Ребята-олимпиадники одарены во многих областях

Дмитрий Кузнецов
Дмитрий Кузнецов

Доцент Нижегородского филиала ГУ-ВШЭ Дмитрий Кузнецов — один из тех энтузиастов олимпиадного движения, которые поддерживают высокий уровень математического образования в России. Его ученики не только успешно поступают в вузы Нижнего Новгорода и Москвы, но и побеждают на Всероссийской олимпиаде школьников. Беседовала Наталия Демина.

— Не могли бы вы немного рассказать о себе? Как вы пришли в математику? Какой вуз окончили?
— В математику я специально не приходил. Так сложилось, что в 1983 г. большая группа участников Всесоюзной олимпиады школьников по математике собиралась поступать на механико-математический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова. Среди них оказался и я. За время обучения на мехмате осознал, что математика как наука для меня далека, но предсказание моих учителей о том, что стану педагогом, приобретало вполне конкретные формы. В итоге, по окончании университета в 1988 г. я вернулся в родной Горький (Нижний Новгород), где и связал свой жизненный путь с педагогикой. Постепенно олимпиадная математика стала основной частью моей жизни.
— Мне рассказывали, что вы -главная сила, мотор математического олимпиадного движения в Нижнем Новгороде. Почему вы стали заниматься олимпиадным движением? Какие мероприятия были проведены за последние 1−2 года?
— Первые 3 года после университета я не имел никакого отношения к олимпиадам, но к 1991 г. появилась потребность в преподавателях, разбирающихся в методах решения олимпиадных задач. И кому, как ни бывшему победителю Всероссийской и призёру Всесоюзной олимпиады, связавшему свой путь с преподаванием математики, предстояло активно вводить олим-пиадную математику в школьное образование в родном городе. Когда в 1994 г. я ушёл из образования, решив, что невозможно ничего сделать в сложившейся в то время ситуации, уже на следующий день непостижимым образом оказался в образовании в новом статусе — преподавателя чисто олимпиадной математики. С тех пор вся моя педагогическая деятельность связана только с олимпиадной математикой.

.

Мероприятий, в которых я участвую, ежегодно организуется очень много — в основном это разного рода турниры новых командных математических игр и летние школы. Например, всё прошлое лето я провёл в разъездах — с двух-трёх-дневными перерывами между летними школами. Пять летних школ за один сезон — наверное, это рекорд для России. В Нижнем Новгороде главными событиями олимпиадной жизни стали уже традиционные Открытая Нижегородская городская математическая олимпиада школьников (в декабре 2008 г. прошла VI олимпиада) и Открытый Кубок Нижнего Новгорода (в марте 2009 г. проходит II Кубок).
— В 2007 году было утверждено новое Положение о Всероссийской олимпиаде школьников, и с прошлого года олимпиадни-ки страны стали жить в соответствии с этим Положением. На ваш взгляд, как это Положение повлияло на олимпиадное движение? Работа усложнилась, упростилась, или особых изменений не произошло?
— Прекрасно понимаю, почему вокруг этого Положения много различных споров. Но олимпиадная математика и олимпиады по математики — два независимо существующих явления. Раз в году участвуя в районной олимпиаде, школьники стараются пробиться на областную, чтобы потом кто-то из них, самый везучий, получил шанс пройти дальше. Получить диплом на Всероссийской олимпиаде способны лишь единицы — это почти профессиональный спорт со своими нюансами. То, что государство превратило Всероссийскую олимпиаду в форму поступления в ведущие вузы страны лучших олимпиадников, — ни хорошо, ни плохо. Олимпиады создавались не для поступления в вузы, поэтому олимпиадное движение будет продолжать жить своей самостоятельной жизнью.

В целом же новое Положение остановилось на полпути. Надо было идти дальше — предоставить победителям и призёрам главных (без обид для других предметов) Всероссийских олимпиад (математика, физика, информатика) возможность поступать в ведущие вузы страны на более широкий набор специальностей. Многие ребята поступают на мехмат вынужденно, как призёры Всероссийской олимпиады по математике, потому что в своё время им встретился преподаватель-математик и они активно участвовали именно в олимпиадах по математике. Но такой школьник мог бы стать в будущем специалистом совсем в другой области — физике, химии, генетике, лингвистике, медицине, космонавтике и т. д.

.

Как правило, ребята-олимпиадники одарены во многих областях. Поэтому искусственное ограничение возможности для поступления (а это происходит за счёт гарантированности поступления именно на математическую специальность) является огромным недостатком нынешнего Положения. Все остальные проблемы слишком раздуты — сравнили бы с жёсткостью олимпиад в советские времена. От всей России (без Москвы и Ленинграда) на Всесоюзную олимпиаду могли пройти всего 16 школьников — по 4 от четырёх зон. Причём в каждой зоне Всероссийской олимпиады места были жёстко регламентированы — первое, второе, третье и т. д. Поэтому я как участник тех жёстких олимпиад, когда ещё никаких льгот при поступлении не было, смотрю на сегодняшние проблемы спокойно.

— Мне рассказали, что вы постоянно занимаетесь с талантливыми школьниками. Подскажите, пожалуйста, где эти занятия проводятся? Много ли ребят занимается? Какова судьба ваших лучших учеников?
— Да, вся моя деятельность связана только с преподаванием олимпиадной математики. Сейчас это происходит в рамках деятельности Школы информационных технологий и математики при Центре довузовской подготовки в Нижегородском филиале ГУ-ВШЭ. В общей сложности в ней занимаются несколько сотен учащихся. Старшие из бывших учеников ещё только встают на ноги во взрослой жизни, но некоторые из них стали даже спонсорами сразу нескольких проектов олимпиадной математики.
— Не могли бы вы рассказать о математическом бое, состоявшемся 3 марта в ВШЭ. Как проводятся эти бои? Математика — наука индивидуальная, а бои — командное мероприятие. Не противоречит ли одно другому?
— 3 марта 2009 г. в НФ ГУ-ВШЭ состоялась первая (из десяти) игра II Открытого Кубка Нижнего Новгорода по математике. Это не математические бои, а разные по своим правилам математические игры. Они рассчитаны на развитие у школьников командных навыков работы. Подростки начинают ощущать себя частью одного большого коллектива. Они реально осознают, что защищают честь своей родной школы, а общий зачёт в Кубке осуществляется между школами. В индивидуальных олимпиадах защита чести школы уходит на второй план, главное — личное первенство участника.

.

Противоречия между индивидуальностью математики и командностью игры я не вижу, поскольку олимпиадная математика и методы решения задач, которым она учит, необходимы любому образованному человеку, а не только тому, кто свяжет себя с математикой. Тем более что прикладная математика является скорее командной, чем индивидуальной, формой интеллектуальной деятельности людей.
Фотографии с сайта Нижегородского филиала ГУ-ВШЭ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Связанные статьи

avatar
  Подписаться  
Уведомление о

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: