Физическая олимпиада нервов

Члены российской команды (слева направо): СМ.Козел, А.Зеленеев, Х.Матвеев, И.Мельников, П.Буслаев, Л.Самойлов. Фото предоставлено Агентством гуманитарных технологий (рук. проекта - Оксана Дышкант).

Члены российской команды (слева направо): СМ.Козел, А.Зеленеев, Х.Матвеев, И.Мельников, П.Буслаев, Л.Самойлов. Фото предоставлено Агентством гуманитарных технологий (рук. проекта — Оксана Дышкант).

30 июля 2008 г. в Москву вернулись российские школьники участники 39- й Международной физической олимпиады, проходившей в г. Ханой. Трое россиян получили золотые медали, еще два серебряную и бронзовую медали. «Это была олимпиада нервов. Кто сумел собраться, тот и победил», сказали руководители нашей команды по прилете из Вьетнама.

Прилет самолета задержался на полчаса, руководители и члены нашей команды по физике в ожидании багажа появились в зале прилета только через час. За это время встречающие перезнакомились друг с другом. Одна из женщин оказалась мамой золотого медалиста олимпиады Павла Буслаева. Елена Венедиктовна рано утром приехала из Питера, чтобы встретить сына и проводить его домой.

Умная и энергичная мама рассказала, что в их семье – все математики, поэтому была уверенность, что и сын продолжит династию, но он выбрал физику. Сначала он учился в центре для одаренных детей, именно там занялся физикой, и ему это так понравилось, что он продолжил учебу в лицее «Физико-техническая школа» при Физико-техническом институте им. А.Ф.Иоффе, который успешно закончил в этом году.

Поделитесь секретом воспитания такого умного ребенка…

Он у нас один. Все, что можно, отдавали ему.

Использовали ли вы какието развивающие игры и методики?

Ничего специального не было. Конечно, мы занимались с ним, пытались увлечь его математикой, постоянно подкидывали ему какието задачи.

В каком вузе он будет учиться?

Он уже поступил в МФТИ. Подавал в Питере в разные вузы, но, приехав в Физтех на сборы, решил, что останется учиться там.

Общались ли вы с сыном во время Олимпиады?

Только через SMS- ки. Сын написал, что теоретический тур был очень трудный и они не всё успели сделать. Там надо было очень много писать, мой ребенок написал 40 листов и успел меньше половины. Поэтому у ребят было не очень хорошее число баллов за теоретическую часть. Но с экспериментом они справились хорошо и на этом поднялись.

* * *

Наконец, поиски багажа завершились успехом, и к журналистам вышли сами ребята и их преподаватели: научный руководитель сборной команды России по физике, д.физ. -мат.н., профессор кафедры общей физики Московского физико-технического института (МФТИ) Станислав Миронович Козел и его заместитель, доцент МФТИ Валерий Павлович Слободянин.

Перечислим состав сборной команды России на 39-й Международной физической олимпиаде

Леонид Самойлов (золото, Саратов, Физико-технический лицей №1);

Харитон Матвеев (золото, Москва, Лицей № 1581);

Павел Буслаев (золото, Санкт-Петербург, лицей «Физико-техническая школа» при Физико-техническом Иинституте им. А.Ф. Иоффе);

Игорь Мельников (серебро, Челябинск, Лицей № 39);

Андрей Зеленеев (бронза, Киров, Кировский физико-математический лицей).

Игорь Мельников и его мама. (Фото Н.Деминой)

Игорь Мельников и его мама. (Фото Н.Деминой)

С.М.Козел рассказал, что в Олимпиаде участвовали представители 82 стран и общее число участников составило 385 чел. По его словам, за то время, в течение которого он участвует в подготовке нашей сборной, «резко возросла конкуренция, особенно со стороны стран Юго-Восточной Азии. Соревноваться и побеждать становится всё труднее». Он отметил, что в Китае, Тайване, Индонезии и других странах этого региона успешное выступление на научных олимпиадах входит в число приоритетных задач и «там к талантливым ребятам относятся лучше, чем в России».

Легендарный профессор Физтеха подчеркнул, что научные олимпиады – соревнования индивидуальные, а не командные, и между странами проходит только неофициальное первенство. Некоторые страны привозят по одному-два участника.

Он оценил результат, полученный российской командой, как хороший, но не самый лучший, сообщив, что «есть две команды, получившие по пять золотых медалей. Это ребята из Китая и Тайваня». Станислав Миронович рассказал, что «все, кто выступил лучше нас, это китайцы или выходцы из Китая. Так, сборная команда США состояла на 80% из китайцев, у Канады тоже. Нам приходится бороться с ребятами из этого региона. Пока мы это делаем болееменее успешно, но хотелось бы лучше». Напомним, что в 2007 г. на Международной физической олимпиаде по физике в Иране команда РФ завоевала три золотые и одну серебряную медали. Пермская школьница Ксения Соловьёва вернулась в Россию с золотом. В этом году несколько девушек участвовали в учебных сборах, но в состав окончательной шестерки не вошли.

С.М.Козел отметил, что наибольшую трудность вызвал теоретический тур: «Прошедшая олимпиада отличалась наиболее трудными задачами за всю историю олимпиад. Они были не только трудными, но и громоздкими. В этом году оценки наших ребят за экспериментальный тур оказались лучше, чем за теоретический тур».

По его словам, отличились составители задач, организаторы научного соревнования – вьетнамцы. По мнению руководителя нашей команды, составленные ими «задачи, наверное, больше подходят к азиатскому менталитету, а не к нашим ребятам, которые привыкли использовать творческий подход, а там надо было сидеть и делать, считать и считать».

Далее на вопросы отвечали С.М.Козел и В.П.Слободянин, дополняя друг друга, и мы приводим их ответы в сконцентрированном виде.

Вошла ли в список олимпиадных задача российских составителей?

Нет, такой порядок составления пула задач бывает на Олимпиаде по математике, а на физике все задачи готовятся оргкомитетом принимающей страны. Это традиция. Поэтому две задачи на теорию были с вьетнамской спецификой. Одна задача была про экологию в Ханое, где огромное число мотоциклов 800 тысяч! И утром над городом висит смог. Как раз по этому поводу была предложена задача на термодинамику.

Первая задача была про механическое устройство, обрабатывающее рис: вода течет, и долбилка колотит рис, отбивает его от шелухи. Вот на этойто задаче ребята и «сели». Там требовалось большое число  арифметических  выкладок.

Многие из ребят, завоевавших золотые медали, на этой задаче получили всего 1 балл из 10, т.е. они начали её решать и бросили.

Нужно отметить, что ребята физику всю знали, к физике были хорошо подготовлены. Они были хуже подготовлены к таким скучным, длинным арифметическим выкладкам. В этом году к этому никто не был готов, даже китайцы.

Руководителям команды вторит золотой медалист Харитон Матвеев из Москвы: «В ходе подготовки мы прорешали все задачи, которые были на международных олимпиадах, и задачи этого года были самые сложные. Даже не то что сложные, а очень объемные. Для их решения не было нужно какихто оригинальных эвристических идей, всё было написано в условиях на нескольких страницах , нужно было только считать и считать».

Мы спросили В.П.Слободянина и С.М.Козела: «Идет ли уход от оригинальности задач в сторону техническую?» Они с этим согласились. Раньше условия задач у физиков в теоретической части были короткими и изящными, и это больше подходило ребятам из России. Теперь же одна задача – это не менее 8-10 страниц текста.

«Можно ли что-то сделать в этой связи?» Руководители команды пожаловались, что олимпиадная машина очень неповоротливая и инерционная. «Всякие изменения, если мы их задумали, будут рассматриваться только на будущий год, на следующей Олимпиаде, и только еще через год изменения могут воплотиться в жизнь».

Встречающие журналисты задали свой любимый вопрос: «Олимпиада – это спорт?». С.М.Козел сказал, что не знает, спорт ли это или нет. «Шахматы ведь не очень спорт. Скорее, это – интеллектуальный спорт. Так и научные олимпиады. И олимпиадники это ребята, которые наверняка в будущем составят интеллектуальную элиту страны».

Мы попросили сказать несколько слов о каждом из членов сборной.

Журналисты берут интервью у мамы золотого медалиста Олимпиады П.Буслаева. (Фото Н.Деминой)

Журналисты берут интервью у мамы золотого медалиста Олимпиады П.Буслаева. (Фото Н.Деминой)

Павел Буслаев

Про Павла можно сказать, что он наиболее опытный олимпиадник, у него уже три медали, до этого он был в Бразилии на юниорской

олимпиаде и там получил серебряную медаль за теорию и бронзовую за эксперимент, так что это у него уже 2- я олимпиада и 3- я медаль.

Андрей Зеленеев

Хороший юноша, но несколько импульсивный, это ему немножко повредило, он мог бы выступить лучше. На сборах он был у нас лидером, а там разволновался. Там многие запаниковали, когда ребята увидели, какой объем заданий. Надо было взять себя в руки и начать делать. Так что это была олимпиада нервов: кто сумел собраться, тот и победил. На предыдущих олимпиадах один наш парень заплакал, когда увидел задание. Он просто заплакал! Потом собрался и все хорошо написал.

Харитон Матвеев

Он молодец, выступал хорошо и ровно. Мы планировали, что он получит золотую медаль, и он её получил.

Игорь Мельников

Нервишки у него тоже пошаливали. Но сумел собраться.

Леонид Самойлов

Леня молодец, он такой спокойный, очень выдержанный, надежный парень. Его учительница из Саратова Людмила Вениаминовна Правдина. У нее это уже четвертый медалист, причем третий с золотой медалью. В свое время она выиграла конкурс «Учитель года». Очень опытный педагог, Заслуженный учитель РФ.

С.М.Козел также сообщил, что все пятеро юношей, медалистов Олимпиады, будут учиться в Физико-техническом институте, на одном факультете – Общей и прикладной физики, но на разных кафедрах.

Отличаются ли олимпиадники во время учебы на Физтехе?

Они там, конечно, в лидерах, но есть лидеры и среди неолимпиадников. Всетаки учеба это не спринт, есть время подумать. Есть ребята, которые очень талантливы, но не участвуют в олимпиадах. Трудно предположить, что мы выбрали самых талантливых, а все остальные похуже. Самая главная проблема обучения на Физтехе в том, что в группах бывают такие выдающиеся ребята, «все просекшие», а бывают ребята тоже хорошие, но несколько послабее, которым еще нужно развиваться, и в этих условиях очень сложно строить процесс преподавания.

* * *

В состав российской делегации также был включен наблюдатель – учитель и зам. директора по науке Лицея №39 из Челябинска Иван Александрович Иоголевич. Он был очень горд за своего ученика, серебряного медалиста Игоря Мельникова, отметив, что за каждой медалью стоит «очень большой труд и большая конкуренция». За последние десять лет выпускники Лицея получили на олимпиадах по физике и математике 5 золотых и 3 серебряных медали.

В свою очередь мама И. Мельникова, также приехавшая в Москву, чтобы встретить сына, сказала нам, что И.А.Иоголевич – «преподаватель от Бога, ребята говорят, что когда он объясняет, то всё сразу становится понятно».

Иван Александрович ответил на несколько наших вопросов:

Есть ли у вас в Лицее проблемы с оборудованием физической лаборатории?

Мы осознали эту проблему два года назад и очень активно ею сейчас занимаемся. Из областного бюджета нам было выделено 4 млн. рублей на создание специализированной лаборатории. Мы также получили муниципальный грант порядка 2 млн. рублей, так что гдето за 2 года мы получили 6 млн. рублей, но это не предел. Нам помогают спонсоры, в том числе из числа наших выпускников. Так, Евгений Панов, дважды золотой медалист олимпиады по физике, выпускник университета, получил грант на свою научную деятельность и передал его нам на создание научной лаборатории. Есть планы проведения учебнотренировочных сборов команды России к следующей Олимпиаде в Челябинске, у нас в лицее.

В чем состоят основные принципы преподавания в Лицее?

Мы стремимся к тому, чтобы ребята могли по максимуму развить и проявить свой талант. Мы идем не столько от учебных программ,

сколько от самих ребят, их интересов и талантов, организуем ребятам поездки, привлекаем преподавателей. Всё делается для того, чтобы ученики максимально развивали свои способности.

И.А.Иоголевич также отметил, что, хотя сейчас отношение к талантливым ребятам меняется в стране к лучшему, победители и призеры олимпиад получают премии и гранты, лучшие учителя – поддержку на разных уровнях, нужна серьезная государственная политика поддержки талантливых школьников.

Он считает, что руководители страны должны заявить, что «России нужны такие школьники. Не только спортивные, но и интеллектуальные достижения это гордость нации». На самом же деле, из уст чиновников, особенно на местном уровне, часто звучат слова: а зачем нам заботиться об этих детях, они ведь все равно уедут в Москву или за границу. «Пожалуй, это не тот вопрос, который мы должны задавать самим себе, – считает Иван Александрович. – А настоящий вопрос такой: почему мы растим и готовим таких ребят, а они не остаются здесь?».

* * *

Слева направо: В.П.Слободянин, И.А.Иоголевич, С.М.Козел. (Фото Н.Деминой)

Слева направо: В.П.Слободянин, И.А.Иоголевич, С.М.Козел. (Фото Н.Деминой)

И напоследок комментарии руководителей нашей сборной по физике – С.М.Козела и В.П.Слободянина по поводу «китайской проблемы» и перспектив олимпиадного движения в России.

Какие тенденции в олимпиадном движении после принятия новых «Положения о Всероссийской олимпиаде школьников» и «Порядка проведения олимпиад школьников»?

В этом году мы работаем по старым правилам (см. подробнее в статье «Новое Положение против олимпиадного движения»). Мы ожидаем, что новое Положение ухудшит ситуацию, потому что ликвидируется 4- й этап олимпиады и изза этого у нас будет меньший простор для выбора талантливых ребят. Кроме того, теперь руководство Оргкомитета олимпиад состоит из одних чиновников, оно не включает тех, кто реально занимается олимпиадным движением, кто ощущает, что реально требуется, какие существуют проблемы. Нам кажется, что это не совсем правильно.

Как вы будете действовать, чтобы заменить 4- й тур?

Пока мы будем действовать по привычной схеме, пока еще не разработаны квоты отбора на заключительный тур Всероссийской олимпиады. Мы не очень пока понимаем, как это будет происходить без 4- го этапа. Если на заключительном туре соберется 500 человек, то это «погибель», ни один российский город такой олимпиады не примет, это же будет невероятная головная боль. Это уже было, и мы от этого ушли.

Скажите, в чем причина успеха китайских ребят? У них лучше система отбора? Подготовки?

Вопервых, у китайцев другой менталитет. Они могут заниматься 24 часа в день. Наши ребята этого делать не могут, да и не надо.

А они какието классические методики у нас переняли? Они ездили, смотрели, как вы готовите ребят?

Нет, они не ездили, не смотрели, там много умных людей. Китайцы очень закрытые. Мы узнаем, что там происходит только окольными путями. Самое главное, что есть не только в Китае, но и в целом ряде азиатских стран, это специальная государственная программа подготовки национальных команд на научные олимпиады. Это означает, что на достаточно высоком уровне идет финансирование, они имеют возможность привлекать любые педагогические и научные кадры. И оборудование там всё, что нужно, покупается, а у нас бывают колоссальные финансовые затруднения.

И еще. В странах ЮгоВосточной Азии все команды встречают высокопоставленные люди, вплоть до президента. Там создана такая атмосфера, что успешное выступление на научных олимпиадах это элемент национального престижа. Олимпиадам школьников уделяется огромное внимание. Конечно, у нас ситуация меняется к лучшему; может быть, теперь за спортом и наука пойдет…

Наталия Демина. По материалам «Полит.ру»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Метки: , , , ,

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *