8 марта исполняется 95 лет со дня рождения Якова Борисовича Зельдовича

Рисунок В.Липунова

Это один из тех людей, которые сформировали современное лицо российской физики, не потерянное до сих пор. Еще до войны провел расчет цепной ядерной реакции (вместе Ю.Б. Харитоном). Играл одну из ключевых ролей в создании атомной и водородной бомб. Выдвинул ряд важнейших идей в области астрофизики и космологии. Например, про природу квазаров (аккреционные диски), происхождение первичных возмущений плотности Вселенной, образование крупномасштабной структуры. Обладал фантастической научной интуицией и работоспособностью. Его школа, «размножившись» на несколько школ-потомков, до сих пор доминирует в российской космологии и играет огромную роль в астрофизике. Его ученики и ученики учеников являются одними из самых эффективных российских ученых, если судить по объективным показателям типа индекса цитируемости.

• «Водородную бомбу мы сделали раньше американцев»07.11.2017 «Водородную бомбу мы сделали раньше американцев» Задумываться над тем, чтобы написать книгу об истории создания атомной бомбы и о получении советскими шпионами американо-британских секретов создания такой бомбы, я начал, еще живя в СССР. Несколько причин подтолкнули меня к этой мысли. Я знал лично многих ведущих физиков, работавших в советском атомном проекте. Мой старший брат был физиком-ядерщиком. Я сам волею судьбы неожиданно в 1957 году познакомился с крупнейшим советским физиком-теоретиком, будущим нобелевским лауреатом академиком И. Е. Таммом, несколько лет трудившимся в коллективе разработчиков советского атомного оружия.
  • Игорь Новиков: первопроходец «кротовых  нор» и черных дыр17.11.2015 Игорь Новиков: первопроходец «кротовых нор» и черных дыр Черные дыры, «кротовые норы», реликтовое излучение, машина времени — эти понятия знакомы широкому кругу людей, достаточно далеких от науки. Всё вышеперечисленное так или иначе ассоциируется с деятельностью Игоря Дмитриевича Новикова, которому 10 ноября исполнилось 80 лет. Мы не будем пересказывать его биографию, лучше сосредоточимся на его интересных работах и идеях. Список книг, написанных юбиляром, и список полученных им регалий даны в конце очерка.
  • Один из нас12.03.2013 Один из нас В самом конце января Координационный совет Санкт-Петербургского союза ученых принял решение о создании рабочей группы по сохранению научного наследия Владилена Евгеньевича Кипяткова.
  • Стенд miniSPD. Фото из архива А. Гуськова14.10.2020 Дни SPD в Дубне. Итоги В ОИЯИ завершился цикл дистанционных мероприятий, получивший название «Дни SPD в Дубне», посвященный развитию проекта Spin Physics Detector на строящемся в институте коллайдере NICA. Открыли цикл 15 сентября вебинар, на котором проект SPD представили потенциальным новым участникам, и круглый стол, где обсудили предполагаемое дальнейшее сотрудничество. 30 сентября началось двухдневное рабочее совещание «Глюонная составляющая протонов и дейтронов на SPD», а еще через неделю последовало совещание «Физическая программа первого этапа эксперимента SPD». Руководитель проекта SPD Алексей Гуськов рассказал Яну Махонину о ходе и итогах Дней SPD.