Геном мамонта расшифрован на 70 процентов

Новая тех­но­ло­гия поз­во­ли­ла рас­шиф­ро­вать геном мамон­та на 70% -теперь это древ­нее живот­ное ста­ло самым гене­ти­че­ски изу­чен­ным вымер­шим видом, сооб­ща­ет­ся в ста­тье, опуб­ли­ко­ван­ной в жур­на­ле Nature.

Мамон­ты жили во вто­рой поло­вине плей­сто­це­на в Евро­пе, Север­ной Азии и Север­ной Аме­ри­ке. По раз­ме­рам они не пре­вос­хо­ди­ли совре­мен­ных сло­нов, но обла­да­ли более мас­сив­ным туло­ви­щем,
более корот­ки­ми нога­ми, длин­ной шер­стью и длин­ны­ми изо­гну­ты­ми бив­ня­ми.

По оцен­кам спе­ци­а­ли­стов, все­го у мамон­та долж­но быть око­ло 20 тыс. генов. Из них толь­ко 13 генов – мито­хон­дри­аль­ных – было про­чи­та­но в 2005 г. уче­ны­ми из госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та шта­та Пен­силь­ва­ния. Теперь эта же груп­па иссле­до­ва­те­лей про­чи­та­ла 70 % ядер­ной ДНК мамон­та.
ДНК для иссле­до­ва­ния выде­ля­ли из шер­сти мамон­та, где она сохра­ня­ет­ся луч­ше все­го. Так как ДНК воз­рас­том несколь­ко тысяч лет часто рас­па­да­ет­ся на мел­кие фраг­мен­ты, уче­ные исполь­зо­ва­ли новый метод, пред­на­зна­чен­ный для рабо­ты с силь­но фраг­мен­ти­ро­ван­ной ДНК.

Все­го уче­ным уда­лось про­честь 3,3 мил­ли­ар­да пар нук­лео­ти­дов, что срав­ни­мо с резуль­та­та­ми про-
ектов по чте­нию гено­мов совре­мен­ных живых орга­низ­мов. Резуль­та­ты ана­ли­за полу­чен­ной после­до­ва­тель­но­сти под­твер­жда­ют, что мамон­ты и афри­кан­ский слон про­изо­шли от обще­го пред­ка око­ло 6 млн. лет назад, а затем око­ло 1,5 млн. лет назад мамон­ты рас­ще­пи­лись на два вида.

По сло­вам уче­ных, ана­лиз ДНК может дать ответ на вопрос, что сде­ла­ло мамон­та мамон­том.
В част­но­сти, уже уда­лось обна­ру­жить мута­цию, отли­ча­ю­щую мамон­тов от сло­нов, кото­рая мог­ла опре­де­лять при­спо­соб­ле­ния к жиз­ни в холод­ном кли­ма­те.

Яна Вой­це­хов­ская