Итоги

173Американский журнал Time помимо публикации списка 10 лучших новостей года, 10 лучших фотографий года, 10 важнейших прорывов в медицине, 10 лучших высказываний политиков и др. составил 10 самых главных научных открытий года. В этот топ-лист вошли следующие события.

1. Запуск Большого адронного коллайдера

10 сентября года состоялся первый запуск крупнейшего в мире ускорителя элементарных частиц. 21 сентября в Европейской организации по ядерным исследованиям (ЦЕРН) состоялась официальная церемония открытия БАКа. Праздник по поводу пуска коллайдера был омрачен рядом поломок. Последняя авария, произошедшая 19 сентября 2008 г., привела к механическим повреждениям внутри сверхпроводящих электромагнитов, выбросу значительного объема гелия в туннель БАКа и гашению тока сразу в сотне магнитов. Как сообщается в блоге физика Игоря Иванова на сайте «Элементы.ру», ожидается, что к середине февраля 2009 г. будут закончены ремонтные работы непосредственно в туннеле, к концу марта будут доустановлены починенные или новые магниты. К середине мая 2008 г. будет восстановлена вся инфраструктура коллайдера. Затем последует охлаждение коллайдера до рабочей температуры, так что ожидается, что к концу июня 2009 г. ускоритель будет готов к новым электрическим тестам магнитов.

2. Исследование северного полюса Марса

26 мая г. по московскому времени американский зонд «Феникс» (Phoenix Mars Lander) совершил успешную посадку на Марс вблизи его северного полюса и начал исследовать ранее недоступный регион «красной» планеты. Образцы, добытые «Фениксом», должны дать ответ на вопрос о том, содержится ли там какая-нибудь органика и можно ли говорить о присутствии жизни на Марсе, если не в наше время, то хотя бы в отдаленном прошлом.

3. Создание первой синтетической формы жизни

Американский генетик Крейг Вентер (J. Craig Venter) и его коллеги создали первую в мире полностью искусственную хромосому. По сути, это открытие означает настоящую революцию в биологии, ведь теперь генетики смогут создавать новые формы жизни, не существующие в природе. «Это еще не победа, а только шаг к ней, но если дальнейшие эксперименты пройдут успешно, то мы выйдем на новый уровень развития биологии: фактически мы сможем создавать хромосомы заданного типа для выполнения конкретных задач», — заявил Вентер в интервью журналу «Огонек».

4. Выход китайских космонавтов в открытый космос

27 сентября г. офицер китайских ВВС Чжай Чжиган стал первым китайцем, вышедшим в открытый космос. Космическая прогулка продлилась чуть более получаса, после чего оба тайкунавта вернулись в свой корабль. Китай стал третьей страной вслед за Россией и США, освоившей открытый космос. В планах Китая отправить первого тайкунавта на Луну к 2020 г.

5. Число горилл в Конго много больше, чем ожидалось

Как показали исследования Общества по защите дикой природы (Wildlife Conservation Society), число западных равнинных горилл в лесах и болотах Республики Конго в два раза больше, чем ожидалось, — эти места стали домом для 125 тыс. животных. В то же время война в соседней Демократической республике Конго (бывшем Заире) проникла и в Вирунгский национальный парк, угрожая жизни около 350 горных горилл — половины всего поголовья ныне живущих горилл этого вида.

6. Открытие новых экзопланет

Первые планеты, вращающиеся вокруг звезд вне Солнечной системы, так называемые «экзопланеты» были найдены в 1995 г. В июне г. швейцарский астроном Мишель Мейор (Michel Mayor) из Женевской обсерватории открыл еще 45 маленьких экзопланет, только одна из которых оказалась в 4.2 раза больше Земли (ее ученые теперь неофициально называют «суперЗемлей»). В ноябре двум командам астрономов из США и Канады удалось получить фотографии 4-х экзопланет — первые изображения неземных миров в видимом свете в оптическом диапазоне, до этого ученым удавалось получать фотографии далеких планет только в инфракрасном свете.

7. Создание «плаща-невидимки»

Исследователи Университета Калифорнии в Беркли объявили о создании «плаща-невидимки». Используя нановолокна, идущие внутри пористой алюминиевой трубки, они создали полотно в 10 раз тоньше листа бумаги, что позволило им завернуть предмет в этот материал и пустить световые волны вокруг него, делая объект практически невидимым. Журналисты Time отмечают, что маскирующее покрытие так хрупко, а его цена настолько высока, что говорить о каком-то практическом использовании пока невозможно. «Однако мы теперь живем в мире, где невидимость уже возможна».

8. Расшифровка 80% генома мамонта

В ноябре г. профессор биохимии и молекулярной биологии из Пенсильванского университета (США) Стивен Шустер (Stevan Schuster) объявил о том, что его исследовательской группе удалось расшифровать геном мамонта на 80%. Теперь это древнее животное стало самым генетически изученным вымершим видом.

9. «Научная неграмотность» населения США

Только 25% жителей США, т.е. каждый четвертый американец, обладают «общегражданской научной грамотностью» (civic scientifically literate), т.е. в состоянии прочесть и понять статьи из научного раздела газеты The New York Times. Журналисты Time отмечают, что подобное исследование в Китае, напротив, продемонстрировало очень высокие показатели научной грамотности среди китайского населения.

10. Нахождение самой древней семьи

В центральной Германии, на территории федеральной земли Саксония-Анхальт, обнаружено человеческое захоронение, сделанное 4600 лет назад. В нем были найдены останки взрослой женщины, мужчины и их детей — мальчиков 8-9 и 4-5 лет, погибших, по-видимому, насильственной смертью, о чем свидетельствуют раны на теле людей. Анализ ДНК подтвердил, что все четверо принадлежали одной семье.

По материалам журналов Time и «Огонек», сайтов «Полит.ру» и «Элементы.ру»