Научно-популярный журнал для химиков должны делать химики

ТрВ обратился к создателям нового электронного журнала «Химия и химики» (chemistryandchemists.narod.ru) с предложением рассказать о своем проекте. О целях и задачах этого научно-популярного издания рассказывает один из его главных редакторов, канд. хим. наук Владимир Витер.

Многие годы химики были хорошо обеспечены научно-популярной и учебной литературой. Несмотря на все трудности, выходили увлекательные книги для школьного возраста, издавалось несколько хороших научно-популярных журналов. Написанные много десятилетий назад учебники до сих пор остаются одними из лучших. В крупных городах работали секции юных химиков. Но с конца 1980-х ситуация стала резко меняться, и далеко не в лучшую сторону. В результате относительное изобилие переросло в острую нехватку. Резко упало качество новых учебников, в частности, школьных. Сложилась ситуация, когда единственная возможность самостоятельно выучить химию – использовать старые (частично устаревшие) книги, изданные до начала 80-х. Знающие педагоги именно так и рекомендуют поступать. К счастью, хорошие книги продолжают выходить, но их явно не достаточно.

Обложка журнала №4 зв 2008 год.

Аналогично обстоит дело и с научно-популярной периодикой. Опуская подробности, скажу, что возникла потребность в журнале для химиков и всех, кто интересуется этой наукой. Постепенно родилась идея создать такой журнал в электронном виде: ведь аналогичные издания существуют у представителей других специальностей, а чем мы, химики, хуже? Кому-то надо было начать. Главными целями нашего журнала являются популяризация химии и распространение химических знаний. Издание рассчитано как на специалистов, так и на широкий круг читателей. Мы планируем давать много информации из области практической химии, в том числе и ту, которая редко попадает на страницы книг и журналов. Кроме чисто химической направленности планируется уделить внимание и другим наукам.

По ряду причин популяризировать химию значительно легче, чем, скажем, математику, механику или технологию. Тут очень помогают занимательные опыты, красочные фото- и видеоматериалы и, конечно, пиротехника. Как показывает практика, для большинства увлечение химией началось именно с нее.

Не лишним будет вспомнить, что положение отрасли сильно зависит от того, насколько она способна обеспечить быструю прибыль. Для химии путь от научных разработок до массового производства оказался более коротким по сравнению со многими другими науками. Особенно ощутимым данное обстоятельство стало после перехода на рыночные отношения. Важным является и то, что у нас практически не было «мирной химии». Большинство химических производств в той или иной мере были ориентированы на военную область. А на неё средств не жалели. Не удивительно, что популяризация химии оказалась в лучшем положении по сравнению с популяризацией многих других наук. Например, химики имеют четыре полноценных научнообразовательных форума плюс разделы «химия» в нескольких общенаучных форумах. Представители многих других дисциплин, к сожалению, таким похвастать не могут.

Но есть и очень серьезные трудности. Во многих школах детям «успешно» прививают отвращение к химии – раз и на всю жизнь. Причин довольно много: и плохо составленная программа, и неудовлетворительное качество учебников, и низкая квалификация учителей. Многие из них преподают химию по совместительству, даже не скрывая своего негативного отношения к предмету. Что же после этого ожидать от учеников? Не раз приходилось наблюдать, когда дети, которые еще полгода назад с нетерпением ждали урока химии (будут показывать опыты!), теперь смотрели на предмет с отвращением. В результате весьма благоприятной можно считать ситуацию, когда химию знают один-два ученика на класс.

Следует также упомянуть следующее: в массовом сознании был создан стереотип, что «искусственное» (оно же «химия») – это непременно плохо, вредно и опасно. Зато «природное», «натуральное», «естественное» – это всегда хорошо. Люди очень быстро забыли, что века постоянных эпидемий, неурожаев и голода закончились лишь благодаря достижениям химии. В средневековой Европе целые села гибли от зерна, зараженного грибком (спорыньей), а города опустошались эпидемиями чумы, холеры и дизентерии. Не лишним будет упомянуть, что использование натурального меха и душистых веществ поставило на грань вымирания много видов животных, а плантации натуральных специй превращали в рабов целые народы. И только благодаря достижениям современной науки, в частности химии, данные проблемы удалось решить. К сожалению, далеко не полностью.

комикс с сайта Siraze Chemistry Club (www.siraze.net/chemistry/)

Важной целью журнала также является борьба с псевдонаукой. Данную проблему можно решать двояко. Во-первых, не надо стесняться говорить, что черное – это черное, а белое – это белое. Тот, кто хочет быть обманут, – всегда будет обманут, но ведь многие люди верят в недостоверную информацию лишь в силу отсутствия альтернативы. Другим эффективным способом борьбы с лженаукой является распространение научных знаний. Умных и знающих людей не так-то просто ввести в заблуждение.

Хотелось бы сказать несколько слов о разновидностях псевдонауки. Мистика и откровенное надувательство являются одним из самых безобидных её проявлений. Наиболее опасна та псевдонаука, которая попала на страницы научных и даже академических изданий. Кроме прямого есть еще и косвенный ущерб, ведь какой после этого спрос с тех авторов, которые пишут довольно слабые научные работы. Существует мнение, что данное положение вещей сформировалось в постсоветские годы. Однако это не совсем так: академическая псевдонаука прочно уходит своими корнями к Т.Д.Лысенко и его последователям. Теперь несколько слов собственно про журнал. В данный момент его редакторами являются два человека, которые работают научными сотрудниками. По образованию оба – химики: один из нас окончил Киевский национальный университет, другой – Киевский политехнический институт. Частично помогают коллеги из разных городов.

Журнал выходит без соблюдения строгой периодичности – по мере накопления материала и наличия у нас свободного времени. Такая ситуация имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, совмещать научную работу с работой над журналом не так-то просто. Это требует большой затраты времени и сил. Но, с другой стороны, работая химиком, контактируя с химиками, помимо воли чувствуешь проблемы и потребности людей нашей специальности. Часто даже не особо приходилось ломать голову над содержанием очередного номера – достаточно было взять блокнот и две-три недели записывать потребности, проблемы, факты, о которых узнаешь от коллег, идеи, которые рождаются в процессе или в результате общения. Способы общения тоже могут быть разными (вживую или через Интернет).

Мы считаем, что журнал для химиков должны делать химики. И тут ничего не поделаешь: это банальная необходимость, а не профессиональный эгоизм. В противном случае возникает опасность отсутствия связи с реальным положением дел в отрасли. Мы очень рассчитываем на поддержку коллег. Получится ли что-то хорошее из данного проекта, покажет время.

О редакции журнала «Химия и химики»: Владимир Николаевич Витер, канд. хим. наук, защитил диссертацию по неорганической химии фосфатов в 2005 году. Александр Викторович Зубко на данный момент готовит диссертацию по химии природных вод. Они оба -научные сотрудники в химических институтах НАН Украины, занимаются исследовательской работой.

Владимир Витер