Современный учитель: образ профессии

В еженедельном бюллетене социологических сообщений Фонда «Общественное мнение» от 9 октября 2008 г. приводятся взгляды россиян на статус и роль учителя, дается оценка ситуации в школьном образовании. Выводы социологов основываются на анализе результатов социологических опросов 20 012 008 гг., в которых россияне высказали свое мнение об уровне школьного образования и компетентности школьных учителей.

Отмечается, в частности, что благодаря национальному проекту «Образование» в российском обществе укрепляется впечатление, что государство уделяет достаточно внимания школьным проблемам. Если в 2001 и 2004 гг это мнение разделял один из каждых десяти респондентов, летом 2006 г, в период активной работы проекта, — 17%, то, по данным последнего опроса, число «отзывчивых» к государственным усилиям респондентов составляет сегодня 29%. Одновременно все меньшую поддержку находит обратное мнение -что государство уделяет школе недостаточно внимания. Если в первых замерах (2001 и 2004 гг) такую точку зрения разделяли 82−83% респондентов, то летом 2006 г оно прозвучало в ответах 65% респондентов, а сегодня его придерживаются 55% опрошенных.

Произошли определенные перемены и в оценках положения дел в российской школе. Так, при старте национального проекта, в начале 2006 г., о плачевном положении дел в среднем образовании говорили 36%, на «хорошо» его оценивали 10% респондентов. Сегодня же мнение россиян несколько изменилось в сторону позитива, каждый четвертый респондент (26%) считает, что ситуация со школьным образованием по-прежнему плохая, а 18% - что хорошая. Впрочем, и сегодня, как два с половиной года назад, преобладают ответы «удовлетворительно» (41 и 37% соответственно).

В оценках качества работы школьных учителей практически ничего не изменилось. Чаще всего её оценивают на «удовлетворительно» (42% - сегодня, 45% - три года назад). «Хорошие» и «отличные» оценки выставляют в общей сложности 29% респондентов (три года назад — 33%), «плохие» и «очень плохие» — 12% (в октябре 2005 — 8%); 17% затруднились оценить, как преподаватели справляются со своими обязанностями.

Отвечая на открытый вопрос «Почему учителя сегодня плохо справляются со своими обязанностями?», респонденты говорили о низком профессиональном уровне сегодняшних преподавателей («необразованные учителя»; «если учитель русского языка пишет с ошибками, то о чем говорить?»; «потому что их в свою очередь плохо учили — и они ничему не могут научить»); об отсутствии у них подлинного призвания и «равнодушном отношении к детям и работе»; о том, что, «как и все, учителя продаются и покупаются» и «думают только о деньгах» (в каждом случае — по 3%). Отдельные респонденты сделали акцент на низкой зарплате школьных работников, падении авторитета учителя и прочих обстоятельствах.

В ответах на вопросы, прямо или косвенно отражающие привлекательность учительской профессии в глазах сегодняшнего российского общества, больших изменений за последние несколько лет не произошло. Так, каждый второй россиянин считает, что профессия учителя не пользуется уважением, и, хотя два с лишним года назад об этом говорили несколько чаще (55%), снижение доли подобных ответов не выходит за пределы статистической погрешности. Аналогично интерпретируется динамика позитивных ответов: два года назад авторитет учительской профессии признавали 33%, сегодня — 39% наших сограждан. На основании этих данных социологи ФОМа говорят лишь о слабо-выраженной тенденции к повышению престижа учительской профессии, но не более того.

Что касается привлекательности учительской профессии в материальном плане, то большинство респондентов оценивают её на среднем уровне: по мнению 69% опрошенных, учителя в целом живут не лучше и не хуже большинства россиян. Полярные представления («лучше» и «хуже») высказывались реже (в 9 и 15% случаев соответственно). Отмечается, что именно в этом вопросе проявилась динамика, которую нельзя вписать в границы статистической погрешности. Так, доля людей, рассматривающих учителей как финансово обездоленную категорию российского населения, с июля 2006 г. уменьшилась на 11%, а доля тех, кто считает, что материальное положение учителя соответствует среднероссийскому уровню, выросла на 15%.

Если говорить об авторитете учителя не в общесоциальном плане, а в «узко-воспитательном разрезе» — с точки зрения реализации его педагогической миссии, — то данные опроса позволяют предположить, что в целом он невысок. Лишь четвертая часть респондентов (27%) полагают, что сегодняшний российский учитель оказывает значительное влияние на взгляды детей (чаще других так считают жители села — 35%). Треть респондентов (33%) считают, что это влияние незначительно, а примерно каждый пятый (18%) вообще отказывает учителям в таком влиянии.

По материалам статьи Ирины Шмерлиной, Фонд «Общественное мнение»

http://bd.fom.ru/report/map/projects/dominant/dom0840/d084022

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Связанные статьи

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: