Адронный коллайдер: великий и ужасный

В еженедельном бюллетене социологических сообщений Фонда «Общественное мнение» от 25 сентября 2008 г. приводятся интересные данные об отношении россиян к событиям, связанным с пуском Большого адронного коллайдера, и возможности наступления конца света.

Отмечается, что почти двум третям российского населения сами слова «андронный коллайдер» незнакомы. Об этом заявили 61% опрошенных. Лишь 14% респондентов сказа- ли, что им знакомо словосочетание «адронный коллайдер» (среди них лиц с высшим образованием – 29%). 22% участников опроса отметили, что что-то слышали о коллайдере. 4% затруднились с ответом.

На просьбу социологов рассказать о тех мыслях и ассоциациях, которые у людей связаны со словами «адронный коллайдер», опрошенные говорили преимущественно о научной стороне дела. Кто-то попытался дать определение коллайдера («самый большой ускоритель частиц»; «аппарат для разгона элементарных частиц»; «электронный запускатель» и т.п. – 4%); другие стали рассказывать, зачем он нужен («если электроны и протоны встретятся удачно, узнаем, как образовалась Вселенная»; «еще один шаг в изучении мира и Вселенной»; «ученые хотят узнать прошлое нашей планеты» – 3%), третьи подчеркивали социальное значение данной экспериментальной установки («какой-то прорыв в науке»; «техническая революция»; «огромный научный прогресс»; «это наука XXI века»– 3%).

О негативных, тревожных мыслях, возникающих в связи с темой коллайдера, респонденты говорили нечасто (в целом – примерно 5%). Некоторые сказали, что побаиваются конца света («а вдруг конец света наступит?»; «мы все умрем»); другие отметили, что просто испытывают смутное беспокойство («что-то нехорошее получится со временем»; «это не очень хорошо»), третьи полагают, что коллайдер нанесет «очередной удар по экологии».

Далее по ходу опроса все респонденты, в том числе и те, кто впервые услышал о коллайдере от интервьюера, были проинформированы о предназначении данной физической установки (разгонять до высоких скоростей элементарные частицы), после чего им был задан вопрос «Как Вы относитесь к запуску адронного коллайдера?». Чаще всего (39%) люди говорили о своем безразличии к этому событию. Еще 29% затруднились выразить определенное отношение к запуску коллайдера. Оценки тех 31% респондентов, кто занял определенную позицию по обсуждаемому вопросу, распределились практически поровну: 15% заявили о положительном отношении к запуску коллайдера, 16% – об отрицательном.

Быть ли концу света?

«Наступит ли конец света?» – этот вопрос периодически задают себе (в той или иной терминологии) не только ученые или мистики, но и обычные люди. Фонд «Общественное мнение» решил узнать, верят ли россияне в наступление конца света.

Оказалось, что две трети опрошенных (68%) не верят в то, что конец света может наступить. Верят в его наступление 22% респондентов; 10% затруднились с ответом.

Большинство из тех опрошенных, кто верит в наступление конца света, сказали, что он наступит в результате человеческой деятельности (14% от выборки в целом). 6% опрошенных полагают, что конец света наступит по иным причинам. Среди потенциальных виновников глобальной катастрофы они назвали следующие: космические процессы и явления («вселенные рождаются и умирают»; «любые космические катаклизмы»; «метеорит, Солнце погаснет»; «космический коллапс»; «что-нибудь связанное с кометами, и тому подобное» – 2%); природные катаклизмы на Земле, изменение климата («какое-нибудь наводнение»; «землетрясение»; «растают ледники»; «через несколько миллионов лет поменяется климат» – 1%). Среди ответов были и упоминания религиозных текстов («по пророчеству в Библии наступит Апокалипсис»; «читаем Библию, литературу, и кажется, все идет к концу, если верить»; «я человек религиозный, а в Библии написано, что конец света будет»).

Среди тех, кто верит в наступление конца света, лишь немногие (3% от выборки в целом) полагают, что подобное произойдет еще при их жизни, тогда как большинство (12%) не думают застать это событие. Еще 7% опрошенных затруднились с ответом.

bd.fom.ru/map/projects/dominant/dom0838