Когерент-ТВ, или Зачем зрителю умная картинка?

Фото с сайта informnauka.ru
В кол­ла­же исполь­зо­ва­но фото с сай­та informnauka.ru

Меч­та о соб­ствен­ном рос­сий­ском науч­но-попу­ляр­ном теле­ка­на­ле бро­дит в моз­гах мно­гих науч­ных жур­на­ли­стов. Недав­нее обсуж­де­ние с уче­ны­ми в рам­ках Клу­ба науч­ных жур­на­ли­стов (www.nauchnik.ru) пока­за­ло, что и науч­ные кру­ги не прочь поучаст­во­вать в его созда­нии. Прав­да, и та, и дру­гая сто­ро­на дис­кус­сии состо­я­ла в основ­ном из людей идей­ных, кото­рые в попу­ля­ри­за­ции нау­ки заин­те­ре­со­ва­ны. А нужен ли канал осталь­ным уче­ным, зри­те­лям и рекла­мо­да­те­лям, и зачем – боль­шой вопрос. Попро­бу­ем в нем разо­брать­ся.

Кабель туда, кабель сюда

Соглас­но дан­ным ком­па­нии КОМКОН, в горо­дах с насе­ле­ни­ем более 100 тысяч чело­век каж­дый пятый под­клю­чил­ся к кабель­но­му теле­ви­де­нию уже в пер­вой поло­вине 2006 года. Во вто­рой поло­вине доля под­клю­чив­ших­ся соста­ви­ла 22%, а в пер­вой поло­вине 2007 года уже чет­верть горо­жан смот­ре­ла кабель­ное теле­ви­де­ние.

Есть и более све­жие дан­ные – опро­сы посе­ти­те­лей сай­тов «Финам» и «Ъ-День­ги», про­ве­ден­ные с 6 по 13 фев­ра­ля 2008 года. Сре­ди отве­тив­ших на анке­ту посе­ти­те­лей сай­тов (а таких набра­лось 4 тыся­чи) кабель­ное ТВ под­клю­чи­ли 40%, а спут­ни­ко­вое смот­рят почти 18%. Воз­мож­но, этот опрос нель­зя при­знать репре­зен­та­тив­ной выбор­кой в стро­гом смыс­ле, но чис­ло участ­ни­ков анке­ти­ро­ва­ния всё же дает пра­во на него ссы­лать­ся.

По дан­ным обще­рос­сий­ско­го иссле­до­ва­ния TV Index Plus, кото­рое про­ве­ла извест­ная из-мери­тель­ни­ца теле­рей­тин­гов – ком­па­ния TNS Gallup Media, пер­вое место в кабель­ном рей­тин­ге проч­но удер­жи­ва­ет Discovery Channel. Хотя бы раз в месяц его смот­рят 7,8 млн. жите­лей круп­ных горо­дов (от 100 тысяч жите­лей) в воз­расте от 4 лет и стар­ше. То есть 11,9%. На вто­ром месте – Animal Planet с резуль­та­том 6,7 млн. (10,2%). Кро­ме того, в десят­ку кабель­ных лиде­ров к кон­цу 2007 года вошел и канал National Geographic с ауди­то­ри­ей 4 млн. (4,5%). Ито­го науч­ные кана­лы смот­рят 26% жите­лей круп­ных горо­дов.

Есть дан­ные и по неко­то­рым позна­ва­тель­ным про­грам­мам, иду­щим по эфир­но­му ТВ. Напри­мер, когда начи­на­ют­ся «Непу­тё­вые замет­ки» на пер­вом кана­ле, их смот­рят 17,2% от смот­ря­щих в это вре­мя теле­ви­зор. А «Гали­лео» на СТС вклю­ча­ет каж­дый деся­тый.

Как отме­ча­ют спе­ци­а­ли­сты TNS, Москва отнюдь не лиди­ру­ет по доле кабель­но­го теле­ви­де­ния. Воз­мож­но, из-за боль­шо­го чис­ла деци­мет­ро­вых кана­лов. Тем не менее, в сред­нем по Рос­сии доля под­клю­чив­ших­ся к кабе­лю на 20% выше, чем в сто­ли­це, а в Санкт-Петер­бур­ге – на треть.

Хуже все­го в кабель­ную сеть вхо­дит Сибир­ский феде­раль­ный округ. В основ­ном, из-за гео­гра­фи­че­ской уда­лен­но­сти горо­дов друг от дру­га. Тем не менее, и в его горо­дах опла­чи­ва­ют кабель­ное ТВ уже 16% горо­жан, а в При­волж­ском ФО их доля соста­ви­ла 33%.

Соот­вет­ствен­но, мож­но сме­ло сде­лать сле­ду­ю­щие выво­ды:

  • Кабель­ное теле­ви­де­ние ста­ло реаль­ным участ­ни­ком борь­бы за зри­те­ля.
  • Лидер­ство в кабель­ном ТВ без­ого­во­роч­но при­над­ле­жит науч­но-попу­ляр­ным кана­лам.

Науч­ные уда­чи и нена­уч­ные про­ва­лы

С совет­ских вре­мен на веду­щих рос­сий­ских кана­лах идет несколь­ко цик­лов науч­но-попу­ляр­ных пере­дач. Их име­на дав­но ста­ли нари­ца­тель­ны­ми – «Оче­вид­ное – неве­ро­ят­ное», «В мире живот­ных». Прав­да, со смер­тью Юрия Сен­ке­ви­ча ушел из жиз­ни «Клуб кино­пу­те­ше­ствен­ни­ков», но его в какой-то мере заме­ни­ли «Непу­тё­вые замет­ки». Более того, раз­но­вид­но­сти этих про­грамм идут прак­ти­че­ски по всем эфир­ным теле­ка­на­лам и доволь­но проч­но удер­жи­ва­ют свои пози­ции.

Так­же ярким при­ме­ром науч­но-попу­ляр­ной теле­пе­ре­да­чи могут слу­жить «Диа­ло­ги с Алек­сан­дром Гор­до­ном» на НТВ. К сожа­ле­нию, пого­ня за быст­ры­ми день­га­ми и общая наце­лен­ность кана­ла на кри­ми­наль­ную тема­ти­ку при­ве­ли к сдви­гу про­грам­мы сна­ча­ла к полу­но­чи, а потом и дале­ко за пол­ночь. Что авто­ма­ти­че­ски уни­что­жи­ло ее рей­тинг и при­ве­ло к сня­тию с эфи­ра.

Рос­сий­ский вари­ант аме­ри­кан­ской про­грам­мы «Что из чего» за счет неболь­шо­го вли­ва­ния науч­ной попу­ля­ри­за­ции доволь­но быст­ро пре­вра­тил­ся в само­сто­я­тель­ный про­ект, кото­рый идет на СТС под назва­ни­ем «Гали­лео». И, как и «Непу­тё­вые замет­ки» на «Пер­вом», про­ект полу­чил высо­кую оцен­ку зри­те­лей. Так­же мож­но отме­тить удач­ное сли­я­ние извеч­но­го инте­ре­са к рыбал­ке с науч­ным и позна­ва­тель­ным аспек­та­ми в серии филь­мов «Диа­ло­ги о рыбал­ке».

Но самым боль­шим про­ва­лом с науч­ной точ­ки зре­ния мож­но счи­тать фильм теле­ка­на­ла «Рос­сия» «Вода: при­кос­нись к вели­кой тайне». И про­фес­си­о­на­лы, и диле­тан­ты отме­ча­ют пре­крас­ную опе­ра­тор­скую и режис­сер­скую рабо­ту. Одна­ко в филь­ме пол­но­стью иска­же­на науч­ная кар­ти­на мира. Изна­чаль­но лож­ные пред­по­сыл­ки застав­ля­ют зри­те­лей верить в столь несу­свет­ную чушь, что ее про­сто кажет­ся непри­лич­ным цити­ро­вать. Кро­ме того, фильм уты­кан фак­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми. Впро­чем, его созда­те­ли и не нуж­да­лись в прав­ди­вом изло­же­нии – цели их чисто ком­мер­че­ские. И фильм упо­мя­нут в дан­ной ста­тье исклю­чи­тель­но пото­му, что на всю стра­ну назван науч­но-попу­ляр­ным.

Менее гро­мо­глас­ные, но так­же высо­ко­рей­тин­го­вые пере­да­чи об экс­тра­сен­сах, магах, цели­те­лях  и  про­чих  гадал­ках  встре­ча­ют­ся

прак­ти­че­ски на каж­дом теле­ка­на­ле. Пода­ва­ясь под видом науч­но-попу­ляр­ных про­грамм, они фак­ти­че­ски уни­что­жа­ют у людей веру в науч­ное позна­ние мира. Как пока­за­ли недав­ние иссле­до­ва­ния пси­хо­ло­гов из Стэн­форд­ско-го уни­вер­си­те­та, источ­ник инфор­ма­ции при пере­но­се из крат­ко­вре­мен­ной чело­ве­че­ской памя­ти в дол­го­вре­мен­ную теря­ет­ся. Оста­ет­ся сам факт. Утвер­жде­ния же могут быть любы­ми: «наш поро­шок – самый чистя­щий», «Тун­гус­ская ката­стро­фа – неудач­ный экс­пе­ри­мент Тес­лы» и так далее.

12_vdnkhКак пока­зать, кому посмот­реть

Направ­лен­ность кана­ла опре­де­ля­ет­ся его целе­вой ауди­то­ри­ей. Извест­но, что основ­ные потре­би­те­ли Discovery – муж­чи­ны с высо­ким уров­нем дохо­да. Впро­чем, для пер­во­го рос­сий­ско­го кана­ла ауди­то­рию мож­но и рас­ши­рить. Конеч­но, слож­но отвлечь домо­хо­зя­ек от кули­нар­но-ремонт­но-садо­вых пере­дач, но дети вполне могут «выбрать» днев­ное вре­мя, а их роди­те­ли – утрен­нее и вечер­нее.

Если гово­рить о детях, то им хоро­шо подой­дут науч­но-попу­ляр­ные мульт­филь­мы (в каче­стве при­ме­ра таких мульт­филь­мов мож­но при­ве­сти КОАПП), а так­же позна­ва­тель­ные пере­да­чи из серии «Что из чего», «В мире живот­ных», дет­ский вари­ант «Вокруг Све­та». Вооб­ще, днев­ной эфир име­ет смысл отда­вать под позна­ва­тель­ную часть. При этом нуж­но не ска­тить­ся в обра­зо­ва­тель­ный канал. В край­нем слу­чае речь может идти об обра­зо­ва­тель­ных муль­ти­ках для малы­шей по типу «Даши-сле­до­пы­та» (Dora The Explorer) или, напри­мер, «Muzzy».

Роди­те­лей  могут заин­те­ре­со­вать и экс­кур­си­он­ные про­грам­мы, и исто­ри­ко-архео­ло­ги­че­ские, и науч­но-иссле­до­ва­тель­ские, и меди­цин­ские. Более того, рос­сий­ский кон­тент этих про­грамм момен­таль­но при­вле­чет к теле­ка­на­лу боль­шую ауди­то­рию. Воз­мож­ные при­ме­ры: цикл пере­дач о пато­ло­ги­ях на осно­ве экс­по­на­тов Кунст­ка­ме­ры; цикл пере­дач об архео­ло­ги­че­ских рас­коп­ках в Костен­ках, в Нов­го­ро­де, в Москве и так далее; исто­рия СССР вооб­ще, и войн в част­но­сти; ново­сти лабо­ра­то­рий; кон­кур­сы изоб­ре­те­ний; меди­цин­ские ново­сти и рас­ска­зы о про­ве­рен­ных мето­ди­ках лече­ния; цикл пере­дач о лекар­ствах; бесе­ды с уче­ны­ми – пере­чень мож­но про­дол­жать бес­ко­неч­но.

Воз­мож­но, на пер­вом эта­пе суще­ство­ва­ния рос­сий­ско­го науч­но-попу­ляр­но­го теле­ка­на­ла не име­ет смыс­ла дро­бить его на более мел­кие. Впро­чем, такое дроб­ле­ние в буду­щем неиз­беж­но, пото­му что меди­цин­ская тема­ти­ка, напри­мер, выде­лит­ся сама собой, что ни в коей мере не отме­ня­ет осве­ще­ние ее с науч­ной точ­ки зре­ния на обще­на­уч­ном кана­ле.

Госу­дар­ство и част­ни­ки

За 2007 год неэфир­ное ТВ при­влек­ло рекла­мы все­го на $25 млн. Общий же объ­ем ТВ-рекла­мы за тот же год соста­вил око­ло $4 млрд. Впро­чем, прак­ти­че­ски все игро­ки медиа-рын­ка уве­ре­ны в том, что ситу­а­ция ско­ро изме­нит­ся. Реклам­ный рынок на кабель­ном ТВ за 2008 год уже оце­ни­ва­ет­ся в $50 млн. И воз­мож­но, что в сле­ду­ю­щем году рынок ждет как мини­мум удво­е­ние.

Общее чис­ло кабель­ных кана­лов в Рос­сии уже пре­вы­си­ло две сот­ни и посто­ян­но рас­тет. Прав­да, не сто­ит забы­вать при­мер Поль­ши, где боль­шая часть неэфир­ных кана­лов разо­ри­лась. Выжи­ли толь­ко самые каче­ствен­ные. Поэто­му име­ет смысл изна­чаль­но закла­ды­вать­ся на высо­ко­ка­че­ствен­ный кон­тент. И не думать, что «на пер­вый раз про­не­сет» и на деше­вом вари­ан­те. Источ­ни­ки науч­ной инфор­ма­ции в Рос­сии высо­ко­ка­че­ствен­ные, поэто­му оста­ет­ся толь­ко на долж­ном уровне доне­сти их до зри­те­ля за счет гра­мот­но­го под­бо­ра кад­ров и пра­виль­ной инфра­струк­ту­ры. Сто­ит осо­бо отме­тить так­же, что сосед­ство с уже усто­яв­ши­ми­ся теле­ка­на­ла­ми типа Discovery так­же не даст воз­мож­но­сти для про­из­вод­ства хал­ту­ры.

Не так дав­но веду­щие уче­ные Рос­сии обра­ти­лись к Пре­зи­ден­ту стра­ны с прось­бой создать теле­ка­нал «Про­све­ще­ние». Прав­да, речь не шла о новых фор­ма­тах. Ско­рее, уче­ные мужи попы­та­лись реани­ми­ро­вать вос­по­ми­на­ния дале­ко­го про­шло­го. Это, а так­же мед­ли­тель­ность госу­дар­ствен­ной маши­ны не дает пово­да наде­ять­ся, что создан­ный госу­дар­ством науч­но-попу­ляр­ный теле­ка­нал ока­жет­ся жиз­не­спо­соб­ным. В дан­ной ситу­а­ции сме­лость и реши­тель­ность долж­ны про­явить част­ные инве­сто­ры, спо­соб­ные нанять такой менедж­мент, кото­рый смо­жет оди­на­ко­во хоро­шо ори­ен­ти­ро­вать­ся и в биз­нес-состав­ля­ю­щей про­ек­та, и в кон­тент­ной. И смо­жет быст­ро и, глав­ное, адек­ват­но отре­а­ги­ро­вать на изме­не­ние ситу­а­ции как на рын­ке вооб­ще, так и в инте­ре­се к сет­ке веща­ния. Пер­вый, кто смо­жет най­ти в себе силы и сред­ства на созда­ние подоб­но­го теле­ка­на­ла, очень ско­ро может захва­тить этот сек­тор медиа­рын­ка.

Не исклю­че­но, что пио­не­ра­ми в про­из­вод­стве соб­ствен­ных науч­но-попу­ляр­ных теле­ка­на­лов ста­нут боль­шие интер­нет-про­вай­де­ры, так как у них есть воз­мож­ность обка­тать этот про­дукт без допол­ни­тель­ных затрат по внед­ре­нию в кабель­ные сети. А инте­рес к гра­мот­но подан­ной науч­ной инфор­ма­ции в интер­не­те оче­ви­ден не менее, чем на кабель­ном ТВ. Ходить дале­ко за при­ме­ра­ми не нуж­но: во вре­мя рабо­ты авто­ра ста­тьи на инфор­ма­ци­он­ном пор­та­ле «Ака­до» науч­ный раз­дел обес­пе­чи­вал чет­верть посе­ща­е­мо­сти сай­та. При­мер этот взят пото­му, что пор­тал пред­став­ля­ет собой синер­гию интер­нет-СМИ и теле­ви­де­ния.

Пер­спек­ти­вы и ито­ги

Ком­мер­че­ский успех науч­но-попу­ляр­но­го теле­ка­на­ла преж­де все­го лежит в его целе­вой ауди­то­рии. Во-пер­вых, она поз­во­ля­ет рекла­ми­ро­вать более спе­ци­фи­че­ские това­ры и наде­ять­ся на высо­кую отда­чу от рекла­мы. Во-вто­рых, мож­но рас­счи­ты­вать на то, что поль­зо­ва­те­ли кабель­ных теле­ка­на­лов нач­нут поку­пать пра­во про­смот­ра науч­но-попу­ляр­но­го теле­ка­на­ла настоль­ко актив­но, что со вре­ме­нем он вой­дет в базо­вые паке­ты. В-тре­тьих, каче­ствен­ная пода­ча инфор­ма­ции очень быст­ро откро­ет перед жур­на­ли­ста­ми теле­ка­на­ла две­ри всех науч­ных и меди­цин­ских учре­жде­ний, что при­ве­дет к еще боль­ше­му росту каче­ства и, соот­вет­ствен­но, к даль­ней­ше­му росту ауди­то­рии.

Раз­ви­тию теле­ка­на­ла помо­жет и общий рост под­пис­чи­ков кабель­но­го ТВ – как пока­зы­ва­ют иссле­до­ва­ния, рынок под­пис­чи­ков еще далек от пере­пол­не­ния. Поэто­му чем рань­ше канал нач­нет транс­ля­цию, тем актив­нее пой­дет авто­ма­ти­че­ский рост ауди­то­рии.

В даль­ней­шем воз­мож­но деле­ние теле­ка­на­ла на меди­цин­ский, «живот­ный», исто­ри­че­ский, фун­да­мен­таль­ный и при­клад­ной. Выде­ле­ние Hi-Tech направ­ле­ния в само­сто­я­тель­ный канал так­же воз­мож­но. Впро­чем, боль­шие шан­сы на успех у обра­зо­ва­тель­но­го кана­ла для начи­на­ю­щих про­грам­ми­стов.

В любом слу­чае общая направ­лен­ность миро­во­го теле­ви­де­ния на диф­фе­рен­ци­ро­ван­но­го зри­те­ля ведет к появ­ле­нию тема­ти­че­ских кана­лов и в Рос­сии. Более того, мож­но утвер­ждать, что зри­тель готов к появ­ле­нию в стране науч­но-попу­ляр­но­го кана­ла. Охват ауди­то­рии, кото­рую уже поте­ря­ли эфир­ные кана­лы, воз­мож­ность эффек­тив­но рекла­ми­ро­вать спе­ци­фи­че­ские това­ры поз­во­лит быст­ро при­влечь к нему рекла­мо­да­те­лей и добить­ся реаль­ной выго­ды. А каче­ствен­ный кон­тент помо­жет науч­но­му теле­ка­на­лу не толь­ко сохра­нить дове­рие зри­те­лей и быст­ро рас­ши­рить ауди­то­рию, но и даст воз­мож­ность сотруд­ни­кам это­го про­ек­та сохра­нить соб­ствен­ную честь и досто­ин­ство. И в сво­их гла­зах, и в гла­зах науч­но­го сооб­ще­ства.

Сер­гей Иваш­ко,
редак­тор отде­ла нау­ки и тех­но­ло­гий интер­нет-пор­та­ла
InfoX.Ru

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: