Кризис жанра

Вез­де кри­зис. Или раз­го­во­ры о нем. Или стра­хи. В бюд­же­те Ака­де­мии наук зар­пла­та сотруд­ни­ков – не та ста­тья рас­хо­дов, на кото­рой мож­но сэко­но­мить, но уж, конеч­но, денег нам не при­ба­вят. Тем вре­ме­нем за деся­ток при­ми­тив­ных таб­ле­ток, кото­рые, одна­ко же, мне необ­хо­ди­мы, в мае это­го года я запла­ти­ла 8 руб. 25 коп, а в нояб­ре – 35 руб. …

«Эхо Моск­вы» четы­ре раза в день пред­ла­га­ет мне послу­шать оцен­ки экс­пер­тов в новой руб­ри­ке «Кре­дит дове­рия». Чем боль­ше слу­шаю, тем мень­ше дове­ряю – не «Эху», разу­ме­ет­ся, а власть иму­щим.

Одна­ко недо­ве­рие как тако­вое, как уста­нов­ка, тем более как чер­та харак­те­ра мне в выс­шей сте­пе­ни несвой­ствен­но и пото­му осо­бен­но трав­ма­тич­но. Есть такое социо­ло­ги­че­ское поня­тие – ради­ус дове­рия. В обще­ствах с «про­те­стант­ской эти­кой» (не буду здесь уточ­нять совре­мен­ную трак­тов­ку тер­ми­на Мак­са Вебе­ра) ради­ус дове­рия велик и захва­ты­ва­ет – пусть в иде­а­ле – всех моих сограж­дан, вопло­ща­ясь в чув­стве общ­но­сти судь­бы, эмпа­тии и доб­ро­же­ла­тель­но­сти.

Обще­ство с ради­у­сом дове­рия, огра­ни­чен­ным семей­ным кру­гом, – это обще­ство бед­ное, ригид­ное, закры­тое для сотруд­ни­че­ства и в общем рав­но­душ­ное к Дру­гим.

Атмо­сфе­ра все­об­ще­го недо­ве­рия, порож­да­е­мая стра­ха­ми и ожи­да­ни­я­ми худ­ше­го, страш­на уже сама по себе: по сво­ей зло­ка­че­ствен­но­сти она опе­ре­жа­ет пря­мой эко­но­ми­че­ский ущерб, бло­ки­руя душев­ное рав­но­ве­сие и спо­соб­ность к духов­ным уси­ли­ям.

Понят­но, напри­мер, что про­све­ти­тель­ство как тако­вое, т.е. как дея­тель­ность, изна­чаль­но адре­со­ван­ная всем, пред­по­ла­га­ет боль­шой ради­ус дове­рия и не обя­за­тель­но арти­ку­ли­ру­е­мую, но от это­го не менее несо­мнен­ную опти­ми­стич­ную ори­ен­та­цию на общее бла­го.

Как пра­ви­ло, про­све­ти­тель­ская дея­тель­ность не рас­счи­та­на на мате­ри­аль­ное или иное непо­сред­ствен­ное воз­на­граж­де­ние, чем бы оно ни изме­ря­лось; цель про­све­ти­те­ля – углуб­ле­ние пони­ма­ния и откры­тие новых смыс­лов для всех, кто поже­ла­ет эти­ми откры­ти­я­ми вос­поль­зо­вать­ся.

Если гово­рить о про­све­ти­тель­ских текстах, то, по моим наблю­де­ни­ям, наи­боль­ший эффект дости­га­ют те из них, кото­рые напи­са­ны серьез­ны­ми спе­ци­а­ли­ста­ми в сво­их обла­стях – разу­ме­ет­ся, если авто­ры вла­де­ют сло­вом. Имен­но с этих пози­ций я в свое вре­мя попы­та­лась пред­ста­вить чита­те­лям кни­гу А.К.Звонкина «Малы­ши и мате­ма­ти­ка» (см. о ней в моей ста­тье в ТрВ №16N): в октяб­ре это­го года кни­га Звон­ки­на была выдви­ну­та на пре­мию Фон­да «Дина­стия» – «Про­све­ти­тель».

Но вот пере­до мной кни­га вро­де бы заве­до­мо спе­ци­аль­ная -«Вол­го­град-фор­те­пи­а­но-2008. Сбор­ник ста­тей и мате­ри­а­лов по исто­рии и тео­рии фор­те­пи­ан­но­го искус­ства» (Вол­го­град, 2008). На самом деле, это в выс­шей сте­пе­ни достой­ный про­све­ти­тель­ский труд, кото­рый будет мно­гим инте­ре­сен и поле­зен.

Михаил Лидский (www.lidsky.ru)

Миха­ил Лид­ский (www.lidsky.ru)

Это уже тре­тий сбор­ник с ана­ло­гич­ным загла­ви­ем: пер­вый вышел в 2000 г., сле­ду­ю­щий – в 2004-м. В выпус­ке 2004 г. редак­тор-соста­ви­тель всех трех сбор­ни­ков, извест­ный пиа­нист Миха­ил Лид­ский, пере­пе­ча­тал из жур­на­ла «Оте­че­ствен­ные запис­ки» мои замет­ки о Рих­те­ре, напи­сан­ные в свя­зи с выхо­дом в рус­ском пере­во­де кни­ги Бру­но Мон­сен­жо­на. В про­цес­се рабо­ты над пуб­ли­ка­ци­ей мы с М.В. Лид­ским «заоч­но» позна­ко­ми­лись, и я смог­ла оце­нить дав­но, каза­лось бы, забы­тую тре­бо­ва­тель­ность редак­то­ра к уров­ню изда­ния.

Когда я полу­чи­ла «автор­ский» экзем­пляр, то неожи­дан­но – за выче­том несколь­ких совсем уж спе­ци­аль­ных мате­ри­а­лов – не мог­ла от кни­ги ото­рвать­ся: сбор­ник «Вол­го­град-фор­те­пи­а­но-2004» ока­зал­ся на ред­кость инте­рес­ным чте­ни­ем.

Здесь самое вре­мя отме­тить, что я не при­над­ле­жу к слав­но­му пле­ме­ни мело­ма­нов, фило­фо­ни­стов и зна­то­ков, хотя музы­ка все­гда зани­ма­ла в моей жиз­ни по-насто­я­ще­му важ­ное место. Но столь мно­гое имен­но в люби­мых сочи­не­ни­ях свя­за­но с кру­гом людей, уже пере­се­лив­ших­ся в мир иной, что послед­ние десять лет я слу­шаю музы­ку куда реже, чем преж­де… Каза­лось бы, раз уж я мало слу­шаю, то зачем читать о музы­ке?.. Но я все­гда стре­ми­лась как-то рас­ши­рить впе­чат­ле­ния от непо­сред­ствен­но­го вос­при­я­тия музы­ки. Нача­лось это с того, что еще сту­дент­кой я «отко­па­ла» в буки­ни­сти­че­ском на Твер­ской два томи­ка Роме­на Рол-лана «О музы­ке и музы­кан­тах» – это был пери­од мое­го увле­че­ния Lieder Гуго Воль­фа, кото­рые у нас до поры почти не испол­ня­лись.

Мария Гринберг (www.alefmagazine. com)

Мария Грин­берг
(www.alefmagazine.
com)

Рецен­зи­ро­ва­ние сбор­ни­ка «Вол­го­град-фор­те­пи­а­но-2008» я остав­лю про­фес­си­о­на­лам, тем более, что в этой кни­ге собра­ны тек­сты раз­ных жан­ров, соот­вет­ствен­но и пред­на­зна­че­ны они раз­ным адре­са­там. Напри­мер, пиа­ни­сты полу­чат ред­кую воз­мож­ность позна­ко­мить­ся с фак­си­ми­ле нот с помет­ка­ми уди­ви­тель­ной пиа­нист­ки Марии Изра­и­лев­ны Грин­берг, сто­ле­тие со дня рож­де­ния кото­рой отме­ча­ет­ся в этом году.

Я же далее упо­мя­ну лишь неко­то­рые ста­тьи, инте­рес­ные и полез­ные всем людям с музы­каль­ны­ми инте­ре­сам и при­стра­сти­я­ми – а их сре­ди уче­ных все­гда было мно­го.

Заме­ча­тель­но удач­ны­ми мне пока­за­лись мему­ар­ные очер­ки, где музы­кан­ты раз­ных воз­рас­тов вспо­ми­на­ют зна­ме­ни­тых педа­го­гов, испол­ни­те­лей и ком­по­зи­то­ров, с кото­ры­ми им дово­ди­лось встре­чать­ся, вме­сте играть, учить­ся у них. Я успе­ла услы­шать вжи­вую мно­гих геро­ев этой кни­ги, вклю­чая леген­дар­но­го Эми­ля Гилель­са, отца и сына Ней­гау­зов, Вла­ди­ми­ра Софро­ниц­ко­го, Яко­ва Фли­е­ра, Льва Обо­ри­на и Вик­то­ра Мер­жа­но­ва. Тем более инте­рес­но было посмот­реть как бы изда­ли на общую кар­ти­ну рус­ской фор­те­пи­ан­ной шко­лы, как ее пред­ста­вил В.К.Мержанов в бесе­де с Ара­мом Гущя­ном.

Игорь Беров (www.operamusic.ru)

Игорь Беров (www.operamusic.ru)

Живо­стью и пла­стич­но­стью выде­ля­ет­ся очерк Иго­ря Беро­ва «Неза­бы­ва­е­мая Бер­та», посвя­щен­ный Бер­те Соло­мо­новне Маранц, уче­ни­це Г.Г.Нейгауза, на кото­рой дер­жа­лась Горь­ков­ская фор­те­пи­ан­ная шко­ла.

Берта Маранц (www.stinfa.ru)

Бер­та Маранц (www.stinfa.ru)

Извест­ный уче­ный, дирек­тор Инсти­ту­та вод­ных про­блем РАН, В.И.Данилов-Данильян, страст­ный фило­фо­нист и, как он себя назы­ва­ет, «созна­тель­ный мело­ман» с юно­ше­ских лет, воз­дал долж­ное ред­ко­му чело­ве­ку – Татьяне Гри­го­рьевне Шабор­ки­ной, кото­рая по суще­ству созда­ла – в пяти­де­ся­тые годы! – Музей Скря­би­на. Ведь это был не столь­ко музей, сколь­ко сво­е­го рода оазис для тех, кто не желал огра­ни­чи­вать­ся офи­ци­аль­но раз­ре­шен­ным репер­ту­а­ром, т.е. музы­кой, исклю­чав­шей Скря­би­на и Шоста­ко­ви­ча, не гово­ря уже о мно­гих дру­гих. Доволь­но труд­но себе пред­ста­вить, что моло­дым людям, еще ничем себя не про­явив­шим на каком-либо попри­ще, Татья­на Гри­го­рьев­на зво­ни­ла домой, что­бы при­гла­сить послу­шать играв­ших в музее Софро­ниц­ко­го, Ней­гау­за, Юди­ну.

Виктор Данилов-Данильян (www.opec.ru)

Вик­тор Дани­лов-Дани­льян
(www.opec.ru)

Отдель­ный раз­дел в сбор­ни­ке, назван­ный «Собы­тие», посвя­щен недав­но вышед­шей кни­ге ГБ.Гордона «Эмиль Гилельс /​ за гра­нью мифа» (М., Клас­си­ка – XXI, 2007). О кни­ге пишут три авто­ра: в жан­ре эссе -П.В.Спицын из Вла­ди­ми­ра; в жан­ре очень точ­ной ака­де­ми­че­ской рецен­зии – Е.Н.Федорович (глав­ный редак­тор сбор­ни­ка, извест­ный иссле­до­ва­тель рус­ской шко­лы фор­те­пи­ан­ной игры и про­рек­тор по науч­ной рабо­те Ураль­ской госу­дар­ствен­ной кон­сер­ва­то­рии); в жан­ре при­страст­но­го и ярко­го раз­бо­ра – редак­тор-соста­ви­тель сбор­ни­ка М.В.Лидский, кото­рый дал сво­е­му тек­сту под­за­го­ло­вок «рефе­рат-рецен­зия». На самом деле текст Лид­ско­го – это очерк исто­рии совет­ской музы­каль­ной и, в нема­лой мере, – куль­тур­ной жиз­ни, сов­ме­ща­ю­щий ака­де­ми­че­скую доку­мен­ти­ро-ван­ность (40 ссы­лок на источ­ни­ки!) и про­ду­ман­ную лич­ную пози­цию.

Есть в кни­ге тек­сты совер­шен­но неожи­дан­ные, – каза­лось бы, сугу­бо спе­ци­аль­но­го назна­че­ния, а тем не менее содер­жа­тель­ные для всех, кто мно­го слу­шал, и уж тем более – для тех, кто учил­ся музы­ке. Так, уче­ник Льва Обо­ри­на С.И.Осипенко (ныне извест­ный педа­гог, про­фес­сор Ростов­ской кон­сер­ва­то­рии) запи­сал мето­ди­че­ские ука­за­ния Учи­те­ля о том, как сле­ду­ет испол­нять «Вре­ме­на года» Чай­ков­ско­го – для каж­дой из 12 пьес по отдель­но­сти. Конеч­но, если ты сам не игра­ешь, то какой смысл в ука­за­ни­ях, когда и как надо брать педаль, – но сооб­ра­же­ния Обо­ри­на отнюдь не сво­дят­ся к тех­ни­ке, тем более, что у боль­шин­ства из нас «Вре­ме­на года», что назы­ва­ет­ся, на слу­ху.

Прин­ци­пи­аль­но важ­ным мне пред­став­ля­ет­ся очерк М.В. Лид­ско­го «Вслед юби­лею Моцар­та», где дает­ся поучи­тель­ный ана­лиз столь попу­ляр­но­го ныне аутен­тиз­ма. В пре­де­ле аутен­тизм пред­по­ла­га­ет испол­не­ние музы­ки опре­де­лен­ной эпо­хи, на инстру­мен­тах той же эпо­хи, и при­том жест­ко сле­дуя ука­за­ни­ям ком­по­зи­то­ра. Оче­вид­но, одна­ко, что в подоб­ном виде эта уста­нов­ка про­ти­во­ре­чит духу музы­ки, зано­во рож­да­ю­щей­ся при под­лин­но твор­че­ском ее испол­не­нии.

Ни маэст­ро Нико­лаус Арнон­кур, ни такие наши вир­ту­о­зы аутен­тич­но­го испол­не­ния, как Т.Гринденко и А.Любимов, вовсе не выдви­га­ли на пер­вый план дог­ма­ти­че­ское сле­до­ва­ние сти­лю испол­не­ния, кото­рый имел место в дале­ко отсто­я­щие от нас эпо­хи. А.Любимов очень удач­но выра­зил­ся, под­черк­нув, что ау-тен­тизм из живо­го дви­же­ния успел быст­ро пре­вра­тить­ся в оче­ред­ной нор­ма­тив – что все­гда бес­плод­но для искус­ства.

В нау­ке живое дви­же­ние тоже не все­гда может избе­жать пре­вра­ще­ния в моду, а уж послед­няя – хотя бы на вре­мя – неиз­беж­но ста­но­вит­ся нор­ма­ти­вом. Но зло­упо­треб­ле­ние нор­ма­ти­вом ведет к кри­зи­су, а послед­ний – неред­ко – к выздо­ров­ле­нию.

Так что слу­шай­те музы­ку – очень помо­га­ет.

Ревек­ка Фрум­ки­на

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *