Планетарные туманности на новогоднюю ёлку

«Планетарная туманность» — термин, по сути ошибочный, но прижившийся, означающий облако газа и пыли вокруг отгоревшей звезды. Некоторые из них имеют форму кольца, поэтому когда-то решили, что это — рождающиеся планетные системы. Оказалось наоборот — умирающие звезды.

Когда водород в обычной звезде типа Солнца прогорает, ее ядро сжимается, разогревается из-за сжатия, и в нем включаются другие ядерные циклы, в частности тройная гелиевая реакция, дающая углерод. Энерговыделение сильно возрастает, и под давлением излучения внешние слои звезды распухают: сначала образуется красный гигант, затем оболочка рассеивается в пространстве. В этот момент мы и наблюдаем планетарную туманность.

Одна из ближайших к нам - туманность Улитка (англоязычное название - Helix). Поскольку снимок сделан с хорошим разрешением (точнее, это мозаика снимков), даем его крупным планом. Звездочка в центре - горячее ядро звезды, превращающееся в белый карлик. Бурое кольцевое облако - остывшее вещество звезды, частично конденсировавшееся в пыль.Излучение звезды испарило всю пыль и ионизовало газ в центре, остались только плотные комки, принявшие под действием излучения форму комет. Планетарные туманности сильно отличаются друг от друга, но есть повторяющиеся типы и особенности: «перетяжки» в экваториальной плоскости и симметричные «пузыри» (Кальмар, Бабочка, Клещ, Муфта); вездесущие джеты (струи) вдоль оси вращения (Кошкин глаз, Карамель, Киви); вложенные друг в друга несимметричные пузыри, свидетельствующие о нестационарности истечения вещества (Кошкин глаз, Карамель, Эскимос); «кометы» из плотных газово-пылевых облаков (Улитка, Эскимос, Глаз); некоторые особенности и формы (например, Кристалл) совершенно загадочны.
Одна из ближайших к нам — туманность Улитка (англоязычное название — Helix).
Поскольку снимок сделан с хорошим разрешением (точнее, это мозаика снимков), даем его крупным планом. Звездочка в центре — горячее ядро звезды, превращающееся в белый карлик.
Бурое кольцевое облако — остывшее вещество звезды, частично конденсировавшееся в пыль.Излучение звезды испарило всю пыль и ионизовало газ в центре, остались только плотные комки, принявшие под действием излучения форму комет.
вездесущие джеты (струи) вдоль оси вращения (Кошкин глаз, Карамель, Киви);
«кометы» из плотных газово-пылевых облаков (Улитка, Эскимос, Глаз);
некоторые особенности и формы (например, Кристалл) совершенно загадочны.

Клещ

Пол-лимона

Глаз

Кошкин глаз

Лимон

Названия туманностей (кроме: Улитка, Кошкин глаз, Эскимос) придуманы автором ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО для данной страницы, их настоящие названия выглядят как NGC 48521 и т.п.

Полосу подготовил Борис Штерн

Снимки космического телескопа «Хаббл» доступны по адресу http://www.stsci.edu в виде хорошо систематизированного альбома. Они открыты для некоммерческого использования.

• Величайший вояж29.08.2017 Величайший вояж Прошло сорок лет со дня старта «Вояджеров», отправившихся в свой великий поход. Первым, 20 августа 1977 года, был запущен «Вояджер-2», а 5 сентября полетел «Вояджер-1». Эпитет «великий» в данном случае не преувеличение. В изучении Солнечной системы «Вояджерам» до сих пор нет равных. Они принесли нам своего рода прозрение. Мы впервые увидели ВСЕ планеты-гиганты крупным планом, их кольца, их разнообразные удивительные спутники — миры, о которых до того люди имели лишь самое общее представление.
  • Плутон: в час по чайной ложке06.10.2015 Плутон: в час по чайной ложке Сближение автоматической межпланетной станции New Horizons с Плутоном состоялось 14 июля 2015 года, однако передача изображений с максимальным разрешением была остановлена 20 июля и возобновилась только 5 сентября. Теперь каждую неделю NASA радует нас очередной порцией удивительных фоток. Предполагается, что 50 Гбит собранной информации будут передаваться по крайней мере до конца 2016 года.
  • «Новые горизонты»: в ожидании второго открытия системы Плутона16.06.2015 «Новые горизонты»: в ожидании второго открытия системы Плутона Научный мир с нетерпением ждет приближения автоматической межпланетной станции NASA «Новые горизонты» к Плутону, который еще при запуске аппарата в январе 2006 года считался планетой. Сближение на 10 000 км произойдет совсем скоро, 14 июля 2015 года…
  • Топ-10 научных открытий в окрестностях Сатурна за 2014 год24.02.2015 Топ-10 научных открытий в окрестностях Сатурна за 2014 год Миссии «Кассини» (Cassini) в окрестностях Сатурна идет второй десяток лет. За это время одних сближений с Титаном случилось более сотни. Объем научной информации и количество открытий огромно, поэтому каждый год сотрудники Лаборатории реактивного движения NASA публикуют список самых важных научных достижений Cassini за предыдущий год. Не стало исключением и начало этого года.