Обама – настоящий прогрессор

Миха­ил Бур­цев, кан­ди­дат физ.-мат. наук, науч­ный сотруд­ник Инсти­ту­та при­клад­ной мате­ма­ти­ки РАН, стар­ший науч­ный сотруд­ник НИИ нор­маль­ной физио­ло­гии РАМН.

Несмот­ря на свой при­лич­ный раз­мер, обра­ще­ние Оба­мы к аме­ри­кан­ским уче­ным чита­ет­ся зал­пом. Осо­бен­но пора­жа­ет чет­кое и ясное виде­ние роли нау­ки в обще­стве. Дух откры­то­го и сво­бод­но­го поис­ка, дух нау­ки – один из неотъ­ем­ле­мых стол­пов демо­кра­тии и осно­ва про­грес­сив­но­го раз­ви­тия. Нау­ка не толь­ко откры­ва­ет путь инно­ва­ци­ям, дела­ю­щим нашу жизнь луч­ше. Цен­на сама сущ­ность науч­но­го позна­ния – стрем­ле­ние к объ­ек­тив­ной кар­тине окру­жа­ю­ще­го мира, не зави­ся­щей от лич­но­го или обще­ствен­но­го мне­ния и явля­ю­щей­ся луч­шим лекар­ством от само­об­ма­на.

Аме­ри­кан­ский пре­зи­дент дела­ет рево­лю­ци­он­ное для поли­ти­ка заяв­ле­ние – нау­ка боль­ше не будет сто­ять поза­ди идео­ло­гии, а ста­нет рав­но­прав­ным и рав­но­цен­ным эле­мен­том соци­у­ма. От стра­те­ги­че­ской части выступ­ле­ния веет духом про­све­ще­ния, идеи кото­ро­го обыч­но ютят­ся на задвор­ках совре­мен­ной обще­ствен­но-поли­ти­че­ской рито­ри­ки.

Для Оба­мы нау­ка – это сила, кото­рая поз­во­лит США сохра­нить свое лидер­ство в гло­баль­ном мире. Поэто­му имен­но в кри­зис надо играть на опе­ре­же­ние, кон­цен­три­руя ресур­сы на иссле­до­ва­ни­ях и раз­ра­бот­ках, тем самым закла­ды­вая фун­да­мент для буду­щих дости­же­ний в эко­но­ми­ке, внут­рен­ней и внеш­ней поли­ти­ке. Пре­зи­дент пред­ла­га­ет понят­ные кон­крет­ные реше­ния – финан­со­вую под­держ­ку уни­вер­си­те­тов, уве­ли­че­ние бюд­же­тов фун­да­мен­таль­ной и при­клад­ной нау­ки, а так­же отме­ну нало­гов для част­ных при­клад­ных иссле­до­ва­ний и раз­ра­бо­ток.

Одно­вре­мен­но с этим ста­вит­ся более амби­ци­оз­ная и дол­го­вре­мен­ная зада­ча – сде­лать США самой обра­зо­ван­ной стра­ной в мире. Оче­вид­но, что лишь вли­ва­ни­ем денег в шко­лы и повы­ше­ни­ем ква­ли­фи­ка­ции учи­те­лей про­бле­му отста­ва­ния аме­ри­кан­ско­го школь­но­го обра­зо­ва­ния от обра­зо­ва­ния в неко­то­рых дру­гих раз­ви­тых и раз­ви­ва­ю­щих­ся стра­нах не решить. Поэто­му речь содер­жит обра­ще­ние к уче­ным с прось­бой при­нять актив­ное уча­стие в моти­ва­ции школь­ни­ков и повы­ше­нии каче­ства сред­не­го обра­зо­ва­ния, изоб­ре­те­нии новых обра­зо­ва­тель­ных мето­дов. Оба­ма обе­ща­ет лич­но при­нять уча­стие в орга­ни­зу­е­мой агит­кам­па­нии по повы­ше­нию ста­ту­са уче­но­го в обще­стве и при­вле­че­нии моло­дых людей в область нау­ки.

Речь Оба­мы удив­ля­ет глу­би­ной пони­ма­ния потен­ци­а­ла нау­ки, про­блем его раз­ви­тия и необ­хо­ди­мых мер. Её чте­ние – как гло­ток све­же­го воз­ду­ха сре­ди мут­но­го уга­ра «фор­сай­тов», «инно­ва­ций», «про­рыв­ных тех­но­ло­гий», изли­ва­е­мых наши­ми чинов­ни­ка­ми в пуб­лич­ное про­стран­ство рос­сий­ской науч­ной поли­ти­ки. Оба­ма пуб­лич­но обра­ща­ет­ся к уче­ным, заяв­ляя о при­да­нии нау­ке стра­те­ги­че­ской роли в раз­ви­тии стра­ны, а Мед­ве­дев созда­ет оче­ред­ную комис­сию «по модер­ни­за­ции и тех­но­ло­ги­че­ско­му раз­ви­тию эко­но­ми­ки». Оба­ма при­зы­ва­ет уче­ных вме­сте рабо­тать для дости­же­ния общих целей, а Мед­ве­дев соби­ра­ет­ся засе­дать с «пред­ста­ви­те­ля­ми адми­ни­стра­ции пре­зи­ден­та, биз­не­сме­на­ми, экс­пер­та­ми, уче­ны­ми». Инте­рес­но, сколь­ко моло­дых рос­сий­ских уче­ных решат уехать в США, про­чи­тав речь Оба­мы или уви­дев, как начи­на­ют реа­ли­зо­вы­вать­ся изло­жен­ные в ней пред­ло­же­ния?

В ито­ге может стать­ся, что наша власть «про­за­се­да­ет» в комис­си­ях остат­ки интел­лек­ту­аль­но­го потен­ци­а­ла стра­ны и оста­нет­ся с ора­вой «экс­пер­тов», под при­кры­ти­ем чудо-«инноваций» про­еда­ю­щих при­род­ную рен­ту в тес­ном сим­би­о­зе с кор­рум­пи­ро­ван­ны­ми чинов­ни­ка­ми.

Одна­ко мне кажет­ся, что в Рос­сии есть где раз­вер­нуть­ся энту­зи­асту нау­ки. Стрем­ле­ние к зна­нию, пред­став­ле­ние о цен­но­сти науч­но-тех­ни­че­ско­го про­грес­са сохра­ни­лось у нас в куль­ту­ре. Все боль­ше людей поку­па­ют науч­но-попу­ляр­ную пери­о­ди­ку, чита­ют науч­ные ново­сти в сети, ходят на пуб­лич­ные лек­ции. Созда­ют­ся част­ные фон­ды под­держ­ки нау­ки и част­ные иссле­до­ва­тель­ские цен­тры, появ­ля­ют­ся неза­ви­си­мые науч­ные СМИ. Давай­те дей­ство­вать локаль­но – чест­но вести свои иссле­до­ва­ния, ходить к школь­ни­кам и сту­ден­там, исполь­зо­вать все воз­мож­но­сти по под­дер­жа­нию науч­ной сре­ды в сво­ей окрест­но­сти.

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Метки: , , ,

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *