Физическая олимпиада нервов

Члены российской команды (слева направо): СМ.Козел, А.Зеленеев, Х.Матвеев, И.Мельников, П.Буслаев, Л.Самойлов. Фото предоставлено Агентством гуманитарных технологий (рук. проекта - Оксана Дышкант).

Члены российской команды (слева направо): СМ. Козел, А. Зеленеев, Х. Матвеев, И. Мельников, П. Буслаев, Л.Самойлов. Фото предоставлено Агентством гуманитарных технологий (рук. проекта — Оксана Дышкант).

30 июля 2008 г. в Москву вернулись российские школьники — участники 39-й Международной физической олимпиады, проходившей в г. Ханой. Трое россиян получили золотые медали, еще два — серебряную и бронзовую медали. «Это была олимпиада нервов. Кто сумел собраться, тот и победил», — сказали руководители нашей команды по прилете из Вьетнама.

Прилет самолета задержался на полчаса, руководители и члены нашей команды по физике в ожидании багажа появились в зале прилета только через час. За это время встречающие перезнакомились друг с другом. Одна из женщин оказалась мамой золотого медалиста олимпиады Павла Буслаева. Елена Венедиктовна рано утром приехала из Питера, чтобы встретить сына и проводить его домой.

Умная и энергичная мама рассказала, что в их семье — все математики, поэтому была уверенность, что и сын продолжит династию, но он выбрал физику. Сначала он учился в центре для одаренных детей, именно там занялся физикой, и ему это так понравилось, что он продолжил учебу в лицее «Физико-техническая школа» при Физико-техническом институте им. А.Ф.Иоффе, который успешно закончил в этом году.

- Поделитесь секретом воспитания такого умного ребенка…

- Он у нас один. Все, что можно, отдавали ему.

- Использовали ли вы какие-то развивающие игры и методики?

- Ничего специального не было. Конечно, мы занимались с ним, пытались увлечь его математикой, постоянно подкидывали ему какие-то задачи.

- В каком вузе он будет учиться?

- Он уже поступил в МФТИ. Подавал в Питере в разные вузы, но, приехав в Физтех на сборы, решил, что останется учиться там.

- Общались ли вы с сыном во время Олимпиады?

- Только через SMS-ки. Сын написал, что теоретический тур был очень трудный и они не всё успели сделать. Там надо было очень много писать, мой ребенок написал 40 листов и успел меньше половины. Поэтому у ребят было не очень хорошее число баллов за теоретическую часть. Но с экспериментом они справились хорошо и на этом поднялись.

* * *

Наконец, поиски багажа завершились успехом, и к журналистам вышли сами ребята и их преподаватели: научный руководитель сборной команды России по физике, д.физ.-мат.н., профессор кафедры общей физики Московского физико-технического института (МФТИ) Станислав Миронович Козел и его заместитель, доцент МФТИ Валерий Павлович Слободянин.

Перечислим состав сборной команды России на 39-й Международной физической олимпиаде

Леонид Самойлов (золото, Саратов, Физико-технический лицей № 1);

Харитон Матвеев (золото, Москва, Лицей № 1581);

Павел Буслаев (золото, Санкт-Петербург, лицей «Физико-техническая школа» при Физико-техническом Иинституте им. А.Ф. Иоффе);

Игорь Мельников (серебро, Челябинск, Лицей № 39);

Андрей Зеленеев (бронза, Киров, Кировский физико-математический лицей).

Игорь Мельников и его мама. (Фото Н.Деминой)

Игорь Мельников и его мама. (Фото Н. Деминой)

С.М.Козел рассказал, что в Олимпиаде участвовали представители 82 стран и общее число участников составило 385 чел. По его словам, за то время, в течение которого он участвует в подготовке нашей сборной, «резко возросла конкуренция, особенно со стороны стран Юго-Восточной Азии. Соревноваться и побеждать становится всё труднее». Он отметил, что в Китае, Тайване, Индонезии и других странах этого региона успешное выступление на научных олимпиадах входит в число приоритетных задач и «там к талантливым ребятам относятся лучше, чем в России».

Легендарный профессор Физтеха подчеркнул, что научные олимпиады — соревнования индивидуальные, а не командные, и между странами проходит только неофициальное первенство. Некоторые страны привозят по одному-два участника.

Он оценил результат, полученный российской командой, как хороший, но не самый лучший, сообщив, что «есть две команды, получившие по пять золотых медалей. Это ребята из Китая и Тайваня». Станислав Миронович рассказал, что «все, кто выступил лучше нас, - это китайцы или выходцы из Китая. Так, сборная команда США состояла на 80% из китайцев, у Канады - тоже. Нам приходится бороться с ребятами из этого региона. Пока мы это делаем более-менее успешно, но хотелось бы лучше». Напомним, что в 2007 г. на Международной физической олимпиаде по физике в Иране команда РФ завоевала три золотые и одну серебряную медали. Пермская школьница Ксения Соловьёва вернулась в Россию с золотом. В этом году несколько девушек участвовали в учебных сборах, но в состав окончательной шестерки не вошли.

С.М.Козел отметил, что наибольшую трудность вызвал теоретический тур: «Прошедшая олимпиада отличалась наиболее трудными задачами за всю историю олимпиад. Они были не только трудными, но и громоздкими. В этом году оценки наших ребят за экспериментальный тур оказались лучше, чем за теоретический тур».

По его словам, отличились составители задач, организаторы научного соревнования — вьетнамцы. По мнению руководителя нашей команды, составленные ими «задачи, наверное, больше подходят к азиатскому менталитету, а не к нашим ребятам, которые привыкли использовать творческий подход, а там надо было сидеть и делать, считать и считать».

Далее на вопросы отвечали С.М.Козел и В.П.Слободянин, дополняя друг друга, и мы приводим их ответы в сконцентрированном виде.

— Вошла ли в список олимпиадных задача российских составителей?

- Нет, такой порядок составления пула задач бывает на Олимпиаде по математике, а на физике все задачи готовятся оргкомитетом принимающей страны. Это традиция. Поэтому две задачи на теорию были с вьетнамской спецификой. Одна задача была про экологию в Ханое, где огромное число мотоциклов - 800 тысяч! И утром над городом висит смог. Как раз по этому поводу была предложена задача на термодинамику.

Первая задача была про механическое устройство, обрабатывающее рис: вода течет, и долбилка колотит рис, отбивает его от шелухи. Вот на этой-то задаче ребята и «сели». Там требовалось большое число арифметических выкладок.

Многие из ребят, завоевавших золотые медали, на этой задаче получили всего 1 балл из 10, т.е. они начали её решать и бросили.

Нужно отметить, что ребята физику всю знали, к физике были хорошо подготовлены. Они были хуже подготовлены к таким скучным, длинным арифметическим выкладкам. В этом году к этому никто не был готов, даже китайцы.

Руководителям команды вторит золотой медалист Харитон Матвеев из Москвы: «В ходе подготовки мы прорешали все задачи, которые были на международных олимпиадах, и задачи этого года были самые сложные. Даже не то что сложные, а очень объемные. Для их решения не было нужно каких-то оригинальных эвристических идей, всё было написано в условиях на нескольких страницах, нужно было только считать и считать».

Мы спросили В.П.Слободянина и С.М.Козела: «Идет ли уход от оригинальности задач в сторону техническую?» Они с этим согласились. Раньше условия задач у физиков в теоретической части были короткими и изящными, и это больше подходило ребятам из России. Теперь же одна задача — это не менее 8−10 страниц текста.

«Можно ли что-то сделать в этой связи?» Руководители команды пожаловались, что олимпиадная машина очень неповоротливая и инерционная. «Всякие изменения, если мы их задумали, будут рассматриваться только на будущий год, на следующей Олимпиаде, и только еще через год изменения могут воплотиться в жизнь».

Встречающие журналисты задали свой любимый вопрос: «Олимпиада — это спорт?». С.М.Козел сказал, что не знает, спорт ли это или нет. «Шахматы ведь не очень спорт. Скорее, это — интеллектуальный спорт. Так и научные олимпиады. И олимпиадники - это ребята, которые наверняка в будущем составят интеллектуальную элиту страны».

Мы попросили сказать несколько слов о каждом из членов сборной.

Журналисты берут интервью у мамы золотого медалиста Олимпиады П.Буслаева. (Фото Н.Деминой)

Журналисты берут интервью у мамы золотого медалиста Олимпиады П.Буслаева. (Фото Н. Деминой)

Павел Буслаев

Про Павла можно сказать, что он наиболее опытный олимпиадник, у него уже три медали, до этого он был в Бразилии на юниорской

олимпиаде и там получил серебряную медаль за теорию и бронзовую за эксперимент, так что это у него уже 2-я олимпиада и 3-я медаль.

Андрей Зеленеев

Хороший юноша, но несколько импульсивный, это ему немножко повредило, он мог бы выступить лучше. На сборах он был у нас лидером, а там разволновался. Там многие запаниковали, когда ребята увидели, какой объем заданий. Надо было взять себя в руки и начать делать. Так что это была олимпиада нервов: кто сумел собраться, тот и победил. На предыдущих олимпиадах один наш парень заплакал, когда увидел задание. Он просто заплакал! Потом собрался и все хорошо написал.

Харитон Матвеев

Он - молодец, выступал хорошо и ровно. Мы планировали, что он получит золотую медаль, и он её получил.

Игорь Мельников

Нервишки у него тоже пошаливали. Но сумел собраться.

Леонид Самойлов

Леня - молодец, он такой спокойный, очень выдержанный, надежный парень. Его учительница из Саратова - Людмила Вениаминовна Правдина. У нее это уже четвертый медалист, причем третий с золотой медалью. В свое время она выиграла конкурс «Учитель года». Очень опытный педагог, Заслуженный учитель РФ.

С.М.Козел также сообщил, что все пятеро юношей, медалистов Олимпиады, будут учиться в Физико-техническом институте, на одном факультете — Общей и прикладной физики, но на разных кафедрах.

Отличаются ли олимпиадники во время учебы на Физтехе?

Они там, конечно, в лидерах, но есть лидеры и среди неолимпиадни-ков. Все-таки учеба - это не спринт, есть время подумать. Есть ребята, которые очень талантливы, но не участвуют в олимпиадах. Трудно предположить, что мы выбрали самых талантливых, а все остальные - похуже. Самая главная проблема обучения на Физтехе - в том, что в группах бывают такие выдающиеся ребята, «все просекшие», а бывают ребята тоже хорошие, но несколько послабее, которым еще нужно развиваться, и в этих условиях очень сложно строить процесс преподавания.

* * *

В состав российской делегации также был включен наблюдатель — учитель и зам. директора по науке Лицея № 39 из Челябинска Иван Александрович Иоголевич. Он был очень горд за своего ученика, серебряного медалиста Игоря Мельникова, отметив, что за каждой медалью стоит «очень большой труд и большая конкуренция». За последние десять лет выпускники Лицея получили на олимпиадах по физике и математике 5 золотых и 3 серебряных медали.

В свою очередь мама И. Мельникова, также приехавшая в Москву, чтобы встретить сына, сказала нам, что И.А.Иоголевич — «преподаватель от Бога, ребята говорят, что когда он объясняет, то всё сразу становится понятно».

Иван Александрович ответил на несколько наших вопросов:

- Есть ли у вас в Лицее проблемы с оборудованием физической лаборатории?

- Мы осознали эту проблему два года назад и очень активно ею сейчас занимаемся. Из областного бюджета нам было выделено 4 млн. рублей на создание специализированной лаборатории. Мы также получили муниципальный грант порядка 2 млн. рублей, так что где-то за 2 года мы получили 6 млн. рублей, но это не предел. Нам помогают спонсоры, в том числе из числа наших выпускников. Так, Евгений Панов, дважды золотой медалист олимпиады по физике, выпускник университета, получил грант на свою научную деятельность и передал его нам на создание научной лаборатории. Есть планы проведения учебно-тренировочных сборов команды России к следующей Олимпиаде в Челябинске, у нас в лицее.

- В чем состоят основные принципы преподавания в Лицее?

- Мы стремимся к тому, чтобы ребята могли по максимуму развить и проявить свой талант. Мы идем не столько от учебных программ,

сколько от самих ребят, их интересов и талантов, организуем ребятам поездки, привлекаем преподавателей. Всё делается для того, чтобы ученики максимально развивали свои способности.

И.А.Иоголевич также отметил, что, хотя сейчас отношение к талантливым ребятам меняется в стране к лучшему, победители и призеры олимпиад получают премии и гранты, лучшие учителя — поддержку на разных уровнях, нужна серьезная государственная политика поддержки талантливых школьников.

Он считает, что руководители страны должны заявить, что «России нужны такие школьники. Не только спортивные, но и интеллектуальные достижения - это гордость нации». На самом же деле, из уст чиновников, особенно на местном уровне, часто звучат слова: а зачем нам заботиться об этих детях, они ведь все равно уедут в Москву или за границу. «Пожалуй, это не тот вопрос, который мы должны задавать самим себе, — считает Иван Александрович. — А настоящий вопрос такой: почему мы растим и готовим таких ребят, а они не остаются здесь?».

* * *

Слева направо: В.П.Слободянин, И.А.Иоголевич, С.М.Козел. (Фото Н.Деминой)

Слева направо: В.П.Слободянин, И.А.Иоголевич, С.М.Козел. (Фото Н. Деминой)

И напоследок комментарии руководителей нашей сборной по физике — С.М.Козела и В.П.Слободянина по поводу «китайской проблемы» и перспектив олимпиадного движения в России.

— Какие тенденции в олимпиадном движении после принятия новых «Положения о Всероссийской олимпиаде школьников» и «Порядка проведения олимпиад школьников»?

- В этом году мы работаем по старым правилам (см. подробнее в статье «Новое Положение против олимпиадного движения»). Мы ожидаем, что новое Положение ухудшит ситуацию, потому что ликвидируется 4-й этап олимпиады и из-за этого у нас будет меньший простор для выбора талантливых ребят. Кроме того, теперь руководство Оргкомитета олимпиад состоит из одних чиновников, оно не включает тех, кто реально занимается олим-пиадным движением, кто ощущает, что реально требуется, какие существуют проблемы. Нам кажется, что это не совсем правильно.

- Как вы будете действовать, чтобы заменить 4-й тур?

- Пока мы будем действовать по привычной схеме, пока еще не разработаны квоты отбора на заключительный тур Всероссийской олимпиады. Мы не очень пока понимаем, как это будет происходить без 4-го этапа. Если на заключительном туре соберется 500 человек, то это - «погибель», ни один российский город такой олимпиады не примет, это же будет невероятная головная боль. Это уже было, и мы от этого ушли.

- Скажите, в чем причина успеха китайских ребят? У них лучше система отбора? Подготовки?

- Во-первых, у китайцев другой менталитет. Они могут заниматься 24 часа в день. Наши ребята этого делать не могут, да и не надо.

- А они какие-то классические методики у нас переняли? Они ездили, смотрели, как вы готовите ребят?

- Нет, они не ездили, не смотрели, там много умных людей. Китайцы очень закрытые. Мы узнаем, что там происходит только окольными путями. Самое главное, что есть не только в Китае, но и в целом ряде азиатских стран, - это специальная государственная программа подготовки национальных команд на научные олимпиады. Это означает, что на достаточно высоком уровне идет финансирование, они имеют возможность привлекать любые педагогические и научные кадры. И оборудование - там всё, что нужно, покупается, а у нас бывают колоссальные финансовые затруднения.

И еще. В странах Юго-Восточной Азии все команды встречают высокопоставленные люди, вплоть до президента. Там создана такая атмосфера, что успешное выступление на научных олимпиадах - это элемент национального престижа. Олимпиадам школьников уделяется огромное внимание. Конечно, у нас ситуация меняется к лучшему; может быть, теперь за спортом и наука пойдет…

Наталия Демина. По материалам «Полит.ру»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Метки: , , , ,

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *