Зачем нужны ленивые самцы?

Сегодня мы попытаемся оправдать аморальное поведение самцов большинства видов животных, где самец не вкладывает в потомство ничего, кроме генов. Возможно, что тот единственный вклад, который они делают, должен быть очень ценным. Но чем именно гены могут быть хороши?

Гены могут нести больше или меньше вредных мутаций, и, соответственно, чем меньше вредных мутаций, тем лучше – потомство от такого самца будет более здоровым, умным и красивым, и в конце концов самка, сделавшая правильный выбор (угадавшая, у какого самца меньше вредных мутаций), будет иметь больше детей, внуков и внучек… Самка же, сделавшая неправильный выбор, либо вообще не будет иметь потомства, либо потомство будет менее полноценным.

Таким образом, способность самок угадывать качество генов самцов должна поддерживаться естественным отбором.

Как самке определить качество генов самца?

Я уверен, что большинство читателей ответит – это элементарно, надо взять пробу ДНК у самца, отсеквенировать его полный геном, сравнить с геномами других самцов и оценить число вредных мутаций. Вот и всё! В принципе я должен согласиться, поскольку это правильный и серьёзный подход к серьёзному делу, однако, во-первых, я напомню читателям, что раньше такой возможности не было, а во-вторых, в данной заметке мы о(б)суждаем всех ленивых самцов, а не только человеческих. Поэтому давайте найдём способ попроще, подешевле и поуниверсальнее. Если у самки есть время на выбор, то она может смотреть на все признаки окружающих её самцов: вкусно ли они пахнут, как часто они болеют, как быстро они бегают, плавают, летают, хорошо ли они умеют добывать корм, деньги, есть ли у них чувство юмора. В итоге для каждого самца высчитывается некая общая оценка, определяющая его статус для данной самки, и именно эта оценка должна коррелировать с качеством генов. Какие признаки более важны в этом выборе, а какие признаке менее важны – это сложный вопрос, требующий отдельного изучения, а сейчас нам важнее узнать то, как решается проблема выбора у самок с коротким сезоном размножения, когда нет достаточного времени для наблюдений, а хочется сразу узнать суммарную оценку каждого самца.

Если самка будет руководствоваться каким-то одним признаком, например скоростью полёта, то самцы скоро узнают это и начнут обманывать – гены плохие, а летать умеют быстро (пусть всё разваливается на лету, пусть ходить уже не может, зато формально подходит в хорошие женихи). Но самок просто так не обманешь: чтобы такие признаки было невозможно подделать, они решили обращать внимание только на вредные признаки, которые если и подделает самец с плохими генами, то вряд ли выживет вообще. Такие признаки, как рога, яркая окраска оперения, громкие песни, длина хвоста у павлинов…, делают самцов более заметными и более уязвимыми для хищников, поэтому все эти признаки являются настоящим маркером качества генов. Только по-настоящему хороший самец с очень хорошими генами сможет обзавестись таким вредным признаком, который нравится самкам, и при этом выжить.

Возвращаясь к основному вопросу нашей заметки, сделаем вывод, что ленивые самцы позволяют самкам по их внешнему виду выбрать среди них наиболее качественных, так что качество генов их детей будет компенсировать всё их безделье. В качестве домашнего задания я предлагаю читателям подумать о том, какой признак является маркером качества генов у человека. В качестве подсказки смотрите фото: на одной строке находятся самцы с более качественными генами, а на другой – с менее качественные. Ответ обсудим в следующем номере. Успехов!

Константин Попадьин