Когерент-ТВ, или Зачем зрителю умная картинка?

Фото с сайта informnauka.ru
В коллаже использовано фото с сайта informnauka.ru
Мечта о собственном российском научно-популярном телеканале бродит в мозгах многих научных журналистов. Недавнее обсуждение с учеными в рамках Клуба научных журналистов (www.nauchnik.ru) показало, что и научные круги не прочь поучаствовать в его создании. Правда, и та, и другая сторона дискуссии состояла в основном из людей идейных, которые в популяризации науки заинтересованы. А нужен ли канал остальным ученым, зрителям и рекламодателям, и зачем — большой вопрос. Попробуем в нем разобраться.

Кабель туда, кабель сюда

Согласно данным компании КОМКОН, в городах с населением более 100 тысяч человек каждый пятый подключился к кабельному телевидению уже в первой половине 2006 года. Во второй половине доля подключившихся составила 22%, а в первой половине 2007 года уже четверть горожан смотрела кабельное телевидение.

Есть и более свежие данные — опросы посетителей сайтов «Финам» и «Ъ-Деньги», проведенные с 6 по 13 февраля 2008 года. Среди ответивших на анкету посетителей сайтов (а таких набралось 4 тысячи) кабельное ТВ подключили 40%, а спутниковое смотрят почти 18%. Возможно, этот опрос нельзя признать репрезентативной выборкой в строгом смысле, но число участников анкетирования всё же дает право на него ссылаться.

По данным общероссийского исследования TV Index Plus, которое провела известная из-мерительница телерейтингов — компания TNS Gallup Media, первое место в кабельном рейтинге прочно удерживает Discovery Channel. Хотя бы раз в месяц его смотрят 7,8 млн. жителей крупных городов (от 100 тысяч жителей) в возрасте от 4 лет и старше. То есть 11,9%. На втором месте — Animal Planet с результатом 6,7 млн. (10,2%). Кроме того, в десятку кабельных лидеров к концу 2007 года вошел и канал National Geographic с аудиторией 4 млн. (4,5%). Итого научные каналы смотрят 26% жителей крупных городов.

Есть данные и по некоторым познавательным программам, идущим по эфирному ТВ. Например, когда начинаются «Непутёвые заметки» на первом канале, их смотрят 17,2% от смотрящих в это время телевизор. А «Галилео» на СТС включает каждый десятый.

Как отмечают специалисты TNS, Москва отнюдь не лидирует по доле кабельного телевидения. Возможно, из-за большого числа дециметровых каналов. Тем не менее, в среднем по России доля подключившихся к кабелю на 20% выше, чем в столице, а в Санкт-Петербурге — на треть.

Хуже всего в кабельную сеть входит Сибирский федеральный округ. В основном, из-за географической удаленности городов друг от друга. Тем не менее, и в его городах оплачивают кабельное ТВ уже 16% горожан, а в Приволжском ФО их доля составила 33%.

Соответственно, можно смело сделать следующие выводы:

  • Кабельное телевидение стало реальным участником борьбы за зрителя.
  • Лидерство в кабельном ТВ безоговорочно принадлежит научно-популярным каналам.

Научные удачи и ненаучные провалы

С советских времен на ведущих российских каналах идет несколько циклов научно-популярных передач. Их имена давно стали нарицательными — «Очевидное — невероятное», «В мире животных». Правда, со смертью Юрия Сенкевича ушел из жизни «Клуб кинопутешественников», но его в какой-то мере заменили «Непутёвые заметки». Более того, разновидности этих программ идут практически по всем эфирным телеканалам и довольно прочно удерживают свои позиции.

Также ярким примером научно-популярной телепередачи могут служить «Диалоги с Александром Гордоном» на НТВ. К сожалению, погоня за быстрыми деньгами и общая нацеленность канала на криминальную тематику привели к сдвигу программы сначала к полуночи, а потом и далеко за полночь. Что автоматически уничтожило ее рейтинг и привело к снятию с эфира.

Российский вариант американской программы «Что из чего» за счет небольшого вливания научной популяризации довольно быстро превратился в самостоятельный проект, который идет на СТС под названием «Галилео». И, как и «Непутёвые заметки» на «Первом», проект получил высокую оценку зрителей. Также можно отметить удачное слияние извечного интереса к рыбалке с научным и познавательным аспектами в серии фильмов «Диалоги о рыбалке».

Но самым большим провалом с научной точки зрения можно считать фильм телеканала «Россия» «Вода: прикоснись к великой тайне». И профессионалы, и дилетанты отмечают прекрасную операторскую и режиссерскую работу. Однако в фильме полностью искажена научная картина мира. Изначально ложные предпосылки заставляют зрителей верить в столь несусветную чушь, что ее просто кажется неприличным цитировать. Кроме того, фильм утыкан фактическими ошибками. Впрочем, его создатели и не нуждались в правдивом изложении — цели их чисто коммерческие. И фильм упомянут в данной статье исключительно потому, что на всю страну назван научно-популярным.

Менее громогласные, но также высокорейтинговые передачи об экстрасенсах, магах, целителях и прочих гадалках встречаются

практически на каждом телеканале. Подаваясь под видом научно-популярных программ, они фактически уничтожают у людей веру в научное познание мира. Как показали недавние исследования психологов из Стэнфордско-го университета, источник информации при переносе из кратковременной человеческой памяти в долговременную теряется. Остается сам факт. Утверждения же могут быть любыми: «наш порошок — самый чистящий», «Тунгусская катастрофа — неудачный эксперимент Теслы» и так далее.

12_vdnkhКак показать, кому посмотреть

Направленность канала определяется его целевой аудиторией. Известно, что основные потребители Discovery — мужчины с высоким уровнем дохода. Впрочем, для первого российского канала аудиторию можно и расширить. Конечно, сложно отвлечь домохозяек от кулинарно-ремонтно-садовых передач, но дети вполне могут «выбрать» дневное время, а их родители — утреннее и вечернее.

Если говорить о детях, то им хорошо подойдут научно-популярные мультфильмы (в качестве примера таких мультфильмов можно привести КОАПП), а также познавательные передачи из серии «Что из чего», «В мире животных», детский вариант «Вокруг Света». Вообще, дневной эфир имеет смысл отдавать под познавательную часть. При этом нужно не скатиться в образовательный канал. В крайнем случае речь может идти об образовательных мультиках для малышей по типу «Даши-следопыта» (Dora The Explorer) или, например, «Muzzy».

Родителей могут заинтересовать и экскурсионные программы, и историко-археологические, и научно-исследовательские, и медицинские. Более того, российский контент этих программ моментально привлечет к телеканалу большую аудиторию. Возможные примеры: цикл передач о патологиях на основе экспонатов Кунсткамеры; цикл передач об археологических раскопках в Костенках, в Новгороде, в Москве и так далее; история СССР вообще, и войн в частности; новости лабораторий; конкурсы изобретений; медицинские новости и рассказы о проверенных методиках лечения; цикл передач о лекарствах; беседы с учеными — перечень можно продолжать бесконечно.

Возможно, на первом этапе существования российского научно-популярного телеканала не имеет смысла дробить его на более мелкие. Впрочем, такое дробление в будущем неизбежно, потому что медицинская тематика, например, выделится сама собой, что ни в коей мере не отменяет освещение ее с научной точки зрения на общенаучном канале.

Государство и частники

За 2007 год неэфирное ТВ привлекло рекламы всего на $ 25 млн. Общий же объем ТВ-рекламы за тот же год составил около $ 4 млрд. Впрочем, практически все игроки медиа-рынка уверены в том, что ситуация скоро изменится. Рекламный рынок на кабельном ТВ за 2008 год уже оценивается в $ 50 млн. И возможно, что в следующем году рынок ждет как минимум удвоение.

Общее число кабельных каналов в России уже превысило две сотни и постоянно растет. Правда, не стоит забывать пример Польши, где большая часть неэфирных каналов разорилась. Выжили только самые качественные. Поэтому имеет смысл изначально закладываться на высококачественный контент. И не думать, что «на первый раз пронесет» и на дешевом варианте. Источники научной информации в России высококачественные, поэтому остается только на должном уровне донести их до зрителя за счет грамотного подбора кадров и правильной инфраструктуры. Стоит особо отметить также, что соседство с уже устоявшимися телеканалами типа Discovery также не даст возможности для производства халтуры.

Не так давно ведущие ученые России обратились к Президенту страны с просьбой создать телеканал «Просвещение». Правда, речь не шла о новых форматах. Скорее, ученые мужи попытались реанимировать воспоминания далекого прошлого. Это, а также медлительность государственной машины не дает повода надеяться, что созданный государством научно-популярный телеканал окажется жизнеспособным. В данной ситуации смелость и решительность должны проявить частные инвесторы, способные нанять такой менеджмент, который сможет одинаково хорошо ориентироваться и в бизнес-составляющей проекта, и в контентной. И сможет быстро и, главное, адекватно отреагировать на изменение ситуации как на рынке вообще, так и в интересе к сетке вещания. Первый, кто сможет найти в себе силы и средства на создание подобного телеканала, очень скоро может захватить этот сектор медиарынка.

Не исключено, что пионерами в производстве собственных научно-популярных телеканалов станут большие интернет-провайдеры, так как у них есть возможность обкатать этот продукт без дополнительных затрат по внедрению в кабельные сети. А интерес к грамотно поданной научной информации в интернете очевиден не менее, чем на кабельном ТВ. Ходить далеко за примерами не нужно: во время работы автора статьи на информационном портале «Акадо» научный раздел обеспечивал четверть посещаемости сайта. Пример этот взят потому, что портал представляет собой синергию интернет-СМИ и телевидения.

Перспективы и итоги

Коммерческий успех научно-популярного телеканала прежде всего лежит в его целевой аудитории. Во-первых, она позволяет рекламировать более специфические товары и надеяться на высокую отдачу от рекламы. Во-вторых, можно рассчитывать на то, что пользователи кабельных телеканалов начнут покупать право просмотра научно-популярного телеканала настолько активно, что со временем он войдет в базовые пакеты. В-третьих, качественная подача информации очень быстро откроет перед журналистами телеканала двери всех научных и медицинских учреждений, что приведет к еще большему росту качества и, соответственно, к дальнейшему росту аудитории.

Развитию телеканала поможет и общий рост подписчиков кабельного ТВ — как показывают исследования, рынок подписчиков еще далек от переполнения. Поэтому чем раньше канал начнет трансляцию, тем активнее пойдет автоматический рост аудитории.

В дальнейшем возможно деление телеканала на медицинский, «животный», исторический, фундаментальный и прикладной. Выделение Hi-Tech направления в самостоятельный канал также возможно. Впрочем, большие шансы на успех у образовательного канала для начинающих программистов.

В любом случае общая направленность мирового телевидения на дифференцированного зрителя ведет к появлению тематических каналов и в России. Более того, можно утверждать, что зритель готов к появлению в стране научно-популярного канала. Охват аудитории, которую уже потеряли эфирные каналы, возможность эффективно рекламировать специфические товары позволит быстро привлечь к нему рекламодателей и добиться реальной выгоды. А качественный контент поможет научному телеканалу не только сохранить доверие зрителей и быстро расширить аудиторию, но и даст возможность сотрудникам этого проекта сохранить собственную честь и достоинство. И в своих глазах, и в глазах научного сообщества.

Сергей Ивашко,
редактор отдела науки и технологий интернет-портала
InfoX.Ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Связанные статьи

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: