Детская математика, или Как научить человека думать?

малыматикаУ мое­го дру­га и отча­сти кол­ле­ги, извест­но­го мате­ма­ти­ка Алек­сандра Звон­ки-на вышла кни­га «Малы­ши и мате­ма­ти­ка. Домаш­ний кру­жок для дошколь­ни­ков» (Москва, МЦНМО; МИОО, 2006. 240 с.) Я зара­нее рада за тех, кто про­чи­та­ет эту кни­гу, тем более, что она отлич­но изда­на и вышла боль­шим тира­жом. И хотя в кни­ге и в самом деле рас­ска­зы­ва­ет­ся о домаш­нем круж­ке для детей 3–7 лет, но то, чем дети в этом круж­ке зани­ма­лись, мало похо­же на «школь­ную» мате­ма­ти­ку.

.Алек­сандр Кал­ма­но­вич Звон­кин и его семья уже четыр­на­дцать лет живут во Фран­ции. Он про­фес­сор мате­ма­ти­ки Уни­вер­си­те­та г. Бор­до. Позна­ко­ми­лись мы во вто­рой поло­вине 70-х, пото­му что мате­ма­тик Саша Звон­кин женил­ся на фило­ло­ге Алле Ярхо, посто­ян­ной участ­ни­це мое­го домаш­не­го семи­на­ра. Звон­кин тоже стал бывать у нас на семи­на­ре, и вско­ре мы даже напи­са­ли с ним вме­сте ста­тью, важ­ность кото­рой для меня самой как иссле­до­ва­те­ля я осо­зна­ла мно­го поз­же. Все, что писал и пишет Саша Звон­кин, отли­ча­ет­ся лако­нич­но­стью изло­же­ния при абсо­лют­ной про­зрач­но­сти мыс­ли.

В доме у Аллы и Саши раз в две неде­ли устра­и­ва­лись музы­каль­ные вече­ра, так что дети Звон­ки­ных – сын Дима и дочь Женя – рос­ли, что назы­ва­ет­ся, у меня на гла­зах. О них и напи­са­на эта кни­га. Разу­ме­ет­ся, не о них одних, но и об их дру­зьях – дру­гих участ­ни­ках мате­ма­ти­че­ско­го круж­ка.

Как пишет автор, идея домаш­не­го мате­ма­ти­че­ско­го круж­ка для самых малень­ких при­над­ле­жа­ла Алле. Такой кру­жок был и остал­ся уни­каль­ным в сво­ем роде. Вооб­ще-то в нашей стране мно­го лет суще­ство­ва­ло целое «дви­же­ние», кото­рое мы меж­ду собой назы­ва­ли «дет­ская мате­ма­ти­ка». .Это была осо­бо­го рода сре­да и даже куль­ту­ра – будучи сугу­бо совет­ским фено­ме­ном, дер­жа­лась на энту­зи­аз­ме высо­ко­об­ра­зо­ван­ных людей с широ­ки­ми интел­лек­ту­аль­ны­ми инте­ре­са­ми. В это сооб­ще­ство, где увле­чен­но зани­ма­лись и мате­ма­ти­кой как нау­кой, и мето­да­ми пре­по­да­ва­ния мате­ма­ти­ки (преж­де все­го – в шко­ле), вхо­ди­ли как мате­ма­ти­ки с миро­вы­ми име­на­ми, так и сту­ден­ты. Отме­чу, что с детьми они рабо­та­ли бес­плат­но.

А с малы­ша­ми лет четы­рех-пяти при­ня­то было зани­мать­ся музы­кой, ино­стран­ны­ми язы­ка­ми, пла­сти­кой, рисо­ва­ни­ем, при­чем все­рьез этим зани­ма­лись дома – в груп­пе с пре­по­да­ва­те­лем (исклю­че­ние – инди­ви­ду­аль­ные заня­тия музы­кой с осо­бо ода­рен­ным ребен­ком). А зани­мать­ся с детьми мате­ма­ти­кой, когда стар­ше­му еще не испол­ни­лось 5, а млад­ше­му и вовсе было 3 года 10 меся­цев (это как раз Дима Звон­кин) – об этом никто еще не слы­шал.

Чем же наме­ре­вал­ся зани­мать­ся с детьми А.Звонкин? Как он пишет, он стре­мил­ся к тому, что­бы «дети вос­при­ни­ма­ли мир с инте­ре­сом». А наш общий друг, заме­ча­тель­ный мате­ма­тик и педа­гог Андрей Тоом ска­зал ему: «Ты их учишь не мате­ма­ти­ке, а обра­зу жиз­ни».

Заме­чу, что когда я впер­вые про­чи­та­ла руко­пись Саши­ной кни­ги, то напи­са­ла ему пись­мо, где было ска­за­но при­мер­но то же, что ска­зал ему Андрей Тоом. Но автор даже наедине с собой не фор­му­ли­ро­вал свои цели в столь воз­вы­шен­ных выра­же­ни­ях. Он хотел научить детей после­до­ва­тель­но думать и рас­суж­дать.

…По суще­ству, кни­га Звон­ки­на посвя­ще­на двум про­бле­мам: Как учить ребен­ка – вооб­ще учить, а не толь­ко мате­ма­ти­ке? Мож­но ли раз­де­лить два про­цес­са: учить и вос­пи­ты­вать? Неред­ко гово­рят, что мате­ма­ти­ка – это гим­на­сти­ка для ума. Это вер­но – и одно­вре­мен­но невер­но. В быту, а, в осо­бен­но­сти, когда речь захо­дит о детях, под «мате­ма­ти­кой» пони­ма­ют уме­ние счи­тать. А сле­до­ва­ло бы пони­мать уме­ние думать. Звон­кин уде­лил этой про­бле­ме нема­ло места.

А мож­но ли учить, не вос­пи­ты­вая? Из кни­ги Звон­ки­на доста­точ­но ясно вид­но, что эти про­цес­сы пере­пле­те­ны, а когда речь идет о малень­ких детях – то нераз­де­ли­мы. .Автор неод­но­крат­но под­чер­ки­ва­ет, что свою педа­го­ги­че­скую зада­чу он видел не в том, что­бы сооб­щать детям окон­ча­тель­но уста­нов­лен­ные исти­ны, а в том, что­бы раз­бу­дить их любо­зна­тель­ность.

…Я реши­ла выпи­сать назва­ния книг, кото­рые Звон­кин так или ина­че исполь­зо­вал на заня­ти­ях, – в одних кни­гах были заме­ча­тель­ные иллю­стра­ции, из дру­гих он вслух читал детям отдель­ные гла­вы, из тре­тьих – выби­рал зада­чи. В кни­гах мате­ма­ти­ков и пси­хо­ло­гов Звон­кин искал объ­яс­не­ния тем фено­ме­нам, кото­рые он наблю­дал в про­цес­се обще­ния с детьми. Полу­чил­ся огром­ный спи­сок, так что ниже я пере­чис­лю лишь неко­то­рые назва­ния (опу­стив для крат­ко­сти ука­за­ния на год и место изда­ния):

Бон­гард М.М. Про­бле­ма узна­ва­ния;

Пиа­же Ж. Гене­зис чис­ла у ребен­ка;

Рау­шен­бах Б.В. Про­стран­ствен­ные постро­е­ния в живо­пи­си; Систе­мы пер­спек­ти­вы в изоб­ра­зи­тель­ном искус­стве;

Жито­мир­ский В.Г., Шев-рин Л.Н. Гео­мет­рия для малы­шей;

Сико­рук Л.Л. Физи­ка для малы­шей;

Леви­тан Е.П. Малы­шам о звез­дах и пла­не­тах;

Кор­дем­ский Б.А. Мате­ма­ти­че­ская сме­кал­ка;

Штейн­гауз М. Мате­ма­ти­че­ский калей­до­скоп;

Бау­эр Т. Пси­хи­че­ское раз­ви­тие мла­ден­ца;

Ротен­берг В.С., Аршав­ский В.В. Поис­ко­вая актив­ность и адап­та­ция;

Флей­велл Д. Гене­ти­че­ская пси­хо­ло­гия Жана Пиа­же;

Вейль Г. Сим­мет­рия; Искус­ство Древ­не­го Егип­та;

ДепманИ.Я. Мир чисел.

…Как извест­но, в обла­сти пси­хо­ло­гии и мора­ли дока­за­тель­ства прак­ти­че­ски невоз­мож­ны, а настав­ле­ния, по мень­шей мере, бес­по­лез­ны. Из рас­ска­зов Звон­ки­на вид­но, что с детьми надо про­сто мно­го раз­го­ва­ри­вать, общать­ся и зада­вать вопро­сы, не совсем дет­ские.

В осно­ву сво­ей педа­го­ги­ки А.Звонкин поло­жил сле­ду­ю­щий прин­цип: заста­вить при­оста­но­вить­ся, заста­вить коле­бать­ся меж­ду вза­им­но кон­флик­ту­ю­щи­ми стра­те­ги­я­ми. Тогда, быть может, мож­но будет вос­пи­тать такую поро­ду людей, кото­рую мож­но было бы назвать чело­век заду­мы­ва­ю­щий­ся.

По мате­ри­а­лам «Полит.ру» (http://www.polit.ru/ science/​2006/​06/​30/​frum. html) и жур­на­ла «Семья и шко­ла» (№5,2006)

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Метки: , , , ,

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *