Магеллановы облака

Магел­ла­но­вы Обла­ка, Боль­шое и Малое, – спут­ни­ки нашей Галак­ти­ки. Нахо­дят­ся доволь­но близ­ко к нам – 50 (Боль­шое) и 60 (Малое) кило­пар­сек – и близ­ко друг к дру­гу. Для срав­не­ния: диа­метр дис­ка нашей Галак­ти­ки – око­ло 30 кило­пар­сек. Магел­ла­но­вы обла­ка вме­сте на поря­док мень­ше нашей Галак­ти­ки по чис­лу звезд и по све­ти­мо­сти (по мас­се раз­ни­ца еще боль­ше, за счет тем­ной мате­рии). Одна­ко там мож­но уви­деть мно­го инте­рес­но­го, в том чис­ле и тако­го, что труд­но уви­деть в сво­ей окрест­но­сти: диск Галак­ти­ки силь­но запы­лен, и боль­шая его часть недо­ступ­на для опти­че­ских теле­ско­пов. В част­но­сти, там вид­ны гигант­ские туман­но­сти – газо­во-пыле­вые ком­плек­сы, в кото­рых рож­да­ют­ся ярчай­шие скоп­ле­ния моло­дых мас­сив­ных звезд. Сним­ки их силь­но умень­шен­ных, близ­ких к нам ана­ло­гов пуб­ли­ко­ва­лись в «Тро­иц­ком вари­ан­те» № 18.

В этих газо­во-пыле­вых ком­плек­сах все то же самое: двух­фаз­ная сре­да (холод­ный плот­ный газ с пылью и горя­чий све­тя­щий­ся газ) с кон­тра­стом плот­но­сти и тем­пе­ра­ту­ры в два-три поряд­ка вели­чи­ны, при­чуд­ли­вые фор­мы из-за выеда­ния холод­ной фазы уль­тра­фи­о­ле­том звезд, нако­нец, ярчай­шие скоп­ле­ния моло­дых мас­сив­ных звезд, родив­ших­ся в ком­плек­се.

массивных звезд, родившихся в комплексе. . ■*»'. ■ *•»'.? а,-•» . •• ■ > •• ' ; J - Ш’ у-:	V:, л V. . " ■* . / м Гигантский (70x50 парсек) газово-пылевой комплекс Тарантул (30 Золотой рыбы) в Большом Магеллановом Облаке. В центре - ярчайшее звездное скопление R136 возрастом всего 2 миллиона лет. Всего в нем около тысячи звезд, среди них десятки гигантов массой порядка сотни масс Солнца.

мас­сив­ных звезд, родив­ших­ся в ком­плек­се.
Гигант­ский (70×50 пар­сек) газо­во-пыле­вой ком­плекс Таран­тул (30 Золо­той рыбы) в Боль­шом Магел­ла­но­вом Обла­ке. В цен­тре – ярчай­шее звезд­ное скоп­ле­ние R136 воз­рас­том все­го 2 мил­ли­о­на лет. Все­го в нем око­ло тыся­чи звезд, сре­ди них десят­ки гиган­тов мас­сой поряд­ка сот­ни масс Солн­ца.

Фотография того же комплекса, сделанная космическим телескопом «Спитцер» в инфракрасном диапазоне. Здесь приглушен свет звездного скопления и выделено излучение пыли. Четко видны три огромных пузыря, оставшихся от трех вспышек звездообразования. Пузыри выдуваются звездным ветром и вспышками сверхновых. На пересечении стенок этих трех пузырей и возникло молодое скопление R136. Туманность NGC602 в Малом Магеллановом Облаке. Звезды, родившиеся в огромном газово-пылевом облаке, испарили его сердцевину. Слева - еще одно скопление, видимо, постарше, так что вся пыль вокруг уже испарена. Слева внизу сквозь туманность просвечивает аккуратная спиральная  галактика.

Фото­гра­фия того же ком­плек­са, сде­лан­ная кос­ми­че­ским теле­ско­пом «Спит­цер» в инфра­крас­ном диа­па­зоне. Здесь при­глу­шен свет звезд­но­го скоп­ле­ния и выде­ле­но излу­че­ние пыли. Чет­ко вид­ны три огром­ных пузы­ря, остав­ших­ся от трех вспы­шек звез­до­об­ра­зо­ва­ния. Пузы­ри выду­ва­ют­ся звезд­ным вет­ром и вспыш­ка­ми сверх­но­вых. На пере­се­че­нии сте­нок этих трех пузы­рей и воз­ник­ло моло­дое скоп­ле­ние R136.

Газово-пылевой комплекс NGC2074, по соседству с Тарантулом.

Газо­во-пыле­вой ком­плекс NGC2074,
по сосед­ству с Таран­ту­лом.

Туманность NGC602 в Малом Магеллановом Облаке. Звезды, родившиеся в огромном газово-пылевом облаке, испарили его сердцевину. Слева - еще одно скопление, видимо, постарше, так что вся пыль вокруг уже испарена. Слева внизу сквозь туманность просвечивает аккуратная спиральная галактика.

Туман­ность NGC602 в Малом Магел­ла­но­вом Обла­ке. Звез­ды, родив­ши­е­ся в огром­ном газо­во-пыле­вом обла­ке, испа­ри­ли его серд­це­ви­ну. Сле­ва – еще одно скоп­ле­ние, види­мо, постар­ше, так что вся пыль вокруг уже испа­ре­на. Сле­ва вни­зу сквозь туман­ность про­све­чи­ва­ет акку­рат­ная спи­раль­ная галак­ти­ка.

Туман­ность NGC346 в Малом Магел­ла­но­вом обла­ке.

Сним­ки кос­ми­че­ско­го теле­ско­па «Хаб­бл» доступ­ны по адре­су http://www.stsci.edu в виде хоро­шо систе­ма­ти­зи­ро­ван­но­го аль­бо­ма. Они откры­ты для неком­мер­че­ско­го исполь­зо­ва­ния.

Поло­су под­го­то­вил Борис Штерн