Открыта планета в 1,9 земной массы

Швейцарский астроном Мишель Мейор (Michel Mayor) из Женевской обсерватории объявил об обнаружении самой маломассивной из всех известных внесолнечных планет, вращающихся возле звезд главной последовательности.

Новый рекордный объект, масса которого может всего в 1,9 раза превышать массу Земли, находится в успевшей уже прославиться звездной системе Gliese 581 в созвездии Весов (20 световых лет от Солнца), у которой прежде уже было найдено три планеты (соответственно, 16, 5 и 7 земных масс). По своей массе звезда (красный карлик спектрального класса М) в три раза уступает нашему Солнцу. Новая экзопланета получила обозначение Gliese 581e.

Международной научной группе, состоявшей из ученых европейских стран (Швейцарии, Франции и Португалии), удалось уточнить заодно и орбиту наиболее удаленной планеты (Gliese 581d), впервые обнаруженной в 2007 г., с уверенностью «поместив» ее в пределах так называемой «зоны жизни», где могут в открытом виде существовать океаны жидкой воды. Новые открытия явились итогом более чем 4-летних наблюдений с использованием спектрографа HARPS, установленного на 3,6-метровом телескопе Южной европейской обсерватории Ла Силла в Чили. Соответствующая публикация запланирована в журнале Astronomy & Astrophysics.

Сама планета Gliese 581e, к сожалению, расположена слишком близко к своей звезде, чтобы говорить о возможности существования там жизни. Один оборот она делает всего за 3,15 суток.

Источники:

Lightest exoplanet yet discovered – http://www.eso.org/public/outreach/press-rel/pr-2009pr-15-09.html.
The HARPS search for southern extra-solar planets: XVIII. An Earth-mass planet in the GJ 581 planetary system – www.exoplanets.ch/Gl581_preprint.pdf