ро­ну, дру­гие гово­ри­ли о том, что нали­цо обще­ствен­но-полез­ная про­во­ка­ция. Не могу оста­вать­ся в сто­роне и я, спе­шу поде­лить­ся сво­и­ми сооб­ра­же­ни­я­ми с чита­те­ля­ми ТрВ.

Глу­бо­кие изыс­ка­ния Кор­дон­ско­го при­ве­ли его к ряду цен­ней­ших наблю­де­ний. Пер­вое из них состо­ит в том, что прак­ти­че­ски все, что мож­но, уже было откры­то к сере­дине ХХ в., и теперь оста­ет­ся толь­ко осва­и­вать накоп­лен­ные богат­ства, а так назы­ва­е­мая нау­ка нын­че сво­дит­ся в основ­ном к соблю­де­нию науч­ных риту­а­лов – напи­са­нию и цити­ро­ва­нию ста­тей, защи­те дис­сер­та­ций и т.д. Вто­рое, тес­но свя­зан­ное с пер­вым, заклю­ча­ет­ся в выде­ле­нии трех видов нау­ки. Пер­вый из них – нау­ка, полез­ная Кор­дон­ско­му и совре­мен­ной рос­сий­ской эли­те, посколь­ку эта нау­ка в рам­ках феде­раль­ных целе­вых про­грамм созда­ет новые тех­но­ло­гии и раз­ра­бот­ки. Вто­рой – нау­ка, инте­рес­ная Кор­дон­ско­му и эли­те, посколь­ку эта нау­ка пуга­ет их раз­ны­ми стра­шил­ка­ми или созда­ет у них сопри­част­ность к тай­нам миро­зда­ния. Тре­тий -чистая нау­ка, т.е. нау­ка, для Кор­дон­ско­го и эли­ты бес­по­лез­ная и неин­те­рес­ная: при­ра­ще­ния сво­е­го бла­го­со­сто­я­ния от это­го вида нау­ки они не ощу­ща­ют, она их ничем не пуга­ет и вви­ду «гер­ме­тич­но­сти и слож­но­сти» ее постро­е­ний не в состо­я­нии создать у них даже иллю­зии сопри­част­но­сти к тай­нам миро­зда­ния. И имен­но пред­ста­ви­те­ли этой кате­го­рии – самая злоб­ная и отмо­ро­жен­ная кате­го­рия уче­ных, сво­е­го рода жре­цы, изоб­ра­жа­ю­щие слу­же­ние истине и под этим пред­ло­гом посто­ян­но дони­ма­ю­щие Кор­дон­ско­го и Ко тре­бо­ва­ни­я­ми выдать денег, а не учить жить. Послед­нее, одна­ко, навряд ли дости­жи­мо, посколь­ку даже анге­лы и чле­ны Пре­зи­дент­ско­го сове­та не могут сдер­жать­ся, видя столь бес­стыд­ные домо­га­тель­ства жре­цов нау­ки.

Нако­нец, Кор­дон­ский обна­ру­жил в сре­де уче­ных и неболь­шую, мож­но ска­зать выми­ра­ю­щую, попу­ля­цию штир­ли­цев – тех, кто, мас­ки­ру­ясь под пред­ста­ви­те­лей дру­гих кате­го­рий, про­сто рабо­та­ет. Про­ве­дя этот систем­ный ана­лиз, Кор­дон­ский вынес свой при­го­вор: вся надеж­да на кри­зис, кото­рый может поро­дить иное виде­ние мира и при­дать нау­ке драйв, быв­ший у нее до сере­ди­ны ХХ в. Уче­ные не оста­лись в дол­гу и ука­за­ли Кор­дон­ско­му, что он «сам дурак», а с момен­та окон­ча­ния им вуза появи­лось мно­го чего ново­го, и даже прин­ци­пи­аль­но ново­го.

Одна­ко не таков наш Кор­дон­ский, что­бы спа­со­вать перед деше­вы­ми ука­за­ни­я­ми на фак­ти­че­ские ошиб­ки! Полу­чив пор­цию ядо­ви­тых поле­ми­че­ских стрел, член Сове­та в мате­ри­а­ле от 15 мая рас­крыл потря­сен­ной обще­ствен­но­сти свои истин­ные цели: его пуб­ли­ка­ция была экс­пе­ри­мен­том, про­ве­ден­ным с целью про­яс­нить кар­ти­ну мира, суще­ству­ю­щую у уче­ных, и заста­вить их заду­мать­ся над воз­мож­ны­ми путя­ми выхо­да из кри­зи­са, а не про­сить у госу­дар­ства денег. Реак­ция уче­ных еще боль­ше убе­ди­ла Кор­дон­ско­го в том, в чем его все­гда убеж­да­ли окру­жа­ю­щая реаль­ность и соб­ствен­ный опыт служ­бы: и у уче­ных смысл слу­же­ния ока­зал­ся заклю­чен в осво­е­нии выде­лен­ных ресур­сов. Попут­но выяс­ни­лось, что имен­но эго­и­сти­че­ские устрем­ле­ния уче­ных меша­ют стро­и­тель­ству в нашей стране инно­ва­ци­он­ной эко­но­ми­ки: «Попыт­ки изме­нить струк­ту­ру нау­ки с целью пере­во­да ее «на инно­ва­ци­он­ный путь раз­ви­тия» вызы­ва­ют жест­кую защит­ную реак­цию уче­ных, обви­ня­ю­щих чинов­ни­ков в том, они не пони­ма­ют того, что дела­ют. Уче­ные гово­рят, что они умные и уме­ют думать, в отли­чие от чинов­ни­ков, и зна­ют, как орга­ни­зо­вать нау­ку. Их реко­мен­да­ции заклю­ча­ют­ся в том, что­бы давать боль­ше ресур­сов той науч­ной спе­ци­а­ли­за­ции, кото­рую они пер­со­ни­фи­ци­ру­ют. А функ­ции не очень умно­го госу­дар­ства долж­ны заклю­чать­ся толь­ко в том, что­бы «баш­лять, баш­лять и баш­лять» уче­ных». Не в бровь, а в глаз! Толь­ко теперь понял я, какую непри­гляд­ную роль выпол­няю вме­сте с мои­ми кол­ле­га­ми.

И в заклю­че­ние – до сих пор не дает мне покоя душе­раз­ди­ра­ю­щий вопрос, задан­ный Кор­дон­ским: «Непо­нят­но толь­ко, кто и как раз­де­лил нау­ку (и уче­ных) на есте­ствен­ные и дру­гие (неесте­ствен­ные и про­ти­во­есте­ствен­ные, если пол­но­стью вос­про­из­ве­сти анек­дот Лан­дау), назна­чил имен­но этих людей уче­ны­ми и обя­зал их выяс­нять «истин­ное поло­же­ние вещей». И прав­да ведь: понят­но, кто сде­лал Кор­дон­ско­го чле­ном Пре­зи­дент­ско­го сове­та, а кто уче­но­го сде­лал уче­ным – не ясно. Куда мы при­дем, если неиз­вест­но кто без ука­за­ния началь­ства будет мнить себя выяс­ня­ю­щим исти­ну?

Ваш Иван Эко­но­мов

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

avatar
  Подписаться  
Уведомление о

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: