Роль образования в построении стабильного гражданского общества

63N-44Уважаемая редакция!

В настоящее время сложно так или иначе не затронуть в своих письмах разворачивающийся глобальный кризис. Конечно, в нашей стране все не так плохо: народ в ответ на кризисные явления еще теснее сплачивается вокруг Партии и дуумвиров, и достигнутая ценой титанических усилий начальства общественная стабильность сохраняется. Но, надо признать, ситуация все равно более хреновая, чем у наших западных конкурентов: промышленное производство находится в состоянии свободного падения, число безработных увеличивается на 100 тысяч человек еженедельно, а инфляция за неполных два месяца уже составила 3,6%. Причины понятны, и о них хорошо сказала Эльвира Набиуллина: «Скорость распространения кризисных явлений – следствие системных проблем в сложившейся модели роста, которые не удалось решить в силу того, что они объективно требуют большего времени». Но я не о том, а о другом – о том, что могло бы случиться, если бы России не посчастливилось иметь столь мудрых президента и премьера в этот тяжелый для страны час?

Поскольку кризисы и тяжелые испытания неизбежны, а гарантий того, что всегда у руля будут столь мудрые руководители, нет, то необходимо думать о каких-то системных гарантиях стабильности вообще и о том, что может сделать в этом отношении система образования, в частности. На мой взгляд, тут есть несколько вариантов.

Первый вариант. Максимально упростить школьную программу, по возможности изгнав оттуда «гимнастику для ума» – математику и пр. (другой вариант, наоборот, состоит в том, чтобы переусложнить и бурбакизировать программу, что в сочетании с недостаточной компетентностью учителей даст тот же результат). На выходе получим неспособное думать большинство, легко поддающееся идеологической обработке и пропагандистскому воздействию. У этого варианта, однако, есть существенные минусы. Поддержание обороноспособности и построение инновационной экономики требуют наличия квалифицированной рабочей силы – это раз. А два – не-рассуждающее население, конечно, легко поддается правильному идеологическому воздействию, но нет гарантии, что в критический момент вражеская пропаганда не сможет оболванить его столь же эффективно, как наша собственная. Так что тут нельзя перегибать палку.

Второй вариант. Преподавание в школе истории России должно вестись таким образом, чтобы все правильные идеологемы закладывались в сознание ребенка годами и подтверждались множеством исторических примеров и фактов. Гражданин России должен знать, что Россия издревле по объективным причинам идет особым путем, что наша страна исторически вынуждена существовать во враждебном окружении и нет шансов, что в обозримом будущем тут что-то изменится. Этот вариант очень разумен и, нужно отдать должное, реализуется достаточно последовательно уже давным-давно, если не считать периода идеологических метаний 90-х годов прошлого века.

Однако достаточно ли этого? Считаю, что нет. Сами по себе правильные идеологические установки еще не способны сделать смотрящего MTV и жующего попкорн подростка склонным к долготерпению, жертвенности, уважению начальства и прочим нашим исконным идеалам. Необходимо внедрять в сознание детей категорические императивы, заставляющие человека быть смиренным и терпеливым. На что тут можно опереться? Ответ очевиден – на религию, которая учит этому. Человек не должен роптать под гнетом трудностей, он должен понимать, что невзгоды и кризисы – это не плод некомпетентного управления, а наказание за грехи наши, за лень, пьянство, безответственность и т.д.

Если каждый человек вдобавок к правильной идеологической ориентации будет понимать, что ему следует безропотно нести свой крест, то никакой угрозы общественной стабильности не будет в принципе. Поэтому крайне важным представляется введение в школах уроков духовно-нравственной культуры. И тут, нужно признать, министерство образования и науки до последнего времени явно недорабатывало. Тем приятнее видеть первые, хотя и робкие шаги в этом направлении: недавно было объявлено, что государство будет признавать богословские ученые степени и звания. Конечно, отсюда еще очень далеко до преподавания закона Божьего в школах, но есть надежда, что постепенно, лицензируя и сертифицируя, государство откроет дорогу в систему образования священнослужителям.

Да, я знаю, что многие наши коллеги категорически против, но поймите, друзья, дело здесь вовсе не в религии и не в персональном отношении к ней кого-либо! Дело в решении важной государственной задачи – обеспечении общественной стабильности, несмотря ни на что. Наше с вами дело – верить или не верить, но мы не должны препятствовать шагам по построению в нашей стране суверенного и стабильного гражданского общества.

Иван Экономов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

 См. также:

  • Михаил Павловец01.12.2020 Зачем нужно сочинение по математике? 24 ноября 2020 года в МИА «Россия сегодня» прошла пресс-конференция, на которой президент РАН Александр Сергеев и ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов объявили, что Всероссийский чемпионат сочинений «Своими словами», одним из инициаторов и организаторов которой является Выш­ка, пройдет при поддержке Российской академии наук. Пресс-конференции предшествовало совещание, на котором профессора и члены РАН обсуждали с инициаторами нового интеллектуального испытания для школьников возможные аспекты поддержки и сотрудничества… Но о чем идет речь?
  • Рис. В. Подвицкого17.11.2020 Уйти нельзя работать Куда поставить запятую? Для учителей в знаковом сегодня возрасте 60+ — вопрос весьма актуальный… Есть профессии, для которых существует, помимо общего возраста выхода на пенсию, понятие «пенсия по выслуге лет». Как ни странно, кроме военнослужащих и работников правоохранительных органов, пенсия по выслуге пока еще положена и учителям. Недавняя пенсионная реформа выслугу для учителей сохранила, однако с интересной оговоркой.
  • Рис. М. Смагина03.11.2020 Выбор ребенка Время от времени разумные дети или их обеспокоенные родители задают мне вопрос: чем заниматься, куда поступать, к чему готовиться и т. п. Формулировка вопроса может быть туманна, но по сути их интересует следующее: инженерия или наука, какая инженерия и какая наука, куда поступать. Поскольку я преподаю физику, от меня ждут ответа, ассоциированного с физикой. Проще начать отвечать на последний вопрос — «куда поступать?».
  • С. А. Григорьев. Первые слова. 1971 год22.09.2020 О статусе учителя «…Вот две школы. Одна помещается в удобном, светлом и теплом здании; прекрасно обставлена в учебном отношении; между тем она не пользуется симпатиями населения, а учебное дело в ней поставлено слабо. Другая школа ютится в жалком помещении. Нет в ней ни книг, ни пособий в таком изобилии, как в первой — и все-таки ею все довольны: и родители, и дети, работающие здесь с увлечением, оживленно и успешно. Оказывается, есть разница в условиях существования этих училищ: первое обыкновенно находится в руках неспособного, неопытного или равнодушного к своим обязанностям человека; а во главе второго стоит энергичный, сведущий и любящий свое дело учитель»… Тривиальная, казалось бы, мысль. Еще бы: это цитата из доклада А. Г. Платонова «Учительский вопрос нашей народной школы». Доклад был прочитан на Первом общеземском съезде по народному образованию, в 1911 году. Без малого сто двадцать лет прошло, однако актуальности мысль Платонова не […]
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: