День знаний, к сожаленью, только раз в году

И зарастает к ней народная тропа... Фото Алексея Чеснокова
И зарас­та­ет к ней народ­ная тро­па… Фото Алек­сея Чес­но­ко­ва

Празд­ни­ки любят во всём мире. И сре­ди них слу­ча­ют­ся самые при­чуд­ли­вые. Рос­сия – не исклю­че­ние. И в смыс­ле люб­ви к празд­ни­кам, и в смыс­ле их при­чуд­ли­во­сти. Вот, если вду­мать­ся, что озна­ча­ет «День Зна­ний»?! Какие, пар­дон, мыс­ли наве­ва­ет? Ну, кро­ме ассо­ци­а­ций с милы­ми кукол­ка­ми-пер­во­клаш­ка­ми и солид­ны­ми дядя­ми-тётя­ми, соби­ра­ю­щи­ми­ся в 11-й класс или сра­зу на 1-й курс.

А что, осталь­ные 365 дней (в дей­ству­ю­щий висо­кос­ный год) со зна­ни­я­ми мы не дру­жим? Что­бы, как гово­рит поко­ле­ние NEXT, мозг не взо­рвал­ся… Беда, в общем. Нын­че не замут­нён­ное ника­ки­ми посто­рон­ни­ми сооб­ра­же­ни­я­ми стрем­ле­ние к чисто­му зна­нию – явле­ние исче­за­ю­щее, ред­кое. По при­чи­нам, вполне понят­ным. Но наша газе­та уста­ми сво­ей редак­ции и пуб­ли­ку­е­мых авто­ров не уста­ёт напо­ми­нать, что богат­ство стра­ны опре­де­ля­ет­ся не толь­ко и не столь­ко ёмко­стью неф­тя­ных и газо­вых сква­жин.

Госу­дар­ство долж­но созда­вать такие усло­вия сво­им граж­да­нам, что­бы они посто­ян­но, с удо­воль­стви­ем, не отвле­ка­ясь на посто­рон­нее, учи­лись. Учи­лись и ещё раз учи­лись. Ведь учить­ся (осо­бен­но когда с умом) – про­сто инте­рес­но! В любом воз­расте. И вот тогда при­ло­жит­ся если не всё, то мно­гое. Умная стра­на – это пре­крас­но. И она про­сто не смо­жет быть бед­ной, что бы ни гово­ри­ла на эту тему народ­ная муд­рость. Ну, а пока… Пока коэф­фи­ци­ент интел­лек­та в Рос­сии посчи­тать лег­ко: это 1366. Ну, или, если учи­ты­вать отме­ча­е­мый в фев­ра­ле День Нау­ки, – 1183. Негу­сто. Но имен­но столь­ко раз в году мы вспо­ми­на­ем о Зна­ни­ях и Нау­ке.

«Тро­иц­кий вари­ант» обра­тил­ся к веду­щим уче­ным и пре­по­да­ва­те­лям с прось­бой рас­ска­зать, какие чув­ства у них свя­за­ны с Днем зна­ний, что бы они поже­ла­ли всем сту­ден­там, уча­щим­ся, школь­ни­кам, кото­рыесен­тяб­ря откро­ют две­ри школ, кол­ле­джей и уни­вер­си­те­тов.

11_-0013Вла­ди­мир Арнольд
(ака­де­мик РАН)

Для меня 1 сен­тяб­ря – фак­ти­че­ски все­гда новый год, откры­ва­ю­щий новый учеб­ный, а не кален­дар­ный год. Когда Нильс Бор был, кажет­ся, на Физ­те­хе, его там спро­си­ли, чем отли­ча­ет­ся заме­ча­тель­ная копен­га­ген­ская шко­ла физи­ки от дру­гих (ведь нет ни мос­ков­ской, ни бер­лин­ской шко­лы, а есть копен­га­ген­ская), и он объ­яс­нил: «Пото­му, что мы нико­гда не боя­лись объ­яс­нять сво­им уче­ни­кам, какие мы дура­ки». Его выступ­ле­ние пере­во­дил Е.М.Лифшиц, и он пере­вел эту фра­зу так: «Какие там дура­ки». Его попра­вил И.Е. Тамм, кото­рый ска­зал, что, может быть, у Бора пло­хая дик­ция, но вы пере­пу­та­ли, он, на самом деле, ска­зал: «Какие мы дура­ки», и в этом, мол, отли­чие школ Бора и Лан­дау. Так вот, я хочу, что­бы наши школь­ни­ки про­хо­ди­ли обу­че­ние имен­но в шко­ле Бора, что­бы им не объ­яс­ня­ли, какие они дура­ки, а что­бы они виде­ли, какие мы дура­ки.

11_-0014Ясен Засур­ский
(с 1965 по 2007 г. – декан жур­фа­ка МГУ, ныне пре­зи­дент это­го факуль­те­та)

Для меня это очень памят­ный день. Я пом­ню, как я пошел в шко­лу 1 сен­тяб­ря. Был пре­крас­ный день. Было 1 сен­тяб­ря 1937 года. У нас было очень мно­го клас­сов, от бук­вы «а» до «ж», и что­бы раз­ли­чать нас, нам при­креп­ля­ли лен­точ­ки раз­ных цве­тов. У наше­го клас­са была сире­не­вая лен­точ­ка. Я до сих пор пом­ню нашу первую пре­по­да­ва­тель­ни­цу Наи­ну Геор­ги­ев­ну, она была пре­крас­ным учи­те­лем, а ей было все­го два­дцать лет. Празд­ник про­хо­дил в пре­крас­ной гим­на­зии на Боль­шой Гру­зин­ской, там теперь раз­ме­ща­ет­ся Мини­стер­ство при­род­ных ресур­сов. К сожа­ле­нию, нашей шко­лы там боль­ше нет.

У меня оста­лись самые при­ят­ные впе­чат­ле­ния от обще­ния с инте­рес­ны­ми, зна­ю­щи­ми людь­ми, при­об­ще­ния к новым зна­ни­ям, и я бы даже ска­зал – к обще­ству. То я был малень­ким маль­чи­ком, жил дома, играл во дво­ре и на ули­це, а там попал в дру­гую инте­рес­ную жизнь. У меня оста­лись самые при­ят­ные вос­по­ми­на­ния о 1 сен­тяб­ре, нас в шко­ле при­ня­ли пре­крас­но, хотя шел 1937 год, но запом­нил­ся имен­но этот день. Дру­гие дни были дру­ги­ми, но в тот день всё было заме­ча­тель­но.

Всем школь­ни­кам и сту­ден­там хотел бы поже­лать, что­бы они не утра­ти­ли сво­е­го инте­ре­са к жиз­ни, к нау­ке, сохра­ня­ли любо­пыт­ство и любо­зна­тель­ность, и это обес­пе­чит им дви­же­ние впе­ред. Они долж­ны стре­мить­ся знать боль­ше и всё все­гда под­вер­гать сомне­нию. К нам сей­час при­хо­дят учить­ся инте­рес­ные моло­дые люди, я желаю им полу­чать удо­воль­ствие от полу­че­ния новых зна­ний. Для меня – это самое боль­шое удо­воль­ствие и наде­юсь, что и для них.

11_-0017Дмит­рий Зимин
(уче­ный, биз­нес­мен, осно­ва­тель семей­но­го бла­го­тво­ри­тель­но­го фон­да «Дина­стия»)

Наде­юсь, что все обще­ство нач­нет осо­зна­вать, что моз­ги тех ребят, кото­рые 1 сен­тяб­ря идут учить­ся, явля­ют­ся пока недо­оце­нен­ным, но основ­ным богат­ством стра­ны, а не нефть, черт ее поде­ри. Хоте­лось бы поже­лать всем сту­ден­там и школь­ни­кам умнеть, умнеть и умнеть.

11_-0018Вале­рий Коз­лов
(ака­де­мик, вице-пре­зи­дент РАН, дирек­тор Мате­ма­ти­че­ско­го инсти­ту­те им. В.А.Стек­ло­ва РАН)

Конеч­но, мы зна­ем, что кален­дар­ный новый год начи­на­ет­ся 1 янва­ря, но это услов­но. На самом деле, жизнь тех, кто когда-то учил­ся, учит­ся, кто пре­по­да­вал и пре­по­да­ет до сих пор, постро­е­на по дру­го­му цик­лу, и для них 1 сен­тяб­ря, конеч­но, осо­бый день. Фак­ти­че­ски это – Новый год, новый учеб­ный и тру­до­вой год.

Хоте­лось бы, что­бы этот год внес какие-то новые пози­тив­ные момен­ты в веч­ные вопро­сы рос­сий­ско­го обра­зо­ва­ния. У нас, в прин­ци­пе, сло­жи­лась хоро­шая систе­ма, бла­го­да­ря кото­рой мы полу­ча­ем хоро­шие резуль­та­ты и до сих пор всё обсто­ит бла­го­по­луч­но. Хоте­лось бы поже­лать, что­бы наши обра­зо­ва­тель­ные тра­ди­ции не лома­лись, что­бы мы сохра­ни­ли все то, что в них есть пози­тив­но­го, и систе­ма­ти­че­ски, шаг за шагом, дви­га­ясь впе­ред, улуч­ша­ли нашу систе­му нау­ки и обра­зо­ва­ния. Я сей­час в основ­ном рабо­таю в Ака­де­мии наук, где по дол­гу служ­бы кури­рую вопро­сы обра­зо­ва­ния, зани­ма­юсь обра­зо­ва­тель­ной поли­ти­кой. Поэто­му все про­бле­мы обра­зо­ва­ния мне очень близ­ки. Хоте­лось бы, что­бы сред­няя, а осо­бен­но выс­шая шко­ла вме­сте с Ака­де­ми­ей наук дела­ли новые шаги в плане повы­ше­ния уров­ня наше­го обра­зо­ва­ния.

11_-0019Яро­слав Кузь­ми­нов
(рек­тор ГУ «Выс­шая шко­ла эко­но­ми­ки»)

Каж­дый год 1 сен­тяб­ря, я вижу мас­су людей, кото­рые в нас очень верят. Это совер­шен­но заме­ча­тель­ное чув­ство – соот­вет­ство­вать этим жела­ни­ям, видеть мно­го талант­ли­вых людей, кото­рые дол­го  боро­лись за  пра­во стать сту­ден­та­ми наше­го уни­вер­си­те­та. Их вера в нас дает нам очень боль­шой заряд и уве­рен­но­сти, и ответ­ствен­но­сти. В этом году к нам посту­пи­ли поряд­ка 3500 чело­век. Всем пер­во­курс­ни­кам я бы поже­лал «выжить» в Выс­шей шко­ле эко­но­ми­ки. Учить­ся у нас очень слож­но, но инте­рес­но.

11_-0020Нико­лай Явор­ский
(дирек­тор спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­но­го учеб­но-науч­но­го цен­тра Ново­си­бир­ско­го госу­ни­вер­си­те­та)

1 сен­тяб­ря – очень необыч­ный день, и когда идешь в шко­лу пер­вый раз, и когда её закан­чи­ва­ешь, и когда ведешь туда сво­их детей. Пер­вый день ново­го учеб­но­го года все­гда очень вол­ни­те­лен, не толь­ко пото­му, что там что-то про­изой­дет, а пото­му что там будет что-то новое, откро­ет­ся что-то необыч­ное, новые гори­зон­ты, новые широ­ты, нач­нет­ся новая жизнь.

Гово­рят, что рань­ше на Руси 1 сен­тяб­ря был Новым годом; навер­ное, осо­бое отно­ше­ние к это­му дню пере­хо­дит еще и отту­да. Я – дирек­тор физи­ко-мате­ма­ти­че­ской шко­лы, и каж­дый раз 1 сен­тяб­ря, когда мы начи­на­ем новый учеб­ный год, у нас празд­ник. К нам при­хо­дят наши выпуск­ни­ки, неко­то­рые из них уже ака­де­ми­ки, круп­ные биз­не­сме­ны. Обыч­но празд­ник про­хо­дит на ули­це, на солн­це, на лужай­ке, где обща­ют­ся дети, выпуск­ни­ки и масти­тые уче­ные. Хоте­лось бы поже­лать всем уча­щим­ся и сту­ден­там, что­бы чув­ство радо­сти сопро­вож­да­ло их все вре­мя их уче­бы. Празд­ни­ки про­хо­дят, начи­на­ют­ся буд­ни, но если радость сопро­вож­да­ет нашу жизнь, то она будет пол­на новых откры­тий и свер­ше­ний.

11_-0021Иван Ящен­ко
(испол­ни­тель­ный дирек­тор Мос­ков­ско­го цен­тра непре­рыв­но­го мате­ма­ти­че­ско­го обра­зо­ва­ния)

Я рабо­таю в шко­ле с 1986 года, и мне все­гда при­ят­но идти в шко­лу 1 сен­тяб­ря. Это очень свет­лый и доб­рый празд­ник. В этом году у меня будет пере­рыв, я год не буду вести заня­тий, пото­му что у меня родил­ся ребе­нок. Но обя­за­тель­но при­ду в шко­лу 1 сен­тяб­ря, пото­му что там тра­ди­ци­он­но соби­ра­ют­ся выпуск­ни­ки про­шлых лет. Буду рад уви­деть ребят, кото­рых выпу­стил в этом году, и выпуск­ни­ков про­шлых лет.

1 сен­тяб­ря – для меня один из самых при­ят­ных и радост­ных дней. Мне кажет­ся, что если учи­тель хоро­ший и шко­ла хоро­шая, то уче­ни­ки все­гда идут в шко­лу с удо­воль­стви­ем. И хочет­ся поже­лать, что­бы и учи­те­ля, и дети шли в шко­лу с радо­стью.

Под­го­то­ви­ла Ната­лия Деми­на

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: