Стеларк, его вторая голова и третье ухо

15 мар­та 2009 г. в Цен­тре совре­мен­но­го искус­ства «Вин­за­вод» откры­лась выстав­ка «Нау­ка как пред­чув­ствие» («Science as Suspense») – пер­вое меро­при­я­тие в рам­ках Меж­ду­на­род­но­го науч­но-попу­ляр­но­го фести­ва­ля ScienceArtFest, орга­ни­зо­ван­ное бла­го­тво­ри­тель­ным Фон­дом «Дина­стия» и про­ек­том

- спро­сил какой-то муж­чи­на.
 
- Да, я бывал здесь уже два­жды, и мне нра­вит­ся то, что я мог здесь уви­деть.
 
Далее шел рас­сказ Голо­вы о том, как пре­кра­сен рус­ский балет и дру­гие дости­же­ния нашей куль­ту­ры и искус­ства.
 
- Закрой­те гла­за.
 
Голо­ва послуш­но закры­ла, а потом откры­ла гла­за.
 
- Улыб­ни­тесь.
 
Голо­ва сде­ла­ла и это.
 
- Открой­те рот.
 
Голо­ва пока­за­ла язык.
 
- Закрой­те гла­за и нико­гда их не откры­вай­те.
 
Люди загу­де­ли: чего, мол, изде­ва­е­тесь над ком­пью­тер­ным суще­ством. Но Голо­ва нашла достой­ный выход из ситу­а­ции.
 
- Я не обя­зан вам под­чи­нять­ся и не счи­таю нуж­ным испол­нять Вашу коман­ду, – ска­зал ком­пью­тер­ный Сте­ларк к радо­сти зри­те­лей.
 
Сам худож­ник неуто­ми­мо общал­ся со зри­те­ля­ми и жур­на­ли­ста­ми, демон­стри­руя им спо­соб­но­сти Голо­вы.
 
- Ты тупая и глу­пая голо­ва,
 
- весе­ло напе­ча­тал он на кла­ви­а­ту­ре.
 
- Вы, конеч­но, може­те так гово­рить, но не забы­вай­те о пред­ска­за­нии, что в буду­щем чело­ве­че­ством будут управ­лять робо­ты. Так что осто­рож­ней с фра­за­ми,
 
- спо­кой­но заме­ти­ла Голо­ва.
 
- В чем состо­ит смысл жиз­ни? - про­дол­жил Сте­ларк.
 
- Любо­зна­тель­ность, твор­че­ство и забо­та, – муд­ро отве­ти­ла Голо­ва.
 
На вопрос кор­ре­спон­ден­та «Полит.ру», явля­ет­ся ли это отве­том само­го худож­ни­ка, тот отве­тил утвер­ди­тель­но. «Полу­чим ли мы на один и тот же вопрос один и тот же ответ?» – «Не все­гда. Напри­мер, на прось­бу спеть пес­ню или про­чи­тать сти­хи, или рас­ска­зать о том, кто у Голо­вы люби­мый фило­соф, могут быть раз­ные отве­ты».
 
Художник демонстрирует третье ухо
Худож­ник
демон­стри­ру­ет тре­тье ухо

«Удив­ля­ет ли вас Голо­ва?» -«Ино­гда такое слу­ча­ет­ся», -при­знал­ся Сте­ларк. Он рас­ска­зал, что в базе дан­ных его ком­пью­тер­ной копии око­ло 500 тыс. англий­ских слов. Полу­чая вопрос, систе­ма ищет нуж­ный ответ, а потом в реаль­ном вре­ме­ни озву­чи­ва­ет его, не забы­вая пока­зать на экране нуж­ную арти­ку­ля­цию губ. «Рабо­та­ет ли ваша систе­ма толь­ко на англий­ском?». – «Пока да». Он сооб­щил, что его офи­ци­аль­ный сайт нахо­дит­ся на стра­ни­це www.stelarc.va.com.au.

 
А зри­те­ли не уни­ма­лись.
 
- Как зара­бо­тать день­ги? -спро­сил муж­чи­на, види­мо пере­жи­ва­ю­щий послед­ствия кри­зи­са.
 
- О, я еще в этом нови­чок, -отве­ти­ла Голо­ва.
 
- Я люб­лю вас, – напе­ча­тал кто-то.
 
- О, спа­си­бо. Вы мне тоже нра­ви­тесь, – веж­ли­во ска­за­ла Голо­ва.
 
- Что такое нау­ка? – напе­ча­та­ла я, ожи­дая корот­ко­го афо­ри­сти­че­ско­го отве­та. Но Голо­ва нача­ла зачи­ты­вать длин­ное опре­де­ле­ние нау­ки из како­го-то энцик­ло­пе­ди­че­ско­го сло­ва­ря.
 
Д.Булатов
Д.Булатов

Сте­ларк еще уди­вил всех тем, что пока­зал тре­тье «ухо», воз­ник­шее на его левой руке путем хирур­ги­че­ских опе­ра­ций. В сво­ем пред­став­ле­нии это­го худож­ни­ка кура­тор выстав­ки Дмит­рий Була­тов позд­нее ска­жет, что Сте­ларк уже на про­тя­же­нии 20 лет зани­ма­ет­ся транс­фор­ма­ци­я­ми чело­ве­че­ско­го тела.

«Я хотел общать­ся сам с собой. Сна­ча­ла я хотел сде­лать ухо на голо­ве, но с этим было бы свя­за­но мно­го меди­цин­ских про­блем. Тогда реши­ли делать на руке», – ска­зал Сте­ларк. Он сооб­щил, что еще две опе­ра­ции, и новое «ухо» ста­нет рабо­тать по-насто­я­ще­му. К уже име­ю­щим­ся чипам внут­ри «уха» доба­вят мик­ро­фон, и через бес­про­вод­ную связь звук будет попа­дать в ухо (или пря­мо в мозг?) Сте­лар­ка. Поль­зо­ва­те­ли все­мир­ной сети так­же смо­гут общать­ся с медиа­ху­дож­ни­ком через Интер­нет.
 
Фото­гра­фы неуто­ми­мо щел­ка­ли затво­ра­ми фото­ап­па­ра­тов, и ско­ро это «ухо» попа­дет на стра­ни­цы всех СМИ. «Не опас­но ли это для Ваше­го здо­ро­вья?» – спро­си­ла я. – «Совсем нет», – отве­тил худож­ник. -«А зачем вам тре­тье ухо?» – зада­ла я вопрос уже Голо­ве. – «Я не мог при­ду­мать ниче­го луч­ше­го», – отве­ти­ло вто­рое «Я» худож­ни­ка.
 
Бес­страш­ный вызов худож­ни­ков направ­ле­ния sci-art усто­яв­шим­ся тре­тье ухо воз­зре­ни­ям на при­ро­ду и чело­ве­ка, пожа­луй, явля­ет­ся глав­ным лейт­мо­ти­вом выстав­ки. Прав­да, если у Сте­лар­ка это сде­ла­но с юмо­ром и вызы­ва­ю­щим любо­пыт­ство твор­че­ским эго­цен­триз­мом и сме­ло­стью экс­пе­ри­мен­ти­ро­ва­ния над самим собой, то тво­ре­ния неко­то­рых дру­гих авто­ров отра­жа­ли жела­ние жест­ко и доволь­но зло поспо­рить и поэкс­пе­ри­мен­ти­ро­вать с самой при­ро­дой.
 
Худож­ник Орлан из Фран­ции в сво­ей инстал­ля­ции «Костюм Арле­ки­на» пред­ста­вил видео­про­ек­цию кле­ток раз­лич­но­го про­ис­хож­де­ния. В спе­ци­аль­но под­го­тов­лен­ном для это­го про­ек­та био­ре­ак­то­ре как еди­ное целое выра­щи­ва­ют­ся клет­ки само­го авто­ра, а так­же клет­ки лебе­дя и дру­гих сум­ча­тых и жвач­ных живот­ных. В бук­ле­те выстав­ки сооб­ща­ет­ся, что на этот про­ект Орла­на вдох­но­вил текст фило­со­фа Мише­ля Сера под назва­ни­ем «Свет­ское», в кото­ром осмыс­ли­ва­ет­ся фено­мен Арле­ки­на – одно­го из тра­ди­ци­он­ных пер­со­на­жей ита­льян­ской коме­дии масок.
 
На дру­гом экране, «Нау­ки как пред­чув­ствия», зри­те­ли мог­ли уви­деть псев­до-доку­мен­таль­ный фильм Фло­ри­са Кай­ка из Нидер­лан­дов о таин­ствен­ной и необ­ра­ти­мо раз­ру­ша­ю­щей чело­ве­ка вирус­ной болез­ни, кото­рая пора­жа­ет паци­ен­тов с меди­цин­ски­ми имплан­тан­та­ми. Фильм сде­лан так досто­вер­но, что смот­рит­ся как оче­ред­ной фильм ужа­сов или хро­ни­ка из кли­ни­ки инва­ли­дов вой­ны.
Вокруг еще одной инстал­ля­ции, «Робо­та­ри­ум», мож­но было видеть нема­ло фото­гра­фов, да и про­сто зри­те­лей, кото­рые тер­пе­ли­во жда­ли, когда же робо­ты сде­ла­ют «это». Два мобиль­ных робо­та, при­ду­ман­ных Полем Гра­ньо­ном из Фран­ции, езди­ли по огра­ни­чен­ной тер­ри­то­рии и иска­ли друг дру­га. У одно­го из них были син­те­ти­че­ские жен­ские при­чин­да­лы, а у дру­го­го – муж­ские. Пери­о­ди­че­ски «воз­буж­да­ясь», они начи­на­ли искать особь дру­го­го пола и пыта­лись слить­ся с ним/​ней воеди­но.
 
Финаль­но­го акта люб­ви я так и не дожда­лась. Минут 15 мы с кол­ле­гой раз­го­ва­ри­ва­ли о выстав­ке и про­бле­мах науч­ной попу­ля­ри­за­ции, одним гла­зом наблю­дая за пере­ме­ще­ни­я­ми робо­тов, но сли­я­ния так и не уви­де­ли. Прав­да, я пой­ма­ла себя на мыс­ли, что через какое-то вре­мя начи­на­ешь смот­реть на авто­ма­ты как на обыч­ных живот­ных в зоо­пар­ке, а не как на меха­ни­че­ских существ. На сто­яв­шем в цен­тре инстал­ля­ции сто­ле ездил тре­тий малень­кий робот, изоб­ра­жав­ший ребен­ка. Все его дви­же­ния были огра­ни­че­ны рам­ка­ми сто­ла, и из-за такой несво­бо­ды он пла­кал и ругал­ся.
 
Высту­пив­шая на откры­тии выстав­ки кура­тор выстав­ки от Фон­да «Дина­стия», зам. испол­ни­тель­но­го дирек­то­ра Роза Хац­ке­ле­вич, отме­ти­ла, что экс­по­зи­ция – лишь нача­ло инте­рес­ной про­грам­мы фести­ва­ля ScienceArtFestа. Как извест­но, «Дина­стия» мно­гое дела­ет для попу­ля­ри­за­ции нау­ки. «Мы хотим, что­бы как мож­но боль­ше людей инте­ре­со­ва­лось нау­кой, что­бы зна­ние, про­из­во­ди­мое уче­ны­ми, было доступ­ным, и мы это дела­ем раз­но­об­раз­ны­ми сред­ства­ми», – отме­ти­ла она. Открыв­ший­ся фести­валь – раз­ви­тие про­ек­та «Науч­ный музей XXI века» и попыт­ка попу­ля­ри­зо­вать нау­ку сред­ства­ми совре­мен­но­го искус­ства.
 
Представитель проекта «Сноб» Борис Акимов, зам. исполнительного директора Фонда «Династия» Роза Хацкелевич и руководитель проекта «Винзавод Софья Проценко
Пред­ста­ви­тель про­ек­та «Сноб» Борис Аки­мов,
зам. испол­ни­тель­но­го дирек­то­ра Фон­да «Дина­стия»
Роза Хац­ке­ле­вич
и руко­во­ди­тель про­ек­та «Вин­за­вод Софья Про­цен­ко

Пред­ста­ви­тель гене­раль­но­го парт­не­ра Фести­ва­ля – про­ек­та «Сноб» – Борис Аки­мов поде­лил­ся с при­сут­ству­ю­щи­ми сво­и­ми пер­вы­ми впе­чат­ле­ни­я­ми. Он ска­зал, что был пора­жен тем, что уви­дел на выстав­ке, осо­бен­но спа­ри­ва­ю­щи­ми­ся робо­та­ми. И всё уви­ден­ное заста­ви­ло его вспом­нить о мета­ни­ях дет­ства. Его мама была худож­ни­ком, а папа – уче­ным, и он, будучи ребен­ком, то хотел пой­ти зани­мать­ся твор­че­ством, то в нау­ку, потом опять думал быть как мама, потом опять как папа. В ито­ге он не стал ни худож­ни­ком, ни уче­ным, пото­му что не знал, что суще­ству­ет такое направ­ле­ние, как sci-art, и что мож­но быть одно­вре­мен­но и тем, и дру­гим, исполь­зо­вать в сво­ем твор­че­стве новей­шие тех­но­ло­гии и науч­ные откры­тия. «Всё уви­ден­ное дока­зы­ва­ет, что нау­ка может быть при­клю­че­ни­ем», – резю­ми­ро­вал он.

 
Руко­во­ди­тель про­ек­та «Вин­за­вод» Софья Про­цен­ко выра­зи­ла надеж­ду, что меро­при­я­тия Фести­ва­ля дадут новые импуль­сы для ума и что «интер­ак­тив­ная и раз­но­об­раз­ная фор­ма пред­став­ле­ния про­ек­та поз­во­лит широ­кой ауди­то­рии озна­ко­мить­ся со все­ми пред­став­лен­ны­ми на выстав­ке дости­же­ни­я­ми нау­ки».
 
Дмит­рий Була­тов, кура­тор выстав­ки «Нау­ка как пред­чув­ствие», кура­тор Цен­тра совре­мен­но­го искус­ства в Кали­нин­гра­де, заме­тил, что не любит сло­во science-art, а пред­по­чи­та­ет назы­вать этот жанр «совре­мен­ное тех­но­ло­ги­че­ское искус­ство». Орга­ни­зуя экс­по­зи­цию, он хотел пред­ста­вить в рав­ной мере худож­ни­ков из раз­ных стран мира, рабо­та­ю­щих в этом жан­ре, мно­гие из кото­рых нико­гда не выстав­ля­лись в нашей стране. «Эти худож­ни­ки раз­го­ва­ри­ва­ют с пуб­ли­кой на акту­аль­ном язы­ке тех­но­ло­гий, чего мы зача­стую быва­ем лише­ны в Рос­сии».
 
Он крат­ко оха­рак­те­ри­зо­вал пред­став­лен­ные на выстав­ке про­ек­ты. Поми­мо уже опи­сан­ных выше есть еще несколь­ко любо­пыт­ных. Так, в тем­ной ком­на­те зри­те­ли могут уви­деть про­ект Кри­сты Зомме­рер и Лора­на Миньо­но из Австрии, пред­став­ля­ю­щих свое виде­ние искус­ствен­ной эво­лю­ции. Вой­дя в малень­кий зал, мож­но взять малень­кий фона­рик и водить им по экра­ну, мани­пу­ли­руя искус­ствен­ны­ми созда­ни­я­ми в виде кома­ри­ко-бабо­чек. В бук­ле­те выстав­ки отме­ча­ет­ся, что посе­ти­те­ли могут регу­ли­ро­вать коли­че­ство све­та: если его будет слиш­ком мно­го, то это будет гибель­но для насе­ко­мых, но полу­чая неопас­ный заряд энер­гии, искус­ствен­ные суще­ства начи­на­ют вос­про­из­во­дить потом­ство.
 
Про­ект Нико­ла­са Рив­за «Гео­мет­ри­че­ские бабоч­ки» – лета­ю­щие робо­ку­бы – осно­ван на взгля­дах рус­ско­го кон­струк­ти­ви­ста Геор­гия Кру­ти­ко­ва, кото­рый был одер­жим иде­ей лета­ю­щих горо­дов. Канад­ский худож­ник эту идею оце­нил и вопло­тил в жизнь с помо­щью уче­ных из Инсти­ту­та гек­со­грамм. «Каж­дый из кубов снаб­жен 6 бор­то­вы­ми ком­пью­те­ра­ми, дат­чи­ка­ми дви­же­ния и вен­ти­ля­то­ра­ми, и они запро­грам­ми­ро­ва­ны вести себя как стая птиц. Они чув­ству­ют все вокруг», – заме­тил Була­тов.
 
В свою оче­редь уже пред­став­лен­ный выше Сте­ларк от лица всех худож­ни­ков побла­го­да­рил орга­ни­за­то­ров выстав­ки за воз­мож­ность пока­зать в Москве новые интер­ак­тив­ные и био­тех­но­ло­гии. Он под­черк­нул зна­чи­мость рус­ско­го аван­гар­да нача­ла XX в. для после­ду­ю­щих поко­ле­ний худож­ни­ков. А в заклю­че­ние сво­ей корот­кой речи худож­ник ост­ро­ум­но заме­тил: «Я думаю, что насто­я­щая при­чи­на, поче­му Дмит­рий попро­сил меня высту­пить от лица моих кол­лег, – это жела­ние иметь на одну Голо­ву боль­ше».
 
16 мар­та состо­я­лась лек­ция Сте­лар­ка о его жиз­ни и твор­че­стве, а 17 мар­та перед участ­ни­ка­ми фести­ва­ля высту­пил аме­ри­кан­ский худож­ник Кен Риналь­до. На выстав­ке он пред­ста­вил боты папа­рац­ци, сле­ду­ю­щих за чело­ве­ком на спе­ци­аль­ных подвиж­ных плат­фор­мах и стре­мя­щих­ся запе­чат­леть «звез­ду».
 
В целом пока­за­лось, что к тако­му жан­ру искус­ства, как sci-art (или «совре­мен­но­му тех­но­ло­ги­че­ско­му искус­ству», по Була­но­ву), нуж­но еще при­вы­кать. Пока же оно кажет­ся чуж­дым и не гре­ю­щим душу. Очень пора­до­ва­ли лишь без­удерж­ная фан­та­зия австра­лий­ско­го худож­ни­ка и его Голо­ва как инте­рес­ный метод обу­че­ния англий­ско­му язы­ку.
 

Впер­вые опуб­ли­ко­ва­но на «Полит. ру» www.polit.ru/science/2009/03/20/stelarc.html

 
 
Ната­лия Деми­на 

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

avatar
  Подписаться  
Уведомление о

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: