Ответ на критику статьи Оскотского и Ефремова в «Троицком варианте»

Многие возражения на нашу статью отражают просто различия политических взглядов, и их мы не будем касаться. Мы считаем, что угроза существованию страны с ее исторически сложившейся культурой нарастает — и блажен, кто в это не верит. Хотелось бы сказать «по вере вашей да будет вам» — но всем будет одно и то же…

Наш критик М. Фейгельман порицает высказанное нами отношение к реформам, которые обрушили весь научно-технический комплекс государства. Он пишет, что это «обвинение, тиражируемое людьми недалекими и нечестными». Увы, по нашим наблюдениям, к таким «недалеким и нечестным людям» относится большинство инженеров и работников отраслевой науки: реформы особенно болезненно отразились на их судьбах. Ведь этот «комплекс» — это не только структура НИИ — КБ — заводы, а прежде всего люди, специалисты, главный капитал, который скопила страна за много десятков лет. Этот капитал (и судьбы людей, а значит, и судьбу страны) пустили по ветру. Спасти же можно было многое. Обо всем этом подробнее говорится в статье З. Оскотского «Имитация», которая была опубликована (с купюрами) в журнале «Нева», а полностью — в бюллетене «В защиту науки» 13, 2008 (www.ras.ru/digest/fdigestlist/bulletin.aspx). Речь идет не только об оценке прошлого. Речь идет прежде всего об уроках прошлого и об их учете для будущего.

Что же касается программы действий, то тут у нас с М. Фейгельманом нет особых разногласий, как и в оценке нынешнего государства. Мы предлагаем обращаться прежде всего не к властям, а к обществу. Он (Фейгельман) предлагает свою программу конкретных действий, которая не противоречит нашим мыслям, находится в том же русле.

Необходимо, однако, ответить на тот упрек, что мы не раскрываем понятия «научно-техническая мобилизация (НТМ)». Признаться, мы считали само собой разумеющимся, что эта мобилизация означает приложение чрезвычайных усилий для быстрого возвращения страны на уровень научно-технического развития самых передовых стран мира. Нужны не изолированные проекты — не авианосцы и олимпиады, и даже не нанотехнологии, а системный подход: взаимоувязанный подъем науки и образования. Нужно изгнать тех министров, которые полагают, что научные новинки мы всегда сможем купить заграницей. Нужно дезавуировать невежественных публицистов и псевдофилософов, которые убеждают население и власти, что наука и вообще более не нужна.

Мы думаем, что НТМ — наиболее быстрый и эффективный путь предотвращения национальной катастрофы. И главная составляющая НТМ — опережающее развитие фундаментальной науки, что является необходимым условием появления новых технологий, которые нам, увы, никто не подарит.

Для быстрого восстановления фундаментальной науки и высоких технологий потребуются и деньги и люди. Для этого нужна политическая воля, необходимо что-то вроде НЭПа. Деньги тогда можно будет найти, а люди пока еще есть, хотя времени осталось мало. Уровень подготовки школьников в стране быстро падает, а возраст ученых (мы не относим к ним полчища плохо обученных, но амбициозных экономистов и социологов) всё растёт и растёт. Процесс деградации интеллекта нации может стать необратимым. Акад. Г. Месяц не так давно подчеркнул, что всё наше вооружение создано людьми, которым за 60 лет, и что за их спиной никого нет. Акад. Л. Фаддеев после получения Государственной премии в беседе с Д. Киселевым (www.vesti.ru/doc.html?id=116 478) сказал:

" …действительно атомная и космическая программы имели огромное значение, и главное значение в том, что они отвели военную угрозу от нашей страны. Но сейчас перед нашей страной совсем другая угроза — это демографическая угроза. Народ вымирает <…> речь идет о здоровье нации. Здесь, действительно, может сыграть роль и физика — приборами, и химия -новыми лекарствами, и биология, а уж говорить нечего — это фундаментальная часть медицины и гуманитарные науки, потому что надо заботиться и о духовном здоровье нации, не показывать черт знает что по телевизору, а все ж таки думать о том, что народ должен развиваться культурно.

<…> ß учил своих учеников и надеялся, что они будут учить своих учеников. А теперь они должны учить каких-то оболтусов во Франции или в Америке и работать отдельно. Мы работали все вместе, а теперь каждый сидит в разных местах. Это большая потеря, но что делать? Здесь мы нашему правительству напоминаем, было два примера очень недавних -это фашизм в Германии и культурная революция в Китае. 15 лет перерыва в научной работе исключительно губительно действуют на следующее поколение. Поэтому нам надо не допустить, чтобы мы опять получили 15 лет.

— Когда заканчиваются эти наши 15 лет?

— Да боюсь, что года через три".

И было это сказано 6 июля 2005 г.

Заметим в заключение, что полный текст нашей статьи опубликован недавно в журнале «Здравый смысл»; есть он и на сайте http://humanism.su/ru/.

З.Г. Оскотский, Ю.Н. Ефремов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Связанные статьи

avatar
1 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
0 Подписки
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
1 Авторы комментариев
Израиль Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
Уведомление о
Израиль
Израиль

Да вашей стране при продолжении нынешнего безумного придет пи (зачеркнуто) конец. Наиболее вероятно она станет колонией Китая. Тогда сбудется анекдот: «В городе Ли-Бо (бывшей Москве), на площади Мао-Дзе-Дуна (бывшей Красной) около дворца китайского генерал-губергатора (бывшего Кремля) встречаются два еврея…"©. Чтобы этого не было вашей стране срочно (!) становится Европой. Открыто и честно без камней за пазухой и ельцинских взбрыков по ничтожным поводам — Сербия (не говоря уже о путнском сумасшедшем курсе) идти на союз со странами свободного мира мира США, Канадой, Израилем, странами НАТО и Евросюза, Японией и так далее. Вашей стране необхолимо перестать поддерживать международный терроризм и исполнять взятые на себя по междкнародным соглдашеничям обязательства. Тогда у вашей страны появятся хоть какие-то шансы на выживание, а вот сейчас — никаких.

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: