Присмотреть за детьми или съесть их и наделать новых?

1 апреля самцы наиболее злы

Озеро Матано, Сулавеси
Озеро Матано, Сулавеси (flickr.com)

Героем сегодняшней заметки остаётся мелкая яркая рыбка Telmatherina sarasinorum из озера Матано на острове Сулавеси. В прошлом номере мы узнали, что самцы этой рыбки поедают чужую икру, причём иногда ради этого они соблазняют самку другого вида, подделывая брачный танец самца. Это поведение вполне понятно с точки зрения эволюции и можно лишь порадоваться за изобретательность самцов T. sarasinorum. Однако если посмотреть на поведение этих самцов с самками своего вида, то окажется, что и икру собственного вида они не прочь съесть. Вот это уже странно. Давайте попробуем разобраться.

Эволюция филиального каннибализма (поедание своих детей) обусловлена энергетической дилеммой между поддержанием уже существующего потомства и будущим репродуктивным успехом (потомство, которое самец может оставить в будущем). Если по каким-то причинам самец решил, что будущий репродуктивный успех для него главнее, то существующий выводок может быть съеден полностью или частично, чтобы восстановить собственные силы. На решение самца влияют его физическое состояние, наличие свободных пар в округе, наличие еды и уверенность в отцовстве. Если родители не заботятся о своём потомстве (как наши рыбки), то главной переменной, от которой зависит решение самца, становится его уверенность в отцовстве.
В каком случае самец может быть не уверен в отцовстве? После того как самка выметывает икру, самец должен оплодотворить её, и если в это время поблизости крутится один-два других самцов, то есть повод задуматься: «А зачем я тут старался и танцевал перед самкой и отвоёвывал её в боях? Чтобы кто-то оплодотворил часть икры, которую самка отложила для меня? Лучше я всё съем и попробую с другой самкой. Может, тогда поблизости никого не будет, и вся икра будет оплодотворена мною».

Таким образом, чем больше самцов крутится рядом и пытается оплодотворить икру, добытую чужим трудом, тем чаще основной самец, победивший в соревновании за самку, поедает эту икру. Интересно, что самка может защищаться от такого эгоистичного поведения самца и хитрить: откладывать небольшое количество икры для проверки каннибалистического настроя самца – съест или не съест? Если не съедает, то порцию икры можно увеличить. Стоит также отметить, что поведение самцов и самок зависит от времени года, и в пик периода размножения, который попадает на 1 апреля, самцы совсем не занимаются каннибализмом, в связи с чем плавают голодные и злые, а самки откладывают им много крупной и рассыпчатой красной икры.

Константин Попадьин
По материалам статьи:
Gray et al. 2007. Cuckoldry Incites Cannibalism: Male Fish Turn
to Cannibalism When _Perceived Certainty of Paternity Decreases.
The American Naturalist 169 (2) 258-263.