Долгая память об «испанке»

Жертвы эпидемии 1918 года переполняют больницы. Фото National Museum ofHealth and Medicine, Armed Forces Institute of Pathology с сайта www.vaccineinformation.org
Жертвы эпидемии 1918 года переполняют больницы.
Фото National Museum ofHealth and Medicine, Armed Forces Institute
of Pathology с сайта www.vaccineinformation.org

Недавно в Интернете промелькнули сообщения о том, что в крови столетних людей обнаружены антитела к вирусу испанского гриппа («испанки») 1918 года. Удивительно, как В-лимфоциты (клетки, которые производят антитела) оказались способны просуществовать в кровотоке 90 лет, сохранив память об увиденной когда-то давно инфекции. Вообще, в истории «испанки» немало удивительных событий.

Испанский грипп был впервые обнаружен в США в марте 1918 г. , откуда быстро распространился по Европе и до июня 1920 г. смог достичь удаленных островов Тихого океана и арктических областей. Для вируса гриппа А этот штамм характеризовался необычайной вирулентностью (уровень смертности во время его пандемии превысил аналогичные в 25 и более раз), быстрым распространением по тканям дыхательных путей, а также тем, что поражал преимущественно молодых людей (пик смертности пришелся на возраст от 15 до 34 лет). В результате этой пандемии во всем мире умерло, по разным оценкам, до 40-50 миллионов человек, что более чем в два с половиной раза превысило потери в первой мировой войне. Непосредственные причины смерти были связаны с проявлениями пневмонии и множественным поражением дыхательных путей, заполнением легких кровью, поражением кишечника. Выяснить причины такого нетипичного поведения, отыскать источник вируса, контролировать его распространение ученым долго не удавалось вследствие слабого развития микробиологии, вирусологии и иммуногенетики. Периодически предпринимались попытки найти следы вируса в отдаленных областях Земли, но прогресс в исследованиях наметился только в постгеномную эру.

К 1995 году в результате сбора образцов тканей в различных медицинских архивах и двукратной эксгумации жертв «испанки», похороненных в районах вечной мерзлоты, у ученых оказались в руках разрозненные фрагменты геномной РНК смертоносного вируса. На протяжении 9 лет ученые ген за геном воссоздавали полностью геном вируса, публикуя последовательность очередного гена практически раз в год. Наконец, в 2005 году журнал Nature представил последовательность и филогенетический анализ полного генома «вируса 1918». Выяснилось, что смертоносный штамм стал результатом рекомбинации вируса птичьего гриппа и вируса человека. Это нередкое генетическое явление, происходящее при одновременном заражении одной клетки двумя типами вируса. Публикация последовательности генома вируса сопровождалась интенсивной полемикой между учеными и чиновниками о допустимости публикации подобных сведений. С одной стороны, знание полного генома может помочь понять причины вирулентности штамма, разработать вакцины и приготовить человечество к атаке аналогичных результатов рекомбинации. С другой стороны, вирус из ординарного стал смертоносным в результате очень немногих изменений в генотипе, вполне воспроизводимых в лабораторных условиях. Таким образом, исследователи могут стать источником биотеррористической угрозы.

Выяснилось, что, прежде чем публиковать эту и подобную ей работу, журналы Science и Nature привлекли в качестве рецензентов чиновников из Национального научного совета по биобезопасности (National Science Advisory Board for Biosecurity – NSABB), так что публикация стала возможна лишь после положительного отклика (разрешения) от чиновников. Позиция редакции Science была такова, что они опубликовали бы работу и без одобрения NSABB, но у совета по биобезопасности в руках всегда есть козырь – о ни могут наложить на эти данные гриф секретности, что сделает публикацию невозможной.

Новая волна интереса к вирусу «испанки» 1918 года поднялась после распространения так называемого птичьего гриппа – вируса гриппа А штамма H5N1. Происхождение этого штамма похоже на происхождение вируса 1918 года, и в последовательности генов есть сходные замены. Вирус H5N1 не настолько смертоносен, как «испанка», но нельзя исключать его дальнейшую эволюцию, и предсказать сценарий развития событий после случайной генетической рекомбинации крайне трудно. В работе, опубликованной в Nature online 17 августа 2008 года, анализируются антитела, оставшиеся в крови людей, переживших «испанку» 90 лет назад. Структура этих антител кажется несколько необычной, гены претерпели множество мутаций. С другой стороны, уже давно показано, что введение функциональных антител мышам может спасти их от летальной вирусной инфекции. Таким образом, изучение антител к белкам вируса гриппа обоих штаммов может быть полезно в борьбе с другими вирусами гриппа от разных хозяев.

Yu X, Tsibane T, McGraw PA, House FS, Keefer CJ, Hicar MD, Tumpey TM, Pappas C, Perrone LA, Martinez O, Stevens J, Wilson IA, Aguilar PV, Altschuler EL, Basler C F, Jr JE. Neutralizing antibodies derived from the B cells of 1918 influenza pandemic survivors. Nature. 2008 Aug 17.

Дмитрий Лесняк

• Комары против лихорадки09.05.2017 Комары против лихорадки Сотни миллионов людей во всем мире треплет лихорадка, и справиться с ней пока не удается. От вирусов денге, Зика и чикунгунья лекарств нет. Специалисты пытались бороться с переносчиками инфекции — комарами желтолихорадочными Aedes aegypti, осушая водоемы, где живут их личинки, но тоже безрезультатно. Комары продолжают докучать, а список передаваемых ими заболеваний непрерывно пополняется. Может быть, проблему удастся решить, если использовать этих кровососов против них самих? В настоящее время специалисты активно разрабатывают эту идею в двух направлениях…
  • Далеко ли до Эболы?04.11.2014 Далеко ли до Эболы? Прошло всего несколько месяцев с начала самой большой (среди известных нам) эпидемии лихорадки Эбола, и уже несколько биологических журналов опубликовали статьи, описывающие интересные и где-то даже восхитительные механизмы, используемые злосчастным вирусом.
  • Эгон Шиле. Семья. 1918 год30.06.2020 «Испанка» и COVID‑19: сходства и различия Эпидемия гриппа 1918–1919 годов, вошедшая в историю как «испанка», — опыт, самый близкий к тому, что сейчас переживает человечество в связи с коронавирусом. История «испанки» поблекла на фоне Первой мировой, ведь люди склонны скорее помнить войны как осознанный акт человечества, чем эпидемии как стихийную напасть. Книга «Бледный всадник: испанский грипп 1918 года и как он изменил мир» британской научной журналистки Лоры Спинни (Laura Spinney) делает первый шаг к возвращению «испанки» (сноски на странице истории Первой мировой войны) в ряд величайших трагедий XX века.
  • Людмила Улицкая07.04.2020 Людмила Улицкая: «Изменится всё — и книга, и читатели» — Если сравнивать научное и литературное творчество, то чем они схожи и чем различны? — У всех по-разному. Но в моем случае мое прошлое, когда я соприкоснулась ненадолго с наукой, от меня не ушло. И что бы я ни делала, вероятно, я делаю по тем клише, которые наработаны в лаборатории: постановка задачи и ее решение…