Свежие номера газеты ТрВ-Наука

ТрВ № 12 (281) за 2019 г.: Вавилонские мудрецы и теория чисел

Криогенный телескоп воссоздаст зарю Вселенной. Научная колбаса и осьминоги-инопланетяне. Метаплагиат. Благо и зло испорченного гена. Шерсть полярного медведя дала подсказку материаловедам. Троллинг XV века. Игра языков в «Игре престолов». Бессмертный рыцарь веры из Сорбонны.

ТрВ-Наука № 281 от 18 июня 2019 года в PDF

Материалы номера в HTML

Исследования

Вавилонские мудрецы и теория чисел

Табличка Plimpton 322, посвященная генерации пифагоровых троек, долгое время считалась уникальной, а несколько лет назад даже была объявлена двумя австралийскими математиками древнейшей тригонометрической таблицей. ТрВ-Наука поговорил об этой табличке с ассириологом Надеждой Рудик и математиком Сергеем Львовским.

Наука и общество

Метаплагиат

Бытие науки

Q1 не то, чем кажется

Как вы оцениваете вероятность того, что произвольная статья некоторого неизвестного вам ученого, проиндексированная в базе данных Scopus, опубликована в высокорейтинговом журнале (Q1)? Если ваш ответ — 25% или меньше, то эта заметка специально для вас.

Просвещение

О фейках

Недавно газеты, а за ними и социальные сети возбудились от известия, что в США была отчеканена посвященная Второй мировой войне монета, на которой изображены флаги США, Великобритании, Франции, но отсутствует флаг СССР. Впрочем, быстро выяснилось, что это никакая не монета, а позолоченный сувенирный жетон, выпущенный частной компанией. Эта история, сама по себе не очень интересная, напомнила о другом замечательном сюжете — продукции Московского монетного двора, среди которой можно найти немало чудесного.

Страницы истории

Ладья у пирамиды в эпоху Гугла

26 мая Google посвятил свой дудл знаменитой археологической находке, сделанной 65 лет назад в Гизе возле пирамиды Хеопса (Хуфу́), — его царской ладье. Событие не стало поворотным в истории египтологии, но до сих пор вызывает различные толкования, гипотезы и домыслы.

Образование

Как меняется роль иностранных исследователей и студентов в американской науке

Американская наука и высшее образование исторически в значительной степени подпитывались талантами со всего мира. Многие из этих специалистов приехали в США еще студентами или постдоками, другие нашли новую работу и признание в Соединенных Штатах, уже имея за плечами опыт и международную репутацию вполне сложившихся ученых и профессоров. Такой приток талантов не ослабевал в течение десятилетий, по крайней мере начиная с тех европейских эмигрантов, которые бежали за океан от преследований нацистов в 1930—1940-е годы.

Авторские колонки