Свободный университет (а так можно было?)

Рафаэль Санти. Афинская школа. 1510–1511
Рафаэль Санти. Афинская школа. 1510–1511
Андроник Арутюнов
Андроник Арутюнов

Традиционно рассказ о нашем университете начинают с того, как три года назад из Высшей школы экономики уволили группу преподавателей «за невосторженный образ мысли», но для меня эта история началась раньше, когда в апреле 2020 года я написал текст-концепт 1 того, что я назвал тогда «Вольным университетом». Идея проста: для организации образования в дистанционном формате раздутые административные штаты, толпы проректоров «по безопасности» и «по инновациям» и прочая административная шушера не особо-то и нужны. Всё это можно сделать своими, что называется, силами. Был бы энтузиазм. Так что когда в августе я прочитал про идею упомянутых коллег из ВШЭ создать Свободный университет, у меня был готов не только курс, но и масса «гениальных идей» по обустройству нарождающегося университета.

Конечно, мысли — это одно, реальность — это другое. Не одно замечательное начинание заканчивалось, столкнувшись с действительностью, особенно с такой действительностью, как реальность прошедших лет: ковид, локдаун, репрессии, «СВО», репрессии, мобилизация, репрессии… Чего только у нас не было: «релоцирующиеся» посреди курса студенты и преподаватели, студенты, которым передают конспекты курса в спецприёмник, и т. д. Ну, вы, что называется, знаете. Было (да и остается) у нас немало внутренних проблем, скандалов и выяснений, чье же пальто белее. В общем, о чем написать в мемуарах, найдется. Но несмотря ни на что 10 января у нас начнется очередной набор. И если в далеком сентябре 2020 года мы начинали дюжиной курсов, то сейчас их будет много больше 50. У нас действует уже несколько полноценных магистерских программ, есть свое издательство 2 с журналом «Палладиум» и пятью выпущенными книгами. Есть студенческое СМИ «Свободный медиацентр» 3 с прекрасными подкастами и даже Свободная библиотека 4. В общем, худо-бедно конфликты преодолеваются, а университет растет и развивается.

Рассказывать историю становления университета я не буду: с одной стороны, это отчасти написано в хрониках университета, которые публикуются в журнале, а с другой — это очень непростая история, в которой есть много «мест умолчания». Так что мою историю становления Свободного я писать покамест не буду. Сейчас гораздо важнее настоящее и будущее. О том и расскажу.

Итак, что есть Свободный университет? Это самоуправляемая корпорация профессоров. Ну, а профессора — это те, кто читает по меньшей мере один семестровый курс в году. На деньги обычных университетов — все лекторы без различия в рангах. Постоянный исполнительный орган самоуправления — как и положено, ученый совет, в который входят преимущественно действующие профессора университета и несколько «внешних специалистов», являющихся при этом тоже людьми из академической среды (например, хорошо известный Сергей Шпилькин). В качестве консультативного органа у нас есть наблюдательный совет, в который входят уважаемые ученые, в том числе и несколько иностранных коллег. Отличие от «обычных» университетов — в отсутствии ректора (и вообще ректората). Вместо него у нас есть председательствующая коллегия — коллективный исполнительный орган.

Всё, если так можно выразиться, начальство избирается. 2/3 ученого совета (и в том числе председательствующая коллегия) — прямым голосованием на общем собрании профессоров (конференции), а 1/3 — факультетами (у нас они называются цехами и школами). Ну а надзор (куда же без него) осуществляет (избираемая конференцией) контрольно-ревизионная комиссия.

В общем, ничего особенно революционного в нашей структуре нет. Основа университета — это самоуправление и выборность. Конечно, в любой самоуправляемой демократичной структуре нередки выяснения отношений, куда без них. Но именно демократические институты позволяют находить и решения у конфликтов.

Тут же затрону еще один популярный вопрос. Свободный университет — он частный или государственный? То, что мы не государственный университет, уже понятно. Но и на частный мы, мягко говоря, не похожи. Кто-то может предложить термин «общественный», но, с моей точки зрения, гораздо вернее сказать «корпоративный» (хотя кому-то, возможно, больше по душе «солидаристский»). Потому что (как видно из обрисованной схемы самоуправления) университет управляется корпорацией профессоров без диктата со стороны каких-либо чиновников. Минусом такой формы самоуправления, пожалуй, является слабая вовлеченность студентов. Впрочем, и студенты не находятся под диктатом университета и вольны создавать (и создают!) свои собственные проекты, которые образуют нашу большую Свободную ойкумену.

Книга опубликована в сотрудничестве Свободного университета Москвы и издательства «Мысль». Текст книги онлайн: freemoscowuniversity.pubpub.org
Книга опубликована в сотрудничестве Свободного университета Москвы и издательства «Мысль». Текст книги онлайн: freemoscowuniversity.pubpub.org

Кто же входит в нашу корпорацию? География наших профессоров — весь земной шар (хотя по преимуществу — Северное полушарие). Главное, что у нас есть, — возможность преподавать то, что нужно, и так, как нужно (в академических пределах, конечно). Поэтому у нас появляются очень необычные курсы. Например, курс «про выборы», который читают юристы, социологи и математик, уникальные курсы по истории науки. Одна из наших «фишек» — коллаборации. Например, ко мне на курс по теории вероятностей приходит Сергей Шпилькин и философ Виктор Горбатов. Химики ходят к биологам с гостевыми лекциями, и наоборот. В результате нам удается давать нашим студентам полноценный взгляд на мир «с разных сторон».

Все новые курсы у нас рецензируются, преподаватели присылают CV вместе с программой курса. И дальше соответствующий факультет обсуждает программу, CV и рецензии. Бывает, признаем и неудачные кадровые решения, но редко.

Ну и главный вопрос: а кто же у нас учится? По статистике Zoom (в котором проходит большинство наших лекций) около 90% наших студентов — из России. Но в России география — от Калининграда до Владивостока. Ко мне на курсы по математике приходят не только студенты из крупных городов, но и огромное количество ребят из провинции. Человек, который приходит учиться не «ради корочки», а ради знаний, — это заведомо тот, кого можно научить. Так что, как мы часто говорим «в кулуарах», студенты у нас самые лучшие. Частенько у них не хватает знаний, но всегда хватает мотивации. Что, конечно, зачастую заменяет любые знания.

Кстати, о «корочках». Как и, например, в Независимом университете, мы не выдаем никаких официальных документов или диплома гособразца. Только сертификат, подтверждающий прохождение курса. Ну и, конечно, в личном порядке пишем рекомендательные письма. Впрочем, «для резюме» этого зачастую хватает, поскольку название курса и продвинутая программа подтверждается авторитетом преподавателя.

К чему мы стремимся? Наша цель — создание помимо отдельных (безусловно, замечательных) курсов еще и полноценных учебных программ, на которые будут приходить учиться не только «начинающие», но и уже полноценные специалисты, которые расширяют свои исследовательские интересы. Проще говоря, именно та магистратура, которой не хватает российским университетам. Один из проектов — учебная программа по томографии, в которой будут преподавать физики, инженеры, биологи, программисты… Хочется надеяться, что через несколько лет таких программ будет много. Сейчас уже есть медиашкола, школа публичного права. Есть и присоединившаяся к нам Лаборатория Университетской Прозрачности со своей годовой программой обучения студентов премудростям анализа университетской жизни и основам расследовательской деятельности.

На этом месте я немного разбавлю елей предыдущих абзацев и расскажу о наших проблемах, помимо общей склочности интеллектуальных работников, немало осложняющей внутренние академические процессы. Прежде всего у нас нет кампуса. Это хорошо для гибкости организации учебного процесса, но это огромная проблема для проведения лабораторных работ и практикумов, да и вообще отсутствие возможности встречаться и работать очно — скорее проблема. Большая проблема — отсутствие привычки к самоуправлению у многих коллег. Российские преподаватели и ученые настолько отвыкли от демократических процедур, что зачастую манкируют необходимостью (хочется сказать — обязанностью!) принимать личное деятельное участие в самоуправлении. Не в последнюю очередь из-за этого наша внутренняя структура, отнюдь не статичная, выстраивается с немалым трудом. Ну и, конечно, большая проблема — финансы. Строить университет, по сути, на голом энтузиазме очень нелегко. К сожалению, мы остались без очень многих хороших курсов и по этим причинам.

Хочу подчеркнуть, что у нас не просто много разных курсов и программ. Но и много студентов. На некоторые курсы с жестким отбором (многие преподаватели готовы брать только 20–30 студентов) конкурс достигает десятков человек на место (сравните с обычными университетами!). И между тем у нас, по подсчетам, уже «обернулось» несколько тысяч студентов.

Безусловно, успех Свободного университета и его развитие — это не в последнюю очередь следствие полного фиаско российских вузов, которые по большому счету являются абсолютными академическими банкротами. Единственное их достоинство (правда, очень важное) — отсрочка от армии и мобилизации для студентов. В остальном нужно признать, что система высшего образования в России развалилась: программы несовременные и крайне куцые, уровень преподавателей зачастую весьма невысок, организация учебного процесса ужасна. Вузы давно уже превратились в крайне забюрократизированные неэффективные «ясли для взрослых».

Следует из этого одно. Дело сохранения высшей школы — забота самих преподавателей и студентов. Никому, кроме нас, университеты в нынешнем мире не нужны. Так что делать университеты нужно самим.

Что хочется сказать напоследок? Приходите к нам учиться! С 10 января у нас очередной набор, и надеемся на вашу помощь с распространением этой информации среди всех заинтересованных. Вся информация — на нашем сайте freemoscow.university.

Андроник Арутюнов

Автор благодарен Елене Лукьяновой и Елизавете Немзер
за помощь в подготовке текста.


1 unisolidarity.ru/?p=8346

2 freemoscowuniversity.pubpub.org

3 youtube.com/c/Свободныймедиацентр/featured

4 t.me/FreeStudentLibrary

См. также:

Подписаться
Уведомление о
guest

36 Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Дрозд
Дрозд
23 дней(-я) назад

Kak Vy schitayete, stoit li v ramkax razryva s proshlym nachat’ ispolzovat latinitsu dlya russkogo yazyka v novom dejstvitelno svobodnom Universitete?

Леонид Коганов
Леонид Коганов
22 дней(-я) назад
В ответ на:  Дрозд

Езжайте в Казахстан, там, говорят латиница «в рамках разрыва с прошлым». А мы здесь как-нибудь на Великом и Могучем и на кириллице договоримся. Чай не маленькие, и переводчики есть и даже плохонькие электронные, почти синхронные.
Не лезьте навязывать, навяливать свою повестку, тут не дети малые, «без большевиков» как в песнях пелось.
Л.К.

Последняя редакция 22 дней(-я) назад от Леонид Коганов
Андроник
Андроник
21 дней(-я) назад
В ответ на:  Дрозд

Если честно, я считаю, что Вам надо лечить тревожность.

semen Semenov
semen Semenov
18 дней(-я) назад
В ответ на:  Дрозд

При современном раскладе изучение китайских иероглифов выглядит предпочтительнее. И мандаринского диалекта, конечно.

Леонид Коганов
Леонид Коганов
16 дней(-я) назад
В ответ на:  semen Semenov

Русский текст — на латинице есть нечто совершенно ужасающее (допустимое, имхо, лишь в отсутствие кириллической клавы, да и то, полагаю, не часто и в виде исключения для сугубо частной переписки).
Л.К.

Владимир Аксайский
Владимир Аксайский
16 дней(-я) назад
В ответ на:  Леонид Коганов

Leonid Koganov, vashi kommentarii vsegda uzhasno interesnyye, emotsional’nyye.
Ne ostavlyayut ravnodushnymi nikogo na ploshchadke TrVN.
Perevod s kirillitsy na latinitsu sdelal Google.
Yesli on pokazhetsya Vam uzhasnym, — Gugl perevedot yego obratno — na kirillitsu.
Gugl ne bankomat
Gugl nam brat
Perevedet tuda i obratno
Besplatno i akkuratno

Леонид Коганов
Леонид Коганов
16 дней(-я) назад

На правах бесплатной рекламухи, нет?
Последние 4 строчки — одобрямс (Жванецкий — копирайт)!
Первые до стиха которые, ужасны беспредельно. Имхо.
Л.К.
«Хиляйте взад обратно!».
К.

Последняя редакция 15 дней(-я) назад от Леонид Коганов
Владимир Аксайский
Владимир Аксайский
15 дней(-я) назад
В ответ на:  Леонид Коганов

Рекламы кого?
Уж точно не себя, — мне она без пользы, — я здесь ник.
Вас? — так Вас и так все и знают и узнают.
К слову, — по мне, любой труд должен оплачиваться, в том числе и рекламирование.
Это я намекаю на отсутствие какой бы то ни было рекламы – только творчество для души ))

Леонид Коганов
Леонид Коганов
15 дней(-я) назад

Рекламы гугльперевода и гугля в целом.
Как там, у Высоцкого Владимира, чуток перефразировав:
«Ты желаешь мне гугля?
Ах ты…(тля, ну, конечно, же, а вы что подумали типа?!)!».
Л.К.

Наталья
Наталья
23 дней(-я) назад

Мне повезло оказаться в первом выпуске Университета…

Алексей В. Лебедев
Алексей В. Лебедев
23 дней(-я) назад

Хотелось бы уточнить. Куда, например, берут на работу выпускников, без диплома гос. образца, с сертификатами и письмами?

Андроник
Андроник
21 дней(-я) назад

Сертификаты и рекомендательные письма во многих кампаниях учитываются при отборе претендентов.

Алексей В. Лебедев
Алексей В. Лебедев
21 дней(-я) назад
В ответ на:  Андроник

Во-первых, обычно учитываются в дополнение к диплому, а не вместо. Вообще, не очень понятно, юридически это считается за высшее образование или нет. Во-вторых, люди, от которых сертификаты и письма, должны быть авторитетны не только в своем кругу (это понятно), а в глазах принимающих на работу. Поэтому и возникает вопрос. Вы можете привести конкретно список мест, куда берут ваших выпускников?

Denny
Denny
21 дней(-я) назад

Посмотрите на их сайт и список курсов. Это некий достаточно случайный набор курсов повышения квалификации. Может оказаться полезен тем, кто хочет что-то освоить, но не может сделать этого в тесных рамках наших ВУЗов.

Ни в малейшей степени не заменяет обычного высшего образования.

Denny
Denny
21 дней(-я) назад

Мне бы пара курсов пригодилась в свое время. Ибо учился я на физика, а пошел работать в биологию, которой меня никто не учил.

Леонид Коганов
Леонид Коганов
20 дней(-я) назад
В ответ на:  Denny

Вы не первый — после замглавреда этой газеты / портала: тот на математика учился и под проф. Гиндикиным даже защитился. Уже после «смены курса».
Л.К.

res
res
19 дней(-я) назад
В ответ на:  Леонид Коганов

Математику легче, поскольку ИМХО все естественные точные науки это прикладная математика.

semen Semenov
semen Semenov
18 дней(-я) назад
В ответ на:  res

Отнюдь. Кто-то в шутку назвал теоретическую физику экспериментальной математикой. Это как-то ближе к истине.

Denny
Denny
18 дней(-я) назад
В ответ на:  semen Semenov

У нас бытовала поговорка, что из математика можно сделать ученого в любой области. Из физика — в любой, кроме математики. Их химика … и т.д.

semen Semenov
semen Semenov
17 дней(-я) назад
В ответ на:  Denny

Из математиков, особенно прикладных, хорошие банкиры получаются.

Рабочйй
Рабочйй
15 дней(-я) назад
В ответ на:  semen Semenov

И русофобы!

semen Semenov
semen Semenov
15 дней(-я) назад
В ответ на:  Рабочйй

Это теперь тоже профессия? Ну-ну…

Владимир Аксайский
Владимир Аксайский
14 дней(-я) назад
В ответ на:  Рабочйй

О диалектическом единстве русофобов и русофилов. 
— Русофобы и русофилы
— Это как ожидание получки и аванс
— Жизни оба типа почему-то милы
— И небезразличен их баланс
У физхимиков и биофизиков есть термин: гидрофильно-липофильный баланс молекулы, ГЛБ.
В зависимости от величины ГЛБ, молекула живет либо только на границе несмешивающихся  фаз, — например, воды и масла, — либо только в объеме одной из них.
В действительности, всё как всегда намного сложнее и интереснее.
Тем не менее, есть фундаментальные закономерности, составляющие набор, свод правил совместной жизни компонентов в многомерном фазовом пространстве гетерогенных систем. Например, правило фаз Гиббса, — оно выражается простой на вид формулой:
f + k = n + 2
здесь f — число степеней свободы системы, k – число фаз, n —  число компонентов, 2 – это минимальное число внешних условий существования системы —  температура и давление.
Научный работник, знакомый с теорией графов, скажет – это уравнение Эйлера.
Похоже, планетарный социум подчиняется аналогичным правилам, — в нём есть место и русофобам, и русофилам  и много кому ещё, — даже дрозофилам ))

Леонид Коганов
Леонид Коганов
14 дней(-я) назад

И нахрена это «многоумие» продемонстрировано именно в данном контексте? Нахрена козе баян?
Для новых стихов? В стиле пркойного Ерёменко: «Она к болту на 28 подносит ключ на 18, хотя никто ея не…»
Л.К.

Владимир Аксайский
Владимир Аксайский
14 дней(-я) назад
В ответ на:  Леонид Коганов

Ну, так это ж и козе понятно, без баяна, — сайт ведь научно-просветительский.
Новый стих? – пожалуйста, в стиле «многоумие»:  
Где мои 17 лет? –
Вопрошал 1 поэт.
А 2 ему в ответ – 
Там же, где 16 лет.
Проверка ответа поэта поэту:  17+1=2+16
Чтобы мой комментарий не воспринимался уж очень всерьез, замечу:
Публичная риторика –   
Это как будто комбинаторика
Перестановки и сочетания
Слов и звуков без понимания ))

Denny
Denny
18 дней(-я) назад
В ответ на:  Леонид Коганов

Ни к коем разе не претендую на исключительность. Привел себя просто как довольно распространенный пример. Особенно для биологии. Вокруг меня дай бог половина с биологическим образованием. Физики, химики, медики, инженеры-технари и пр. Возможность «добрать» биологию была бы очень кстати для многих. Ровно как и биологам догнать коллег в смежных областях, методы которых активно используются.

Леонид Коганов
Леонид Коганов
16 дней(-я) назад
В ответ на:  Denny

https://freemoscow.university/course/osnovy-biologii-kletki/
Просьба считать инфой, а не рекламой (ни по какому!).
Л.К.

Denny
Denny
15 дней(-я) назад
В ответ на:  Леонид Коганов

Да, я это видел. Мой пост в известном смысле этим и навеян..

Леонид Коганов
Леонид Коганов
15 дней(-я) назад
В ответ на:  Denny

Ну так поддержали б материально (по мелочи), если, разумеется, имеете такую возможность (просьба / призыв к…).
Л.К.

Denny
Denny
15 дней(-я) назад
В ответ на:  Леонид Коганов

Была такая мыслишка, но быстро прошла. Есть тут некий запашок… Началось с того, что кое-кого поперли из ВШЭ. Назвались, разумеется, университетом. Проект волонтерский… поэтому помогите материально… А в наши дела (особенно в финансовые) не суйтесь…

Нет, я с такими конторами дел не имею.

Хотя сама идея свободных доп. курсов для развития и расширения образования неплоха.

Denny
Denny
22 дней(-я) назад

Как-то про финансы глухо. Кто оплачивает весь банкет? На что живут профессора? Или они просто отрывают время от основного места работы?

Андроник
Андроник
21 дней(-я) назад
В ответ на:  Denny

Это волонтёрский проект. Отчёт о наших внутренних делах — касается только профессоров.

Denny
Denny
21 дней(-я) назад
В ответ на:  Андроник

Да мне, в общем, безразличны ваши дела. Хотели показать себя как мутную контору со странными финансами — получилось.

Владимир Аксайский
Владимир Аксайский
21 дней(-я) назад

Проект Свободного дистанционного университета радует.
Похоже, в РФ никогда не было и не будет недостатка в прекраснодушных высокообразованных россиянах, готовых бескорыстно и щедро делиться знаниями с добровольными учениками.
И всегда появляются самобытные инициативные личности, способные найти таких россиян и скомбинировать, сконфигурировать  их в свободный самоуправляемый коллектив – кооператив, контору, агентство, университет, союз…
Спасибо им и поддержим их — ударим автообразованием по бездуховности и разгильдяйству!

Леонид Коганов
Леонид Коганов
21 дней(-я) назад

Да, ударим!
Чай, не кувалдой бьём.
Л.К.

Владимир Аксайский
Владимир Аксайский
20 дней(-я) назад
В ответ на:  Леонид Коганов

Согласен, — «ударим» — звучит избыточно эмоционально, но это не моё, — это из нетленного наследия гроссмейстера О. Бендера.

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (7 оценок, среднее: 3,29 из 5)
Загрузка...